Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1173/2022 по иску Тарасова Игоря Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования в Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода службы для досрочного назначения пенсии, по кассационной жалобе Тарасова Игоря Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тарасов И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее ОПФР по Свердловской области) о признании незаконным решения в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода военной службы с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года в должности начальника медпункта войсковой части N 02590, 09590.
В обоснование требований указал на то, что 20 июля 2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 01 августа 2022 года N 626670/2022 в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в специальный медицинский стаж не включен период военной службы с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года в должности начальника медпункта войсковой части N 02590, 09590, с чем он не согласен, поскольку в соответствии с характером его деятельности он занимался лечением заболеваний, организовывал и осуществлял круглосуточное оказание скорой и неотложной медицинской помощи военнослужащим и гражданскому персоналу войсковых частей.
Решением городского суда г. Лесного Свердловской области от 02 ноября 2022 года исковые требования Тарасова И.В. удовлетворены. На ОПФР Свердловской области возложена обязанность включить в специальный стаж Тарасова И.В. период военной служб с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года. С ОПФР по Свердловской области в пользу Тарасова И.В. взысканы судебные расходы на оказание юридических услуг в размере 7 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением судьи Свердловского областного суда от 25 января 2023 года произведена замена ответчика ОПФР по Свердловской области на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года решение городского суда г. Лесного Свердловской области от 02 ноября 2022 отменено в части удовлетворения требований Тарасова И.В. о включении в специальный стаж периода военной службы с 01 ноября 1999 года по 30 ноября 2001 года. В указанной части принято новое решение об отказе Тарасову И.В. в удовлетворении названных требований В остальной части решение городского суда г. Лесного Свердловской области от 02 ноября 2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, полагая его незаконным ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в спорный период являлся врачом общей практики медпункта, расположенного в зоне дислокации воинской части, на него были возложены медицинские обязанности по охране здоровья военнослужащих, в указанный период он осуществлял врачебную деятельность в соответствии с обязанностями начальника медицинского пункта. Указанные обязанности по осуществлению врачебной деятельности он выполнял полный рабочий день, иной деятельностью не занимался. Таким образом, спорный период службы с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года является лечебной деятельностью в медицинском учреждении по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (действовавших с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года), а не прохождением военной службы, как ошибочно указал суд, поскольку в качестве обязательного условия досрочного назначения страховой пенсии по старости медицинским работникам закон называет "осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения". Доказательством его занятости лечебной деятельностью является характеристика командира войсковой части 09590, а также Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР, утвержденное приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N 105. С учетом спорного периода его специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии составляет 31 год 00 месяцев 17 дней.
Истец Тарасов И.В, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, представитель третьего лица Клиентской службы в городском округе г. Лесной в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Тарасов И.В. 20 июля 2022 года обратился в ОПФР по Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 30 декабря 2021 года N 1338336/21 в назначении досрочной страховой пенсии Тарасову И.В. отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (специального стажа). Продолжительность специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии, составила 25 лет 11 мес. 23 дня.
Согласно указанному решению в специальный стаж Тарасову И.В. не включен период службы с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года в войсковой части 02590, 09590 в должности начальника медицинского пункта.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь действующим в спорный период Положением о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 года N 105, согласно которому в должностные обязанности начальника медицинского пункта входило осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, учитывая, что само наименование учреждения - медицинский пункт в Списке указано, а ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы истца об осуществлении им именно лечебной деятельности в период службы в должности начальника медицинского пункта воинской части, пришел к выводу об удовлетворении требованиц истца о включении в специальный стаж спорного периода с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года.
Удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 98, 100, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца понесенных им расходов на оплату юридических услуг в размере 7 000 руб, а также государственной пошлины в размере 300 руб.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода военной службы с 01 ноября 1999 года по 30 ноября 2001 года в должности начальника медпункта войсковой части N 02590, N 09590, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Оснований для отмены решения суда в части включения в специальный стаж истца периода прохождения военной медицинской службы с 25 ноября 1995 года по 31 октября 1999 года суд апелляционной инстанции не усмотрел, поскольку данный период имел место в период действия постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, назначается независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" статьи 1 постановления Правительства Российской Федерации приняло от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные этим же постановлением;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1066, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные этим же постановлением, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденных данным постановлением.
Включение в специальный стаж периодов службы, в том числе в должностях, связанных с осуществлением медицинской деятельности, действующим Списком и Правилами исчисления стажа не предусмотрено.
Действовавшим в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 было предусмотрено включение в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет помимо работы в качестве врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности также и службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Вступившие в законную силу Список и Правила исчисления стажа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1066, также не предусматривали возможности включения в специальный стаж периодов службы, в том числе в должностях, связанных с осуществлением медицинской деятельности.
Установив, что только за периоды, имевшие место до 01 ноября 1999 года, законодатель предусматривал включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение в специальный стаж дальнейших периодов прохождения военной службы является необоснованным, отменив решение суда первой инстанции в указанной части и приняв новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что в спорный период он являлся врачом общей практики медпункта, расположенного в зоне дислокации воинской части, на него были возложены медицинские обязанности по охране здоровья военнослужащих, в указанный период он осуществлял врачебную деятельность в соответствии с обязанностями начальника медицинского пункта; указанные обязанности по осуществлению врачебной деятельности он выполнял полный рабочий день, иной деятельностью не занимался, не могут быть приняты во внимание, поскольку условия досрочного пенсионного обеспечения определены вышеприведенными Списками и Правилами исчисления стажа, суд не вправе применять их произвольно и толковать расширительно, в соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Ссылка истца на то, что спорный период службы с 25 ноября 1996 года по 30 ноября 2001 года является лечебной деятельностью в медицинском учреждении по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (действовавших с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года), а не прохождением военной службы, как ошибочно указал суд, судебной коллегией отклоняется, поскольку опровергается материалами дела, согласно которым в спорный период истец проходил службу по контракту.
Доводы истца о том, что в качестве обязательного условия досрочного назначения страховой пенсии по старости медицинским работникам закон называет "осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", являются несостоятельными, поскольку закон, подлежащие применению Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также Правила исчисления стажа предусматривают не просто осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а предусматривают в качестве обязательного условия выполнение такой работы в определенных должностях и учреждениях.
Приведенные истцом доводы аналогичны правовой позиции истца в суде апелляционной инстанции, необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемом судебном постановлении.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тарасова Игоря Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.