Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Гордеева О.В., при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N2а-57/2023 по административному исковому заявлению Башкирцева Дениса Владимировича к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным
по частной жалобе административного истца Башкирцева Дениса Владимировича на определение Симоноского районного суда адрес от 26 января 2023 года об оставлении административного искового заявления без рассмотрения,
УСТАНОВИЛ:
Башкирцев Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным.
Определением Симоновского районного суда адрес от 26 января 2023 года административное исковое заявление фио было оставлено без рассмотрения.
Оставляя административное исковое заявление фио без рассмотрения, суд первой инстанции указал, что административное исковое заявление подписано от имени фио Астафьевым С.В, в доверенности на имя которого отсутствует право на подписание и подачу административного искового заявления.
Административный истец в частной жалобе просит об отмене определения
от 26 января 2023 года как незаконного, утверждая о нарушении судом норм процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; на основании статей 150 и 152 КАС РФ суд апелляционной инстанции определило рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, рассмотрев доводы частной жалобы, проверив определение, суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции об оставлении административного искового заявления фио без рассмотрения ошибочным.
Согласно части 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменном форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявления его в суд. В силу пункта 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Как усматривается из материалов дела, административное исковое заявление фио подписано и подано представителем Астафьевым С.В, действующим на основании доверенности N77АГ 3076216, выданной 26 февраля 2020 года сроком на 5 лет.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Представителями в суде по административным делам согласно части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Согласно части 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд, на подписание и подачу мировому судье заявления о вынесении судебного приказа.
В соответствии с полномочиями, изложенными в доверенности от 26 февраля 2020 года, Астафьев С.В. уполномочен представлять интересы фио во всех судах судебной системы Российской Федерации, в первой, кассационной, надзорной инстанциях судов общей юрисдикции, а также в Верховном Суде Российской Федерации, в том числе при рассмотрении дел по существу, а также в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях, со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу, потерпевшему, в том числе с правом на подписание искового заявления, предъявление его в суд.
Между тем, суд первой инстанции не усмотрел недостатков административного иска в части полномочий представителя административного истца и 26 сентября 2022 года принял административный иск к производству суда.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Учитывая изложенное, в случае возникновения сомнений относительно наличия у представителя административного истца полномочий на подписание и предъявление административного иска, суд должен был предоставить разумный срок для исправления указанных недостатков.
В нарушение указанных норм, суд первой инстанции не указал административному истцу на недостатки административного иска и не установилсрок для их устранения.
Поскольку установленный законом порядок оставления административного искового заявления без рассмотрения судом нарушен, то определение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Симоновского районного суда адрес от 26 января 2023 года отменить; административное дело по административному исковому заявлению Башкирцева Дениса Владимировича к Управлению Росреестра по Москве о признании решения незаконным направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Судья О.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.