Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Старовойт Р.К, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояркиной Ольги Васильевны к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области о признании увольнения незаконным, возложении обязанности отменить приказ о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 6 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дубовик М.С, выслушав заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры РФ Потаповой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Бояркина О.В. обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 1 июня 2011 года она замещала должность государственной гражданской службы - казначея Отдела N12 УФК по Сахалинской области, с которой была уволена 6 июля 2022 года по причине непредставления сведений об адресах сайтов или страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N2867-р, за отчетный 2021 год. С увольнением она не согласна, поскольку не имеет персональных страниц, в том числе и в социальных сетях, не ведет блоги, не размещает на сайтах и на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступную информацию, а также не размещает данные, позволяющие её идентифицировать. Об этих обстоятельствах она неоднократно информировала сотрудников отдела кадров УФК по Сахалинской области, которые все же требовали от неё представлять сведения о сайтах с указанием в табличной части формы этих сведений пометки "не размещала".
Просила признать её увольнение с должности государственной гражданской службы - казначея Отдела N12 УФК по Сахалинской области незаконным; возложить на УФК по Сахалинской области обязанность отменить приказ о её увольнении и восстановить на государственной гражданской службе в УФК по Сахалинской области в должности казначея Отдела N12; признать период с 7 июля 2022 года по 6 декабря 2022 года включительно периодом вынужденного прогула; обязать УФК по Сахалинской области выплатить ей заработную плату за время вынужденного прогула в размере 249 496 рублей 80 копеек.
Решением Ногликского районного суда Сахалинской области исковые требования удовлетворены. Увольнение Бояркиной О.В. с должности государственной гражданской службы - казначея Отдела N12 Управления Федерального казначейства по Сахалинской области признано незаконным. На УФК по Сахалинской области возложена обязанность отменить приказ от 4 июля 2022 года N347/л/с "Об увольнении Бояркиной О.В." о прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы. Восстановить Бояркину О.В. на государственной гражданской службе в УФК по Сахалинской области в должности казначея Отдела N12. Период незаконного увольнения Бояркиной О.В. с работы с 7 июля 2022 года по 6 декабря 2022 года включительно признан периодом вынужденного прогула. На ответчика возложена обязанность выплатить Бояркиной О.В. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 249 496 рублей 80 копеек (без учета НДФЛ).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика с решением суда первой инстанции и апелляционным определением не согласен, просит отменить судебные акты. Считает ошибочными выводы суда о том, что истец не обязана была предоставлять сведения о сайтах по утвержденной форме, кроме того, в законодательстве о противодействии коррупции отсутствует прямое указание на заполнение данной формы. Судом не учтено письмо Минтруда России от 13 мая 2019 года, согласно которому не размещение сведений не исключает обязанности государственного служащего предоставлять указанную форму, а также тот факт, что за период с 2017 по 2021 года истцом данные сведения представились с пометкой "не размещала". Информация, направленная истцом в ППО "Ландокс" не может являться доказательством заполнения установленной формы, что подтверждено материалами служебной проверки. Оснований для применения иных мер ответственности к Бояркиной О.В. у работодателя не имелось.
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
Стороны по делу надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы не допущено.
Пунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно частям 1-2 статьи 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют: 1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу; 2) гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.
Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Письмом Минтруда России от 14 февраля 2017 года N18-3/10/П-866 доведены Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N2867-р.
Судами установлено и из материалов дела следует, что с 1 июня 2011 года Бояркина О.В. проходила государственную гражданскую службу в УФК по Сахалинской области в должности казначея Отдела N12, расположенного в пгт. Ноглики Сахалинской области.
По результатам служебной проверки, на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Сахалинской области от 4 июля 2022 года N347 л/с за несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, выразившихся в непредставлении сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещалась общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, за отчетный 2021 год, с Бояркиной О.В. прекращен служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы 6 июля 2022 года по пункту 13 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности работодателем факта размещения истцом общедоступной информации, а также данных, позволяющих ее идентифицировать, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за отчетный 2021 год, и непредоставления Бояркиной О.В. сведений о таком размещении как основания для вывода о несоблюдении истцом ограничений, связанных с гражданской службой, влекущем увольнение по инициативе работодателя. Учитывая признание увольнения истца незаконным, суд взыскал заработную плату за время вынужденного прогула в размере 249 496 рублей 80 копеек, исходя из представленного ответчиком расчета среднего дневного заработка в размере 2 507 рублей 28 копеек.
Судебная коллегия Сахалинского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (письмо Минтруда от 14 февраля 2017 года N 18/3/10/П-866) сайт и (или) страница сайта в Интернете отражаются в соответствующей таблице формы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р (далее - таблица), при соблюдении одновременно следующих условий: 1) на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация; 2) на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность гражданина-претендента или служащего; 3) общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно гражданином-претендентом или служащим; 4) указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода для соответствующих лиц.
Таким образом, исследуемое ограничение, связанное с муниципальной службой, подлежит соблюдению при наличии в совокупности четырех указанных условий; отсутствие хотя бы одного из них исключает обязанность гражданина-претендента или служащего представлять сведения о размещении информации в Интернете.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций, являлись предметом судебного исследования, данным доводам дана соответствующая оценка в судебных актах, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судами обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьей 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 6 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.