Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Жудова Н.В. и Зюлина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 12 апреля 2023 года, в суд кассационной инстанции с делом - 13 апреля 2023 года) на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 июня 2022 года, вынесенные
по административному делу N 2а-852/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Управления Минюста России
по Московской области ФИО8, Управлению Минюста России
по Московской области о признании распоряжений незаконными, обязании предоставить возможность возврата имущества организации
заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику Управления Минюста России по Московской области ФИО8, Управлению Минюста России по Московской области, в котором
просил признать незаконными распоряжения Управления Минюста России по Московской области N 1743-Р от 23 августа 2018 года, и N 2154-р
от 18 октября 2018 года.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии
с оспариваемым распоряжением произведена регистрация ликвидации Общественной организации воспитанников детских домов интернатов
и инвалидов.
Считает оспариваемые распоряжения незаконными, поскольку они вынесены на основании документов, поданных ликвидатором ФИО6, которую учредители ликвидатором не выбирали. Председатель правления ООВДДИиИ ФИО5 с целью присвоения имущества организации-земельного участка и магазина "Дивный мир" по адресу: г. Коломна, ул. Лажечникова д.1А через ФИО6 осуществил процедуру ликвидации организации и вывел указанное имущество.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 июня 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административным истцом ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения судами норм материального права. Указывает на ненадлежащую оценку его доводов судами нижестоящих инстанций.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО9 доводы кассационной жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца и его представителя, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией
и (или) ликвидацией общественных объединений, их государственной регистрацией регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), а также Федеральный законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи
с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом
в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения
о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
На основании пункта 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
В пункте 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В пункте 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения
о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
На основании пункта 9 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица
в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, подтверждающее, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюден, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях, а также ликвидационный баланс.
Документы, предусмотренные статьей 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (пункт 3 статьи 22 Федерального закона
N 129-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности (статья 6 Федерального закона N 82-ФЗ).
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений является общественная организация, которая представляет собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами
об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (статьи 7-8 Федерального закона N 82-ФЗ).
На основании статьи 26 Федерального закона N 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Государственная регистрация общественного объединения в связи
с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ, с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным Федеральным законом.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, осуществляются Министерством юстиции Российской Федерации на основании Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.
Порядок принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, действовавший на момент возникновения спорного правоотношения, установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 30 декабря 2011 года N 455.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15 ноября
2017 года в Управление Минюста России по Московской области поступило уведомление по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации Общественной организации воспитанников детских домов, интернатов
и инвалидов и назначении ликвидатора в лице ФИО6, утвержденного протоколом конференции N 2 от 13 ноября 2017 года.
На основании распоряжения Управления Минюста России по Московской области N 2817-Р от 12 декабря 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации организации и назначении ликвидатора.
31 июля 2018 года в Управление Минюста России по Московской области было представлено уведомление по форме N Р15001 о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса организации, утвержденного протоколом конференции N 3 от 10 июля 2018 года.
На основании распоряжения Управления Минюста России по Московской области N 1743-Р от 23 августа 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса организации.
15 октября 2018 года в Управление Минюста России по Московской области было представлено заявление о ликвидации юридического лица
по форме N Р15001 и утверждении окончательного ликвидационного баланса организации, утвержденного протоколом конференции N 4 от 14 сентября 2018 года.
На основании распоряжения Управления Минюста России по Московской области N 2154-Р от 18 октября 2018 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Общественной организации воспитанников детских домов, интернатов и инвалидов.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые распоряжения вынесены Управлением Минюста России по Московской области в рамках его компетенции и в соответствии с установленной процедурой на основании документов, отвечающих требованиям действующего законодательства
и положениям Устава организации, при отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.
С учетом установленных по административному делу обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах административного дела доказательствами, оценка которых в полной мере соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций верными, исчерпывающе мотивированными и основанными на правильном применении и толковании вышеперечисленных положений законодательства.
При этом, как верно отмечено судами нижестоящих инстанций, споры относительно вопросов управления юридическим лицом не могут быть разрешены посредством предъявления иска к регистрирующему органу.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой
и апелляционной инстанций по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 июня
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.