Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Клюевой А.И, судей Аванесовой Г.А, Пономарева А.Н, при помощнике судьи Шидаковой Р.Х, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8491/2022 (уникальный идентификатор дела 77RS0016-02-2022-017769-34) по иску Яблонской... к ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги
по апелляционной жалобе Яблонской С.К. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 7 сентября 2022 г, заслушав доклад судьи Пономарева А.Н, выслушав представителя ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" - Можарову О.М, полагавшую решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Мещанского районного суда города Москвы от 7 сентября 2022 г. в удовлетворении названного выше иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Яблонской С.К. основания иска, связанные с тем, что ответ ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" от 23 мая 2022 г. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по мотиву наличия у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг является незаконным и необоснованным. Истец просила обязать ответчика повторно рассмотреть ее заявление.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст.ст. 159 ч. 5, 160 ч. 3 Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", постановлению Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-1111 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве", постановлению Правительства Москвы от 27.03.2012г. N 111 -1111 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесение изменений в правовые акты Правительства Москвы", нормам Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". суд принял во внимание отсутствие возражений ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий", оценил представленные истцом доказательства и пришел к выводу о том, что на момент обращения у Яблонской С.К. имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем в предоставлении субсидии с марта 2022 г. ей отказано правомерно.
В апелляционной жалобе Яблонской С.К. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Яблонская С.К. является членом семьи Яблонской Я.К. - собственника... адрес г. Москвы.
В ответ на обращение Яблонской С.К. о предоставлении субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" сообщил в письме от 23 мая 2022 г. о наличии у собственника жилого помещения Яблонской Я.К. задолженности по оплате.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что заявление Яблонской С.К. не было рассмотрено по существу из-за того, что ранее другому лицу - собственнику жилого помещения Яблонской Я.К. было отказано в предоставлении субсидии.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг") субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
В городе Москве предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы", которым, в частности, утвержден административный регламент предоставления государственной услуги г. Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 27 марта 2012 г. N 111-П).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Административного регламента предоставления государственной услуги г. Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" полномочия по предоставлению государственной услуги в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий".
По смыслу закона, придаваемого ему судебной практикой, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано (п. 8 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 N 5-КГ21-185-К2 также обращено внимание на то, что из приведенных выше нормативных положений следует:
1. Право определенных категорий граждан на получение меры социальной поддержки в форме субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок и условия предоставления субсидии установлены постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в том числе собственников жилых помещений, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2. По общему правилу субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на такую меру социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. После 1 января 2022 г. гражданину, имеющему право на получение субсидии, органом социальной защиты населения не может быть отказано в предоставлении субсидии, если отсутствует подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом непогашенная задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности уполномоченный орган получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;
3. Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или в случае невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.;
4. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии);
5. В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Нормативные положения, регулирующие отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судом первой при рассмотрении настоящих исковых требований не применены, вследствие чего спор разрешен неправильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции не установлены. В частности, не учтено, что объем обязанностей собственника квартиры по исполнению обязанности по внесению жилищно-коммунальных услуг и члена семьи собственника отличен, при этом указанная обязанность не является солидарной.
При таком положении обстоятельствами, имеющими значение по данному делу, являлось исполнение ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" обязанности установить обстоятельства, связанные непосредственно с Яблонской С.К, как члена семьи собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг, свидетельствующие о наличии у нее личной задолженности по оплате услуг, установленной вступившим в законную силу решением суда, и причин образования указанной задолженности.
Между тем ответчиком не представлено доказательств в подтверждение того, что такие обстоятельства были предметом рассмотрения заявления Яблонской С.К. о предоставлении субсидии.
При таком положении решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 7 сентября 2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" в предоставлении Яблонской... субсидии, возложить на ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" обязанность повторно рассмотреть заявление Яблонской... о предоставлении субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение 10 рабочий дней с момента получения копии настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.