Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турпулхановой Мадины Исаевны к войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным исчисление выслуги лет, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении в состав выслуги лет периода службы в органах внутренних дел, по кассационной жалобе Турпулхановой Мадины Исаевны на решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 февраля 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Федеральной службы войск национальной гвардии-Петухова В.Н, действовавшего на основании доверенности от 16 июня 2023 года, возражавших относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Турпулханова М.И. обратилась в суд с исковым заявлением к войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным исчисление выслуги лет, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о включении в состав выслуги лет периода службы в органах внутренних дел.
Решением Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Турпулхановой М.И. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, изучив материалы данного гражданского дела, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
В соответствии с пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.
Статьей 7 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
В целях реализации статьи 7 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, ФГКУ "Росвоенипотека" осуществляет открытие, закрытие именных накопительных счетов участников НИС, а также внесение в них изменений, на основании сведений регистрирующих органов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 09 февраля 2021 года N 43 утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках Национальной Гвардии Российской Федерации, согласно пункта 3 раздела 1 которого к участникам НИС относятся военнослужащие, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы относятся к участникам накопительно-ипотечной системы.
В соответствии с п.п. "б" п.2 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", одним из оснований возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с данным Федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более, по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (до 3 июля 2016 года - во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Пунктом 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, установлено, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, приказом командира войсковой части 6779 от 22 ноября 2010 года N 2186 с/ч ФИО5 зачислен в списки личного состава воинской части и на все виды довольствия как заключивший контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России сроком на три года с 22 ноября 2010 года по 22 ноября 2013 года. Назначен на должность сварщика- такелажника ремонтной мастерской (автобронетанковой техники) батальона оперативного назначения.
Данным приказом объявлена выслуга лет для установления процентной надбавки по состоянию на 22 ноября 2010 года - 00 лет 00 месяцев 00 дней.
Приказом командира войсковой части 6779 Федеральной службы войск национальной гвардии от 12 апреля 2019 года N 80 с/ч, на основании предписания от 12 апреля 2019 года N70, свидетельства о болезни от 27 декабря 2018 года N216, ФИО5 уволен в запас по подпункту "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия 12 апреля 2019 года. Этим приказом установлена выслуга лет (военная служба) по состоянию на 12 апреля 2019 года которая составляет: в календарном исчислении - 8 лет 04 месяца 20 дней, в льготном исчислении - 13 лет 01 месяцев 17 дней.
Выслуга лет (в органах и войсках МВД) по состоянию на 12 апреля 2019 года составляет: в календарном исчислении - 01 год 11 месяцев 14 дней.
Согласно копии уведомления от 05.05.2017 года ФИО5 включен в реестр военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (НИС), регистрационный номер участника НИС: 04 N.
Согласно уведомлению от 15.08.2022 года ФИО5 исключен из реестра военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Турпулхановой М.И, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что служба в органах внутренних дел не относится к военной службе, в связи с чем, оснований для возложении обязанности на ответчика произвести повторно расчет выслуги военной службы с учетом службы в органах внутренних дел не имеется.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что служба в милиции (полиции) в срок общей продолжительности военной службы в целях реализации социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не включается, что в силу положений ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, учитывается в выслугу лет для назначения пенсий.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций, Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие Турпулхановой М.И. с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судов первой и апелляционной инстанций доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от 14 октября 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.