Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Зиганшина А.Р. по доверенности Леоновой Ю.А. на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Зиганшина А.Р. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Зиганшин А.Р. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Управление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19 января 2022 года N
В обоснование административного иска Зиганшин А.Р. указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Он обратился в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный участок), в соответствии со схемой раздела земель "данные изъяты" площадью 10 253 кв. м. Административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав с указанием на то, что постановка на государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии с представленным межевым планом приведет к возникновению препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Данное решение, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным, поскольку действующим законодательством города Севастополя не установлен минимальный и максимальный размер для земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 марта 2023 года, представитель Зиганшина А.Р. по доверенности Леонова Ю.А. ставит вопрос об отмене решения Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 апреля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года как принятых с нарушением норм материального права. Заявитель ссылается на то, что Зиганшин А.Р. использует спорный участок по целевому назначению, и изначально вопрос о нарушении использования территории не стоял. Указывает, что в основные задачи деятельности Управления, как государственного исполнительного органа, урегулирование вопроса рационального использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности, не входит.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснение представителей Зиганшина А.Р. по доверенности Леоновой Ю.А. и Леоновой В.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Зиганшин А.Р. на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 4 декабря 2021 года N является собственником спорного земельного участка в соответствии со схемой разделения земель "данные изъяты" с видом разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 декабря 2021 года.
30 декабря 2022 года Зиганшин А.Р. обратился в Управление с заявлением N о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении тринадцати земельных участков, образованных в результате раздела принадлежащего ему спорного участка.
Уведомлением Управления от 19 января 2022 года N административному истцу сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельных участков, образуемых путем раздела спорного участка сроком до 19 апреля 2022 года на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как следует из части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные названным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что заявление о регистрационных действиях в отношении спорного земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования - для ведения товарного сельскохозяйственного производства, подано представителем Зиганшина А.Р. в целях образования из указанного земельного участка путем его раздела тринадцати самостоятельных земельных участков.
К заявлению, а также к заявлению о предоставлении дополнительных документов были представлены межевые планы, содержащие, в том числе, чертеж и схему расположения вновь образуемых земельных участков, а также их размер (от 766 кв. м), не предполагающие возможности использования каждого из образуемых земельных участков в соответствии с их целевым назначением, раздел указанного участка в соответствии с предложенными вариантами приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При разделе вновь образованные земельные участки должны обеспечивать возможность их использования исходя из целевого назначения и разрешенного использования исходного земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами либо определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами в отношении земельных участков, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, либо на которые не распространяется действие таких регламентов (пункты 1, 2 статьи 11.9 ЗК РФ).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), в том числе им предоставлено право устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 101-ФЗ минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства. Названное право позволяет субъектам Российской Федерации, которые обладают сведениями о составе земель, их качественных и количественных характеристиках, организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики региона, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац 1 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 годаN 78-ФЗ "О землеустройстве"). Однако указанное право не является обязанностью, возложенной на субъект Российской Федерации, при этом само по себе отсутствие минимального размера земельного участка сельскохозяйственного назначения должно быть соотнесено с устанавливаемыми ограничениями по владению, пользованию и распоряжению физическими и юридическими лицами земельными участками и обеспечивать их рациональное использование для осуществления сельскохозяйственного производства.
Несмотря на отсутствие на момент принятия оспариваемого решения в городе федерального значения Севастополе нормативного правового акта, устанавливающего минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, комплексное правовое регулирование земельных отношений, основывается, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
В силу пункта 11 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что особенности использования принадлежащего Зиганшину А.Р. земельного участка исходя из его целевого назначения предполагают, что в случае его раздела, самостоятельные земельные участки должны быть образованы в таком размере, который будет являться необходимым и достаточным для использования их исключительно по целевому назначению. Вместе с тем соответствующего документа, свидетельствующего о том, что образование земельных участков с площадью 766 кв. м позволит их фактическое использование исходя из вида разрешенного использования исходного земельного участка - сельскохозяйственное использование и не приведет к недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране таких земель заявителем в регистрирующий орган не представлено, что послужило законным основанием для приостановления предоставления государственной услуги.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что решение Управления вынесено в пределах его полномочий, содержит законные основания для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права со ссылкой на нормы права.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом или опровергающих его выводы.
Судебная коллегия находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 11 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Зиганшина А.Р. по доверенности Леоновой Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.