Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу руководителя межрегионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России Астраханова Д.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 146 Красноярского судебного района Самарской области от 22 ноября 2022 года, решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Красноярская центральная районная больница",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 146 Красноярского судебного района Самарской области от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Красноярская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ") прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение мировому судье, руководитель межрегионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России Астраханов Д.Ю. просит вынесенные по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлено о подаче должностным лицом жалобы, в установленный срок и.о. главного врача ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" ФИО8. представлены возражения на указанную жалобу, в которых он просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Из материалов дела следует, что 18 октября 2022 года главным специалистом - экспертом межрегионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России составлен протокол об административном правонарушении, из содержания которого следует, что ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" не выполнило в установленный срок до 29 апреля 2022 года предписание N 31 от 28 октября 2021 года.
Названное обстоятельство выявлено должностным лицом межрегионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России ходе проведения внеплановой документарной проверки по исполнению предписания N 31 от 28 октября 2021 года.
При рассмотрении дела по существу мировой судья пришёл к выводу о совершении ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако принимая во внимание истечение срока давности привлечения к административной ответственности, мировой судья производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу должностного лица, правомочного на составление протокола об административном правонарушении, судья второй инстанции, с выводами мирового судьи согласился.
Между тем выводы судебных инстанций об истечении срока давности привлечения к административной ответственности сделаны без учёта положений пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), которым срок исполнения предписания продлён автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Предписанием N 31 от 28 октября 2021 года установлен срок его исполнения до 29 апреля 2022 года.
Следовательно, учитывая приведённое в пункте 8 Постановления N 336 правовое регулирование, срок исполнения предписания автоматически продлён на 90 календарных дней, то есть до 28 июля 2022 года.
Таким образом по настоящему делу срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 29 июля 2022 года и истёк 26 октября 2022 года.
Таким образом, на дату составления протокола об административном правонарушении - 18 октября 2022 года срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истёк, выводы судебных инстанций об обратном являются ошибочными.
При рассмотрении жалобы судьёй второй инстанции доводы должностного лица должной оценки не получили.
Выводы судебных инстанций о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности истёк, подлежат исключению из судебных постановлений.
Имеются также иные основания для внесения изменений в судебные акты.
В силу абзаца 2 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов административного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в её удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учётом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица (пункт 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, постановление мирового судьи о прекращении производства по делу содержит вывод о виновности ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" в совершении названного административного правонарушения.
В частности, мировой судья указал, что на 3 октября 2022 года документы об исполнении предписания не были направлены, таким образом, предписание об устранении нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере донорства крови и её компонентов N 31 от 28 октября 2021 года не выполнено, ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы судьёй второй инстанции данное обстоятельство оставлено без внимания.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения подлежат исключению из судебных постановлений.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение.
На момент рассмотрения жалобы в суде кассационной инстанции срок давности привлечения ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" истёк.
В силу пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 146 Красноярского судебного района Самарской области от 22 ноября 2022 года, решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2023 года отменены быть не могут.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых постановления и решения, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 146 Красноярского судебного района Самарской области от 22 ноября 2022 года, решение судьи Красноярского районного суда Самарской области от 12 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Красноярская центральная районная больница" изменить, исключив из них:
- вывод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности на момент составления протокола об административном правонарушении, - указание на то, что ГБУЗ СО "Красноярская ЦРБ" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В оставшейся части названные постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу руководителя межрегионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства России Астраханова Д.Ю. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.