Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Вольной Е.Ю., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу администрации города Иркутска на определение Иркутского областного суда от 20 февраля 2023 года по административному делу N3а-7/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " А." об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью " А." (далее - ООО " А.") обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости.
Вступившим в законную силу решением Иркутского областного суда от 12 января 2023 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N в размере его рыночной стоимости - 17 125 140 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 16 марта 2022 года.
26 января 2023 года заинтересованное лицо администрация города Иркутска обратилось в суд с заявлением о возмещении понесенных при рассмотрении административного дела судебных расходов, в котором просило взыскать с ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости" расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 38 000 рублей.
Определением Иркутского областного суда от 20 февраля 2023 года в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказано.
С указанным определением не согласился представитель администрации города Иркутска - Д. в частной жалобе просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу.
В обоснование жалобы указано, несмотря на то, что формально решение суда и принято не в пользу административных ответчиков, администрация города Иркутска, при таких обстоятельствах, не является лицом, участвующим в данном деле на стороне административных ответчиков, в связи с чем, судебные расходы подлежали возложению на областное государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", которое непосредственно проводило работы по государственной кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером N в 2020 году.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено без проведения судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (пункт 1).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 указанного Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 года N20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Известные судебной практике возможности взыскания с соответствующего органа судебных расходов в случае недостоверности предоставленных им сведений об объекте оценки не покрывают все варианты затрагивающих права граждан и организаций ошибок в кадастровой деятельности, которые могут возникать, в частности, при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 года N969-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области" в размере 58 745 593, 64 рублей, по состоянию на 01 января 2020 года.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец в подтверждение заявленных требований представил подготовленный оценщиком ООО " "данные изъяты"" Ч. отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N N (том 1 л.д. 49-98).
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке, судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, стоимость которой составила 38 000 рублей.
Расходы по проведению экспертизы были возложены на лицо, заявившее ходатайство об ее проведении - администрацию города Иркутска, которое исполнило свою обязанность по оплате в полном объеме.
По результатам судебной экспертизы экспертом ФБУ Иркутская ЛСЭ П. представлено заключение N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляет 39 449 503 рубля (том 2 л.д. 16-77).
Определением Иркутского областного суда от 14 ноября 2022 года удовлетворено ходатайство представителя административного истца ООО " А." - Т. о назначении по делу повторной судебной экспертизы.
По результатам повторной судебной экспертизы экспертом ООО " "данные изъяты"" Н. представлено заключение N N от "адрес", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2020 года составляет 17 125 140 рублей (том 2 л.д. 180-227).
Решением Иркутского областного суда от 12 января 2023 года установлена по состоянию на 01 января 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - 17 125 140 рублей.
Установленная по результатам государственной оценки кадастровая стоимость указанного земельного участка - 58 745 593, 64 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, отличается от его рыночной стоимости - 17 125 140 рублей на 70, 8%.
Отказывая во взыскании судебных расходов, суд первой инстанции исходил из того, что отличие кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости от его рыночной стоимости свидетельствует о наличии ошибки при проведении государственной кадастровой оценки, и поскольку решение суда принято не в пользу административного ответчика, администрация города Иркутска, участвующая в данном деле на стороне административного ответчика, заявившая ходатайство по своей инициативе и понесшая судебные расходы на проведение судебной экспертизы, не вправе требовать взыскания данных расходов ни с административного истца, ни с ОГБУ "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости".
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на требованиях процессуального законодательства и соответствуют обстоятельствам дела.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела имеется кратное расхождение, более чем в 3 раза между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, что является существенным, выходит за пределы диапазона допустимых отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, приводящей к нарушению конституционных прав административного истца.
Такое отличие кадастровой стоимости от рыночной стоимости объекта недвижимости уже само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, и не требует представления в материалы дела дополнительных доказательств отступления от правил кадастровой оценки объекта недвижимости.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт, могут быть возмещены указанным лицам, если их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами (ст. 47 КАС РФ), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу названных лиц не зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Довод частной жалобы о том, что администрация города Иркутска не является лицом, участвующим в данном деле на стороне административных ответчиков, в связи с чем судебные расходы подлежали возложению на областное государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", которое непосредственно проводило работы по государственной кадастровой оценке земельного участка с кадастровым номером N в 2020 году, не могут быть признаны обоснованными.
Согласно части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица участвуют в административном деле на стороне административного истца или административного ответчика.
Из материалов дела следует, что ООО " А." обратилось в суд с административном иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, мотивируя это тем, что кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка превышает рыночную стоимость и нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административными ответчиками по делу являлись Правительство Иркутской области, утвердившее результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, и областное государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости", проводившее работы по его государственной кадастровой оценке.
Администрация города Иркутска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Иркутск, на территории которого находится спорный земельный участок и подлежит уплате согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) местный земельный налог, в связи с чем по данному делу, исходя из доводов административного искового заявления о нарушении права административного истца на справедливое и экономически обоснованное налогообложение, податель жалобы участвует в статусе заинтересованного лица на стороне административных ответчиков.
Так как процессуальное поведение администрации города Иркутска, связанное с заявлением ходатайства о проведении судебной экспертизы по делу и ее последующая оплата, не способствовали принятию судебного акта, который можно расценить как принятый в пользу административных ответчиков (об отказе в удовлетворении административного искового заявления), то судебные издержки по оплате судебной экспертизы не подлежат возмещению подателю жалобы.
Учитывая изложенное, доводы частной жалобы не опровергают выводы суда, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Иркутского суда от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации города Иркутска - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Е.Ю.Вольная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.