Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 10 мая 2023 года кассационную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 года по административному делу N 3а-252/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" о признании недействующими в части приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года N 390-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год", приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 декабря 2021 года N 392-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год".
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения представителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Долгова О.В, представителя заинтересованного лица Публичного акционерного общества "Россети Волга" - Павловой А.В, представителя заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы - Карпуся П.Б, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя акционерного общества "Ульяновская сетевая компания" - Жирновой Т.В, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты не подлежащими отмене либо изменению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее - Агентство, тарифный орган, административный ответчик) принят приказ N 390-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год" (далее - приказ Агентства от 27 декабря 2021 года N 390-П).
В пункте 5 Приложения к указанному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между публичным акционерным обществом "Россети Волга" (далее - ПАО "Россети Волга") и акционерным обществом "Ульяновская сетевая компания" (далее - АО "УСК") - двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям.
Данный Приказ опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300012.
10 января 2022 года Агентством принят приказ N 1-П "О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области", которым, в частности, внесены изменения в пункт 5 Приложения к приказу N 390-П в части установленного тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Волга" и АО "УСК", - двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям.
Данный Приказ опубликован 12 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202201120003.
27 декабря 2021 года Агентством принят приказ N 392-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год" (далее - приказ Агентства от 27 декабря 2021 года N 392-П).
В Приложении N 1 к указанному приказу содержится таблица 1, в пункте 2 которой утверждена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) без учёта оплаты потерь для АО "УСК" в размере 530 791, 15 тыс. руб, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области.
Приказ официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300011.
АО "УСК" обратилось в суд с административным иском (с учётом уточнения), в котором просило:
- признать недействующими со дня принятия пункт 1 приказа Агентства от 27 декабря 2021 года N 390-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "Россетти Волги" и АО "УСК" на территории Ульяновской области (строка 5 Приложения к приказу);
- признать недействующими со дня принятия подпункт 1.1 пункта 1 приказа N 392-П в части установления необходимой валовой выручки (НВВ) для АО "УСК" без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области (строка 2 таблицы N 1 Приложения N 1 к приказу);
- возложить на Агентство обязанность по принятию заменяющих нормативных актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- взыскать расходы по оплате госпошлины.
В обоснование иска указало на то, что АО "УСК" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
При расчете необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2022 год в её состав не были включены предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке инвестиционной программой на 2022- 2026 годы расходы на её исполнение в размере 63, 387 млн. руб. (без НДС) - прибыль, направляемая на инвестиции. Данные расходы не были включены в НВВ на 2022 год с целью не допустить превышение предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии на 2022 год, утвержденного ФАС России, и в связи с отсутствием согласования превышения установленного предельного уровня тарифа.
АО "УСК" не согласилось с утвержденным размером НВВ и, соответственно, с установленным на основе НВВ размером индивидуального тарифа для взаиморасчета с ПАО "Россети Волга", поскольку утвержденный размер НВВ является экономически необоснованным и не позволит АО "УСК" выполнить мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учёта электрической энергии её потребителям. Это, в свою очередь, может привести к неоплате потребителями электрической энергии.
Указывает на то, что действующее законодательство допускает возможность установления тарифа с превышением установленного ФАС России предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии при согласовании указанного решения с ФАС, чего Агентством в данном случае сделано не было.
Частичное исполнение АО "УСК" инвестиционной программы в предыдущий период регулирования (2020 год) было вызвано пандемией и явилось основанием для корректировки НВВ на 2022 год путем исключения из НВВ 37 272, 44 тыс. руб. - денежных средств, неосвоенных в 2020 году на реализацию инвестиционной программы.
Решением Ульяновского областного суда от 24 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 года, административное исковое заявление АО "УСК" удовлетворено; признаны недействующими со дня принятия пункт 1 приказа Агентства от 27 декабря 2021 года N 390-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год" в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО "Россети Волга" и АО "УСК" на территории Ульяновской области (строка 5 Приложения к приказу); подпункт 1.1 пункта 1 приказа Агентства от 27 декабря 2021 года N 392-П в части установления необходимой валовой выручки для АО "УСК" без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (строка 2 таблицы N 1 Приложения N 1); на Агентство возложена обязанность по принятию заменяющих нормативных актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; с Агентства в пользу АО "УСК" взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 4500 руб.
В кассационной жалобе Агентство ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судами при рассмотрении спора не учитывались доводы административного ответчика о том, что АО "УСК" в адрес тарифного органа информация о согласовании решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) направлена не была, аналогично данная информация не была представлена и в суд.
Тарифный орган в жалобе обращает внимание на то, что Агентство не давало окончательного заключения по тарифам и источникам финансирования на 2022 год в рамках проектов инвестиционных программ, поскольку данное заключение содержит ссылку на то, что указанное решение будет приниматься в конце 2021 года после завершения экспертиз предложений сетевых организаций по размеру НВВ.
По мнению заявителя, необоснованно отклонены доводы тарифного органа о том, что из заложенных в тариф на 2020 год средств в размере 86 427, 77 тыс. руб. (амортизация 40 927, 77 тыс. руб, капитальные вложения из прибыли 45 500, 00 тыс. руб.) фактически освоено АО "УСК" средств на сумму 49 153, 33 тыс. руб. (амортизации - 40 927, 77 тыс. руб, капитальные вложения из прибыли - 8 227, 56 тыс. руб.). Таким образом, по расчёту Агентства за 2020 год АО "УСК" не освоено 37 272, 44 тыс. руб. Рост величины НВВ АО "УСК" на 2022 год по сравнению в 2021 годом составляет 3, 02%, что соотносится с максимальным ростом ставки на содержание (3, 5%) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденной приказом ФАС России N 1429/21.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения Арбитражного суда города Москвы и Девятого Арбитражного Апелляционного суда, которым дана оценка, и были признаны ими обоснованными.
Вместе с тем, судом первой инстанции данные доводы были отклонены со ссылкой на то, что решение Арбитражного суда города Москвы не вступило в законную силу, а суд апелляционной инстанции, отклонил данные доводы, ничем их не мотивировав.
Кроме того, включение тарифным органом в состав НВВ административного истца расходов по статье "прибыль на капитальное вложение" в сумме 63 387 тыс. руб, повлечет за собой необходимость пересмотра единых (котловых) тарифов для всех сетевых организаций Ульяновской области. При этом, реализовать пересмотр единого (котлового) тарифа сетевых организаций региона тарифному органу не представляется возможным ввиду того, что период, на который устанавливается данный тариф, окончен.
Также судами не учтено, что судебное решение неисполнимо в связи с противоречивостью двух судебных актов: решение арбитражного суда и решение Ульяновского областного суда, и включение указанной суммы в состав НВВ АО "УСК" будет подразумевать незаконное действие со стороны Агентства, поскольку это будет противоречить выводам, указанных в решении ФАС России и судебным актам Арбитражных судов.
В судебном заседании представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Долгов О.В. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители заинтересованных лица ПАО "Россети Волги" - Павлова А.В, Федеральной антимонопольной службы - Карпусь П.Б... поддержали кассационную жалобу тарифного органа, просили судебные акты отменить. Представитель АО "УСК" Жирнова Т.В. в удовлетворении кассационной жалобы просила отказать, судебные акты оставить без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлена судами, АО "УСК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.
27 декабря 2021 года Агентством принят приказ N 390-П "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год".
В пункте 5 Приложения к указанному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Волга" и АО "УСК" - двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям.
Данный Приказ опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300012.
10 января 2022 года Агентством приказ N 1-П "О внесении изменений в отдельные приказы Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области", которым, в частности, внесены изменения в пункт 5 Приложения к приказу N 390-П в части установленного тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО "Россети Волга" и АО "УСК" - двухставочный и одноставочный тарифы с разбивкой по полугодиям.
Данный Приказ опубликован 12 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202201120003.
27 декабря 2021 года Агентством принят приказ N 392-П "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год".
В Приложении N 1 к указанному приказу содержится таблица 1, в пункте 2 которой утверждена НВВ без учета оплаты потерь для АО "УСК" в размере 530 791, 15 тыс. руб. учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области.
Приказ официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер публикации 7301202112300011.
Агентством по регулированию цен и тарифов при установлении тарифа для АО "УСК" применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Период регулирования - 2022-2026 годы.
Разрешая административный спор по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, установив, что приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 23 сентября 2021 года N 197-од утверждена инвестиционная программа АО "УСК", и что тарифный орган при определении размера НВВ на 2022 года не включил в состав НВВ предусмотренные инвестиционной программой на 2022 года денежные средства на её реализацию в размере 63 387, 17 тыс. руб. (расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли), пришёл к выводу о том, что предусмотренные инвестиционной программой АО "УСК" на 2022 год расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли в указанной сумме подлежали включению в НВВ АО "УСК" на 2022 год.
Суд апелляционной инстанции согласился с мнением суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит выводы судов основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В указанных случаях суду необходимо проверять, приняты ли оспариваемый акт или его часть в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Применяя руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации к разрешению данного административного спора, суды пришли к правильным выводам о принятии оспариваемых нормативных правовых актов компетентным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленной законом процедуры.
В данной части законность судебных актов в кассационной жалобе под сомнение не ставится, и, исходя из положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к предмету проверки суда кассационной инстанции отнесены быть не могут.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Закон об электроэнергетике и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами регулирования цен.
Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования цен определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Пунктом 38 Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) данного документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 данного документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлен Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, к которым, в частности, относится величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 11 Методических указаний N 98-э включают в себя, в том числе, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Аналогичные положения предусмотрены в главе II Методических указаний N 98-э.
Так, в пункте 4 Методических указаний N 98-э указано, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учётом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний НВВ.
В пункте 11 Главы III Методических указаний N 98-э приведена формула (1) для расчета НВВ базового (первого) года регулирования, которая включает в себя показатель НР1 - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для базового года долгосрочного периода регулирования.
При этом неподконтрольные расходы состоят, в том числе, из расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, которые определяются в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым данного пункта.
Таким образом, размер расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, подлежащих включению в НВВ, определяется на основе утвержденной инвестиционной программы, с учетом ограничения указанных расходов размером 12% от НВВ, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями.
Абзацем 8 пункта 32 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно пункту 49 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку: ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации; соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.
Как верно отмечено судами обеих инстанций, приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 23 сентября 2021 года N 197-од утверждена инвестиционная программа АО "УСК" на 2022-2026 годы.
Согласно указанной инвестиционной программе размер инвестиций на 2022 год составил 108, 076 млн. руб. Источниками финансирования инвестиционной программы явились амортизация - 44 688, 85 тыс. руб. и прибыль на капитальные вложения - 63 387, 17 тыс. руб.
При этом, 93, 19 млн. руб. инвестиционной программы предусмотрены на организацию интеллектуальной системы учета электроэнергии - для выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике.
Судебные инстанции верно констатировали, что инвестиционная программа АО "УСК" на 2022-2026 годы до её утверждения во исполнение пункта 19 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 977, направлялась в Агентство для согласования.
В заключении Агентства, направленном 18 августа 2021 года в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды, указано в том числе на то, что в принятых тарифных условиях при включении в 2022 году в НВВ суммы 63, 387 млн. руб. её размер не превысит прогнозных индексов роста потребительских цен и тарифов. Следовательно, при прочих равных условиях сверхпредельные ценовые (тарифные) последствия при включении указанного выше проекта инвестиционной программы на 2022 год в тарифы на услуги по передаче электрической энергии отсутствуют.
Таким образом, суды, исходя из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность корректировки НВВ на очередной период регулирования путем исключения из НВВ расходов на реализацию не исполненных инвестиционных проектов в прошлом периоде регулирования, а не полное исключение расходов по статье "Прибыль на капитальные вложения" из НВВ текущего периода регулирования, пришли к обоснованному выводу о том, что предусмотренные инвестиционной программой АО "УСК" на 2022 год расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли в сумме 63, 387 млн. руб. подлежали включению в НВВ АО "УСК" на 2022 год, однако означенные расходы неправомерно не включены в НВВ.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает, что судами обеих инстанций правильно применены положения тарифного законодательства, верно определены юридически значимые обстоятельства, надлежаще оценены представленные сторонами доказательства, а постановленные судебные акты являются законными и обоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, с учётом положений пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2019 года N 1483/19, правомерными являются выводы судов нижестоящих инстанций об обязанности органа регулирования в случае превышения предельных уровней тарифов направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального.
Ссылки в кассационной жалобе административного ответчика на судебные акты Арбитражных судов, которыми отказано в удовлетворении требований АО "УСК" об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по результатам рассмотрения заявления АО "УСК" о наличии разногласий по оспариваемым в рамках данного административного дела приказам Агентства по регулированию цен и тарифов, не могут повлечь отмену судебных актов в силу следующего.
В силу пункта 33 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, разногласия, возникающие между исполнительными органами субъектов Российской федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, рассматриваются Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке.
При этом, пунктом 33 (1) указанных выше Правил, установлено, что передача разногласий, указанных в пункте 33 настоящих Правил, на рассмотрение Федеральной антимонопольной службе не препятствует обжалованию решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в установленном порядке в суде.
Таким образом, сам по себе факт рассмотрения Федеральной антимонопольной службой разногласий, возникших между АО "УСК" и Агентством по регулированию цен и тарифов, с вынесением решения об отказе в удовлетворении заявления АО "УСК", и последующее обжалование данного решения в судебном порядке, не препятствуют АО "УСК" оспаривать в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты об установлении тарифов, принятых Агентством по регулированию цен и тарифов, в связи с которым возникли разногласия между АО "УСК" и тарифным органом.
При этом предметом административного иска по настоящему делу является соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемых нормативных правовых актов тарифного органа, а не решения Федеральной антимонопольной службы, на что указано также судом апелляционной инстанции при рассмотрении аналогичных доводов апелляционной жалобы тарифного органа.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении судов.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ульяновского областного суда от 24 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 22 июня 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.