Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска" поданную через суд первой инстанции 25 апреля 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 6 марта 2023 г.
по административному делу N 2а-2259/2022 по административному исковому заявлению Сливного Михаила Петровича о признании бездействия администрации г. Горно-Алтайска в части непринятия мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом незаконным.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Траудт О.Г, представляющей интересы Муниципального учреждения "Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска", поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Сливного М.П, его представителя Раенко Е.П, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сливной М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом (далее - МКД) по адресу: "адрес" возложении обязанности в трехмесячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу осуществить межевание и постановку на кадастровый учет земельного участка площадью необходимой для обслуживания указанного МКД.
Требования мотивирует тем, что административный истец является собственником квартиры "адрес". В строительной декларации на данный МКД предусматривалась придомовая территория с парковкой, детской площадкой и иной инфраструктурой. Однако в настоящее время МКД не имеет собственного земельного участка, что нарушает права собственников помещений в нем, так как невозможно определить и распределить расходы по содержанию общего имущества, отсутствует возможность осуществлять текущий ремонт инфраструктуры, расположенной на придомовой территории. На обращения в Администрацию г. Горно-Алтайска Сливной М.П. получил ответ о том, что правом принять решение о формировании земельного участка обладают собственники помещений в МКД.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 3 ноября 2022 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 6 марта 2023 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 3 ноября 2022 г. отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Сливного М.П. удовлетворено, признано незаконным бездействие Администрации города Горно-Алтайска, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес"; на Администрацию города Горно-Алтайска возложена обязанность осуществить мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью необходимой для обслуживания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу; на Администрацию города Горно-Алтайска возложена обязанность сообщить в суд и административному истцу Сливному М.П. об исполнении настоящего апелляционного определения в течение месяца со дня его исполнения; с Администрации города Горно-Алтайска в пользу Сливного М.П. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает, что обязанность по образованию земельных участков под многоквартирными домами по адресу: "адрес" возложенная статьей 16 Федерального закона N 189-ФЗ на Администрацию города Горно-Алтайска, исполнена в 2009, 2015 гг, что подтверждается приложенными выписками из ЕГРН, фрагментом ортофотоплана. Кроме того, Администрацией города Горно-Алтайска проведена работа по определению возможности подготовки проекта межевания территории и корректировки проекта планировки территории общественно-деловой и многоэтажной застройки квартала в границах улиц: Социалистическая, Чорос-Гуркина Г.И, Проточная в г. Горно-Алтайске, утвержденный распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 24 апреля 2015 г. N 547-р, в соответствии с которым определяются границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома согласно требованиям приказа Минстроя России от 7 марта 2019 г. N 153/пр "Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома" в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. исполнить указывает, что апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 6 марта 2023 г. путем образования отдельных земельных участков под каждым многоквартирным домом не представляется возможным. При этом действующим законодательством не установлен запрет на формирование единого земельного участка, на котором расположены два и более отдельно стоящих многоквартирных дома.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Сливной М.П. на основании договора долевого участия в строительстве от 12 марта 2014 г. N является собственником квартиры N в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N расположенном по адресу: "адрес" Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: "адрес" с кадастровым номером N
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведениям публичной кадастровой карты, имеющимся в общем доступе в сети "Интернет" в пределах земельного участка с кадастровым номером N помимо названного выше многоквартирного жилого дома, расположена часть (примерно 2/3) многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, имеющего адрес: "адрес"
Многоквартирный жилой дом по "адрес" расположен на трех земельных участках, имеющих кадастровые номера: N, площадью "данные изъяты" кв.м.; N, площадью "данные изъяты" кв.м.; N, площадью "данные изъяты" кв.м.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 14 августа 2009 г, относится к категории земель населенного пункта, имеет разрешенный вид использования - для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, передавался Администрацией г. Горно-Алтайска по договору аренды от 18 января 2012 г. N "Строительное управление N1" на срок с 18 января 2012 г. по 18 января 2014 г.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 24 июня 2015 г, относится к категории земель населенного пункта, имеет разрешенный вид использования - для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, передавался Администрацией г. Горно-Алтайска по договору аренды от 20 августа 2015 г. "данные изъяты" ООО "Строительное управление N1" на срок с 6 ноября 2013 г. по 6 ноября 2015 г.
Земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 1 июня 2009 г, относится к категории земель населенного пункта, имеет разрешенный вид использования - для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, передавался Администрацией г. Горно-Алтайска по договору аренды от 12 ноября 2013 г. N "Строительное управление N 1" на срок с 6 ноября 2013 г. по 6 ноября 2015 г.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем земельного участка с кадастровым номером N является муниципальное образование "города Горно-Алтайск", данные о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами N отсутствуют.
В непосредственной близости от дома административного истца находятся многоквартирные жилые дома по "адрес", расположенные на земельном участке с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м.
Административный истец Сливной М.П. неоднократно обращался в Администрацию г. Горно-Алтайска, МУ "Управлением имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: "адрес" кадастровый номер: N
Администрацией г. Горно-Алтайска, МУ "Управлением имущества, градостроительства и земельных отношений г. Горно-Алтайска" 20 мая 2019 г, 22 мая 2019 г, 15 августа 2019 г, 12 сентября 2019 г, 18 ноября 2019 г, 12 октября 2020 г, 11 ноября 2021 г, 19 апреля 2022 г, 4 июля 2022 г. даны ответы на заявления административного истца, из которых следует, что многоквартирные жилые дома, по адресу: "адрес" введены в эксплуатацию в 2015 году, расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N которые сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в 2009 г. Разъяснено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: "адрес" на общем собрании имеют право принять решение о формировании отдельных земельных участков под каждым многоквартирным жилым домом путем объединения земельных участков и последующего раздела земельных участков.
Полагая свои права нарушенными, указывая, что земельный участок с кадастровым номером N не сформирован под многоквартирным жилым домом, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявление.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 2, 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по "адрес" является сформированным, размещение на земельном участке двух многоквартирных жилых домов действующим законодательством не запрещено, в связи с чем оспариваемое бездействие по формированию земельного участка под МКД административным ответчиком не допущено. Земельные участки с кадастровыми номерами N с момента регистрации права собственности первого лица на помещения в многоквартирном доме по "адрес" перешли в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, решение относительно формирования отдельных земельных участков под каждым домом находится в компетенции общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома и орган местного самоуправления не правомочен принимать решение о судьбе указанных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта не согласился с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда, судебная коллегия указала, что административный ответчик в силу закона обязан был инициировать по обращению административного истца, как собственника квартиры в многоквартирном доме, обратившегося в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, подготовку документации по формированию земельного участка, однако не сделал этого, допустив незаконное, нарушающее права заявителя бездействие, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Судебная коллегия пришла к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о признании незаконным бездействия по отказу в формировании земельного участка под многоквартирным домом, указав, что бездействие Администрации города Горно-Алтайска нарушает право административного истца на объективное рассмотрение его заявления в соответствии с требованиями закона, препятствуя тем самым реализации его прав. В этой связи, в целях восстановления нарушенного права Сливного М.П, судебная коллегия возложила на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение права и законных интересов административного истца путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Реализация вышеуказанной обязанности относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учёта земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П).
Из материалов административного дела спорный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет 14 августа 2009 г, с видом разрешенного использования "для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями", в Единый государственный реестр недвижимости сведения о правах на земельный участок не внесены.
Как правильно указал суд первой инстанции раздел сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, в целях формирования земельного участка под конкретным многоквартирным домом, осуществляется на основании волеизъявления всех субъектов общедолевой собственности в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством, в том числе положений статей 246, 247, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких данных, поскольку при установленных по настоящему делу обстоятельствах вопрос формирования земельного участка под многоквартирными жилыми домами был уже разрешен, земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, в силу закона у собственников помещений в двух МКД возникло право общедолевой собственности на земельный участок, следовательно, дальнейшее распоряжение данным земельным участком, в том числе путем раздела, находится в исключительной компетенции собственников помещений двух многоквартирных домов, которые на нём расположены. Орган местного самоуправления не может с учётом приведённых выше положений гражданского и земельного законодательства в административном порядке изменить правовой режим спорного земельного участка.
Поскольку выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований об отказе в их удовлетворении являются правильными, постановлены при верном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 6 марта 2023 г. отменить. Решение Горно-Алтайского городского суда от 3 ноября 2022 г. оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.