Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лопаткиной Н. А, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации города Керчи Республики Крым ФИО5 на решение Керченского городского суда от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09 марта 2022 года по иску заместителя прокурора города Керчи в интересах Антоненко Александры Эдуардовны к Администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Керчи в интересах Антоненко А.Э. обратилась суд с иском к администрации города Керчи Республики Крым (далее - администрация) о понуждении предоставить благоустроенное жилье.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города Керчи поступило обращение Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении её права на получения жилья. В ходе проверки установлено, что Антоненко А.Э. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в г. Керчи, вместе с тем до настоящее время жилье ей не предоставлено, то есть её право на получение жилья не реализовано.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Антоненко Александре Эдуардовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее "данные изъяты" кв. м общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 09 марта 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду несоответствия выводов судов, содержащихся в них, фактическим обстоятельствам дела, ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в связи с недофинансированием со стороны исполнительного органа, на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению благоустроенного жилья лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, за счет субвенций из бюджета Республики Крым, исполнение решение суда не предоставляется возможным. В связи с чем, полагает, что судами неверно истолкованы нормы материального права, а именно содержание и смысл действующего законодательства понимаются неверно, что привело, к неправильным выводам о возложении на ответчика обязанности по выполнению отдельных делегированных государственных полномочий - предоставлению благоустроенных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, без обеспечения финансовыми ресурсами из бюджета Республики Крым и как следствие, к принятию неверных судебных актов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Шаповалова О.Ю. полагала состоявшиеся по делу судебные постановления законными и обоснованными и не подлежащими отмене на основании доводов кассационной жалобы.
Другие лица участвующие в деле на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что согласно записи акта о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ года рождения родителями Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из свидетельства о смерти серии КАП N, выданным Отделом регистрации актов гражданского состояния Керченского городского управления юстиции АР Крым, актовая запись N, следует, что ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО9 назначена опекуном малолетней Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что отец малолетней, ФИО7, приговором Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осужден и находится в местах лишения свободы, а ее мать, ФИО8, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Заочным решением Керченского городского суда от 15 ноября 2010 года ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N малолетней Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоен статус "ребенок, лишенный родительского попечения" в связи с тем, что отец малолетней, ФИО7, приговором Керченского городского суда N от ДД.ММ.ГГГГ осужден и находится в местах лишения свободы, а мать ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ умерла.
Исполнительным комитетом Керченского городского совета АР Крым с целью защиты жилищных прав малолетней, в связи с отсутствием у малолетней права пользования каким-либо жильем принято решение от ДД.ММ.ГГГГ N обеспечить малолетнюю Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении совершеннолетия вне очереди жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Антоненко А.Э. обратилась в прокуратуру города Керчи, с заявлением о защите ее права, как лица из числа детей-сирот, на получение жилья в соответствии с действующим законодательством.
В рамках проведения прокурорской проверки, получен ответ Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N из которого следует, что Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на первичном учете в органе и попечительства города Керчи с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ее мать умерла, отец находился в местах лишения свободы, а затем решением Керченского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. На основании решения исполнительного комитета Керченского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N находилась под опекой тети Цыплаковой (Головко) Т.В. ДД.ММ.ГГГГ снята с учета в связи с достижением совершеннолетия. На основании постановления Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п Антоненко А.Э. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли 23 лет, и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядковый номер очереди - 67.
В ответе Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" от ДД.ММ.ГГГГ N, указано, что Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированна по адресу: "адрес", проживает с бабушкой по адресу: "адрес".
Из акта социального обследования семьи (клиента) N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу: "адрес", Антоненко А.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в квартире у бабушки и своим сожителем.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, исходил из того, что Антоненко А.Э. относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилье, которое до настоящего времени ей не предоставлено, в связи с чем, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Выводы судов нижестоящих инстанций по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит перечень обстоятельств, установленных по настоящему делу, являющихся основанием возникновения права лиц названной категории, к которым относится Антоненко А.Э, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы ответчика об отсутствии бюджетного финансирования являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу и доводы апелляционной жалобы, противоречат судебным актам и материалам дела, основаны на ошибочном толковании действующих правовых норм, судами первой и апелляционной инстанций им с соблюдением требований ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебного постановления служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
Судом установлены все обстоятельства дела, которые получили правовую оценку во взаимосвязи, в решении отражены все значимые и важные обстоятельства, приведены мотивы, по которым суд пришел к тем или иным выводам и постановилобжалуемое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда от 07 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 09 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу, главы администрации города Керчи Республики Крым ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.