Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Бородиной С.А, судей: Шамонина О.А, Строганова С.В, при секретаре Карповой Т.А, с участием:
прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фоминой Н.И, защитника осужденного - адвоката Сидоровой Е.А, представившей удостоверение N 2332 от 11 июля 2012 года и ордер N 64-01-2023-00581483 от 25 апреля 2023 года, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Браншвайга В.В. на приговор Курского районного суда Курской области от 29 июля 2022 года и апелляционное определение Курского областного суда от 29 декабря 2022 года.
По приговору Курского районного суда Курской области от 29 июля 2022 года
Браншвайг В.В, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес", "данные изъяты", регистрации на территории Российской Федерации не имеющий, проживавший по адресу: "адрес", судимый:
- по приговору мирового судьи судебного участка N 8 Сеймского округа г. Курска от 28 декабря 2016 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 9 месяцам лишения свободы;
- по приговору Промышленного районного суда г. Курска от 21 июня 2017 года по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы;
- по приговору Промышленного районного суда г. Курска от 14 марта 2018 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 8 месяцам лишения свободы, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем присоединения неотбытого наказания по приговору Промышленного районного суда г. Курска от 21 июня 2017 года к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, по постановлению Ленинского районного суда г. Курска от 4 сентября 2020 года освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 8 месяцев 11 дней, осужден по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания с исправительной колонии строгого режима.
Исчислен срок наказания Браншвайгу В.В. со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ время содержания Браншвайга В.В. под стражей с 11 июня 2021 года до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Мера пресечения в виде содержания под стражей Браншвайгу В.В. оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств.
По этому же уголовному делу осужден Мокрецов В.Е, судебные решения в отношении которого в кассационном порядке не обжалованы.
Апелляционным определением Курского областного суда от 29 декабря 2022 года приговор в отношении Браншвайга В.В. изменен:
- действия Браншвайга В.В. квалифицированы по ч. 3 ст. 30, пп. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой, в крупном размере, не доведённое до конца по независящим от этого лица обстоятельствам, и с применением ст. 64 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
- исключено из описательно-мотивировочной части приговора указание на назначение наказания Браншвайгу В.В. с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ.
В остальном приговор в отношении Браншвайга В.В. оставлен без изменения, апелляционные жалобы, представление - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шамонина О.А, изложившего содержание приговора, апелляционного определения, доводы кассационной жалобы осужденного Браншвайга В.В, возражений на неё прокурора Даренковой Н.В, выступление защитника осужденного Браншвайга В.В. - адвоката Сидоровой Е.А, поддержавшей доводы жалобы об отмене судебных решений и направлении уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе, мнение прокурора Фоминой Н.И, просившей судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
по приговору, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением, Браншвайг В.В. признан виновным в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организованной группой.
Преступление совершено Браншвайгом В.В. 1 июня 2021 года на территории Курской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Браншвайг В.В. просит отменить приговор, как незаконный и необоснованный. Указывает на то, что судом не установлены обстоятельства инкриминируемого преступления, не установлено время, место, способ совершения преступления, форма вины, мотивы и цели преступления, не установлены обстоятельства, составляющие объективную сторону преступления и подлежащие доказыванию по уголовному делу. Считает, что уголовное дело расследовано неполно и рассмотрено с обвинительным уклоном, поскольку выводы суда о совершении инкриминированного ему преступления, не подтверждены доказательствами. Полагает, что изложенные в приговоре выводы основаны на противоречивых показаниях свидетелей; суд необоснованно отверг доводы защиты о его невиновности, отказал в удовлетворении ходатайств стороны защиты, чем нарушил принципы равноправия и состязательности сторон. Указывает, что в состав организованной группы он не входил, с иными участниками не знаком, где и кем создана группа, кто является её организатором, ему не известно. Доказательств наличия самой организованной группы и факта его вхождения в такую группу, судом в приговоре не приведено, а изложенные в приговоре доказательства не подтверждают выводы суда. Отмечает, что показания свидетеля ФИО11 отражены не в полном объеме. Считает, что оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия проведены с нарушением уголовно-процессуального закона. Судом данным доводам и нарушениям закона оценка не дана. Полагает, что суд не указал, почему одни доказательства признаны достоверными, а другие опровергнуты. Считает, что все сомнения незаконно истолкованы не в его пользу.
Просит судебные решения отменить и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Даренкова Н.В. судебные решения считает законными, доводы жалобы - несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы уголовного дела, доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представлений суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, постановления или определения суда, вступивших в законную силу, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона, повлиявших на исход дела, в том числе по доводам, приведённым в кассационной жалобе, не установлено.
Как следует из материалов уголовного дела, все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, судом установлены, уголовное дело рассмотрено в пределах предъявленного осужденному обвинения, с соблюдением принципов состязательности сторон и презумпции невиновности.
Обвинительный приговор в отношении Браншвайга В.В. отвечает требованиям ст.ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, в нём указаны установленные судом обстоятельства совершенного преступления, проанализированы доказательства, на основании которых суд пришел к выводу о виновности осужденного в инкриминированном ему преступлении.
В качестве допустимых доказательств виновности осужденного Браншвайга В.В. суд обоснованно привёл в приговоре, в частности, показания осужденного по этому же делу ФИО9, в том числе данные им при проверке показаний на месте; показаниями свидетелей ФИО13 - сотрудника УФСБ России по Курской области об обстоятельствах проведения оперативно - розыскных мероприятий в отношении осуждённых, осуществлявших действия, связанные со сбытом наркотических средств; показаниями свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, которые выступали в качестве понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, подтвердивших их ход и результаты, которые зафиксированы в соответствующих протоколах следственных действий; показаниями свидетелей ФИО20, ФИО21 применительно к обстоятельствам совершения осуждённым преступления; сведениями, содержащимися в протоколах личного досмотра, осмотра участка местности, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, предметов, документов, обыска, результатами оперативно-розыскной деятельности, актами осмотра, пометки и вложения, оформленными в соответствии с требованиями закона и обоснованно положенными в основу приговора, в том числе справками об исследовании и заключениями экспертов о виде и размере наркотических средств, иными доказательствами.
Доказательства, положенные в основу приговора в отношении Браншвайга В.В, собраны с соблюдением требований ст. 74 УПК РФ и ст. 86 УПК РФ, проверены судом в порядке ст. 87 УПК РФ, им дана надлежащая оценка с обоснованием принятого решения, не согласиться с которой оснований не имеется.
Выводы суда о виновности Браншвайга В.В. в содеянном сделаны на основании совокупности всех представленных доказательств, а его действиям дана правильная юридическая оценка, в том числе по квалифицирующему признаку "организованной группы".
Вопреки доводам осужденного Браншвайга В.В. описательно-мотивировочная часть приговора соответствует установленным в суде фактическим обстоятельствам дела, в том числе о его вхождении в организованную группу, деятельность которой была направлена на незаконный сбыт наркотических средств, в полном объеме указаны обстоятельства подлежащие доказыванию по уголовному делу, предусмотренные ст. 73 УПК РФ.
Судебная коллегия находит правильными выводы суда о совершении преступления осужденным Браншвайгом В.В. в составе организованной группы по мотивам, приведенным в приговоре.
Как следует из установленных судом фактических обстоятельств дела, подтвержденных доказательствами, организованная группа, в которой участвовал Браншвайг В.В, характеризовалась устойчивостью, наличием руководителя, распределением ролей между её участниками, принятием мер конспирации.
Квалификация действий Браншвайга В.В, с учетом изменений, внесенных в приговор судом апелляционной инстанции, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основана на уголовном законе и является правильной.
Вопреки доводам жалобы, содержание исследованных судом доказательств, в том числе показаний свидетелей, указанных в жалобе, изложено в приговоре в той части, которая имеет значение для подтверждения либо опровержения значимых для дела обстоятельств; фактов, свидетельствующих о приведении в приговоре показаний допрошенных лиц, либо содержания выводов экспертов или иных протоколов следственных действий, документов таким образом, чтобы это искажало существо исследованных доказательств и позволяло им дать иную оценку, отличающуюся от содержащейся в приговоре, судебной коллегией не установлено.
Уголовное дело расследовано органом предварительного следствия и рассмотрено судом всесторонне, полно и объективно, с соблюдением принципов презумпции невиновности и состязательности сторон. Приговор не содержит предположений либо неоднозначных суждений в части оценки доказательств либо правовой квалификации действий осужденного, основан на доказательствах, полученных в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Все заявленные сторонами ходатайства были разрешены судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и в зависимости от их значения для правильного разрешения дела, с принятием по ним мотивированных решений, которые сомнений в своей законности и обоснованности не вызывают.
Наказание Браншвайгу В.В, с учетом изменений, внесенных в приговор судом апелляционной инстанции по доводам апелляционного представления, назначено в соответствии с положениями ст. 60 УК РФ, соответствует принципу справедливости, предусмотренному ст. 6 УК РФ, а также целям уголовного наказания, установленным ч. 2 ст. 43 УК РФ и соразмерно содеянному.
Назначенное наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, признанных на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ смягчающих обстоятельств, к которым суд отнес состояние здоровья осужденного, удовлетворительную характеристику по месту содержания под стражей, отягчающего обстоятельства - рецидива преступлений.
По своему размеру назначенное наказание отвечает требованиям ч. 3 ст. 66, 64 УК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможном исправлении осужденного только в условиях его изоляции от общества, не найдя оснований для применения ст. 73, ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Выводы суда в части назначения Браншвайгу В.В. наказания являются мотивированными, а наказание справедливым.
Вид исправительного учреждения назначен в соответствии с требованиями п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, в нём изложены доводы апелляционного представления, апелляционных жалоб, приведены убедительные мотивы, по которым суд апелляционной инстанции признал несостоятельными доводы жалоб и удовлетворил представление прокурора путем внесения изменений в приговор в части квалификации действий осужденного Браншвайга В.В. и назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Курского районного суда Курской области от 29 июля 2022 года и апелляционное определение Курского областного суда от 29 декабря 2022 года в отношении осужденного Браншвайга В.В. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.