Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В, судей Пушкаревой Н.В, Конаревой И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, поданную 10 апреля 2023 г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 г, по административному делу N 2а-2766/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Карпову Павлу Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее - УФНС России по РХ) обратилось с административным исковым заявлением к Карпову П.С. (ИНН N) о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате задолженности, несмотря на направленные налоговым органом требования об их уплате, начисление пени, судебный приказ.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 июня 2022 г. административное исковое заявление УФНС России по РХ удовлетворено, с Карпова П.С. взыскана задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 5680, 25 руб, задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1200, 95 руб, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 23 июня 2022 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просит отменить апелляционное определение ввиду неверного толкования норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены.
При рассмотрении административного дела установлено, что Карпов П.С. в период с 30 ноября 2010 г. по 21 декабря 2020 г. осуществлял предпринимательскую деятельность.
В связи с неуплатой административным ответчиком страховых платежей на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017 год, а также за 2018 и 2019 гг, налоговым органом выносились постановления о взыскании задолженности, принимались решения о взыскании задолженности в порядке ст. 46 НК РФ, выставлялись (путем направления посредством почтовой корреспонденции) требования от 06 февраля 2018 г. N об уплате в срок до 07 марта 2018 г. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб. и пени за несвоевременную их уплату в размере 163, 22 руб.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 4 590 руб. и пени за несвоевременную их уплату - 32, 02 руб.; от 08 ноября 2020 г. N N об уплате в срок до 01 декабря 2020 г. пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование - 5680 руб. и медицинское страхование - 1 200, 95 руб.
В связи с неуплатой задолженности по требованиям налоговый орган 31 мая 2021 г. обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
07 июня 2021 г. мировым судьей судебного участка N 4 г. Абакана был вынесен судебный приказ по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о взыскании с Карпова П.С. задолженности по страховым взносам и пени, 23 ноября 2021 г. судебный приказ отменён мировым судьей в связи с поступившими возражениями Карпова П.С.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из соблюдения уполномоченным органом срока на обращение в суд и установления факта неоплаты ответчиком начисленных пени.
Отменяя решение городского суда и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, указал, что налоговым органом использовано право на взыскание с Карпова П.С. недоимки за 2017 год по страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, путём вынесения постановления о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика от 18 декабря 2018 г. N на сумму 28 185, 24 руб, из них 27 990 руб. страховые взносы, 195, 24 руб. пени за их несвоевременную уплату, на основании которого 24 декабря 2018 г. возбуждено исполнительное производство, оконченное 4 июня 2019 г. на основании статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с невозможностью взыскания задолженности.
Ввиду отсутствия доказательств повторного обращения в службу судебных приставов с названным исполнительным документом в течение установленного законом срока либо восстановления такого срока и наличия исполнительного производства в настоящее время, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности по вышеназванным страховым взносам за 2017 год, а следовательно, и пени, являющимися производными обязательствами от основной задолженности.
При этом, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога, признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование направляется при наличии недоимки (пункт 2 статьи 69).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, до внесения изменений Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом.
Судебный приказ отменен 23 ноября 2021 г, соответственно, срок на подачу административного искового заявления установлен до 23 мая 2022 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 мая 2021 года N 1093-О, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Вынесение судебного приказа предполагает, что вопрос о соблюдении (восстановлении) срока налоговым органом мировым судьей был разрешен, а отмена судебного приказа в связи с поступившими возражениями ответчика не влияет на указанный правовой результат.
Однако, действия налогового органа на предмет соблюдения значимых сроков, в том числе и на момент обращения за выдачей судебного приказа, не проверены, судебная оценка, в том числе с учетом факта вынесения судебного приказа, не дана, из апелляционного определения не усматривается, что выводы об утрате налоговым органом права на взыскание задолженности по страховым взносам сделаны на основе анализа представленных налоговым органом в распоряжение судов документов.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции об утрате налоговым органом права на взыскание задолженности по вышеназванным страховым взносам за 2017 год являются преждевременными, постановлены без исследования юридически значимых обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Материалы административного дела не содержат сведений о судьбе основной задолженности, при том, что административный иск заявлен только относительно взыскания пеней, тогда как вопрос об уплате плательщиком задолженности по страховым взносам после отмены судебного приказа, либо иной причине отсутствия притязаний налогового органа на ее взыскание имеет значение для разрешения поставленного перед судом вопроса.
Поскольку судом апелляционной инстанции не в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, апелляционное определение подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрению в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо с учетом выводов суда кассационной инстанции дать оценку соблюдению срока обращения в суд налогового органа по приведенному в административном иске налоговому периоду, установить судьбу основной задолженности по страховым взносам, проверить доводы административного ответчика о соблюдении установленных законом сроков, в том числе, и с учетом направления требований административному истцу и факта вынесения судебного приказа о взыскании задолженности и после установления всех значимых для разрешения административного иска обстоятельств, применив нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, разрешить административный иск по существу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.