Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н.
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело N 3а-54/2023 по административному исковому заявлению Щербина А.М. об оспаривании в части приказа региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 62/27 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области", с апелляционными жалобами региональной энергетической комиссии Омской области, общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Омского областного суда от 8 февраля 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Никитиной Г.Н, объяснения представителей региональной энергетической комиссии Омской области Шамгоновой Ж.К, общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Вострухиной А.В, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, возражения представителей Щербина А.М. - Бровкина В.Г, ООО "УК "Омская ЖКХ" Боженова А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, орган регулирования) от 31 мая 2017 года N 62/27 утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области, определенные с применением расчетного метода, согласно Приложению к приказу (далее также - Приказ N 62/27).
Приказ N 62/27 опубликован на "официальном интернет-портале правовой информации" (http:www.pravo.gov.ru) 31 мая 2017 года, номер опубликования: 5501201705310011.
Щербина А.М. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением и, с учетом уточненных требований, просила признать недействующим пункт 6.1 таблицы Приложения к Приказу N 62/27, как не соответствующий положениям статей 92, 94, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 42, 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, а также положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 30, секция 4, ком. 303, 304. При расчете размера платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в котором расположено указанное жилое помещение, управляющая организация применяет пункт 6.1 таблицы Приложения к Приказу N 62/27, устанавливающий норматив для жилых домов (общежитий) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых с лифтовым оборудованием с электрическими плитами в размере 2, 725 кВт.ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. По мнению административного истца, указанный пункт не соответствует таблице 10 Приложения N 2 к Правилам N 306, в которой не предусмотрена такая категория жилых домов, как общежития. Полагает, что при расчете размера названной платы должен применяться норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды, предусмотренный пунктом 2 таблицы Приложения к Приказу N 62/27, устанавливающим норматив для многоквартирных домов, оборудованных лифтами (при наличии одного лифта в подъезде) и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в размере 1, 943 кВт.ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Омского областного суда от 8 февраля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, региональная энергетическая комиссия Омской области обратилась в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Административный ответчик не согласен с выводом суда о несоответствии оспариваемого пункта 6.1 таблицы Приложения к Приказу 62/27 пункту 37 Приложения N 1 Правил N 306 Указывает, что расчет нормативов по оспариваемому пункту произведен по 1 347 лицевым счетам по 8 МКД, в том числе, по 2 МКД по Ленинскому административному округу: 11 Чередовая, 5 и 11 Чередовая, 5 А. Расчет коэффициента использования электроплит (0, 48) произведен, исходя из представленной в РЭК Омской области информации по нагрузке электрических плит, согласно которой количество лицевых счетов составляет 529 по 3 МКД Ленинского административного округа: 11 Чередовая, 3, 11 Чередовая, 5 и 11 Чередовая, 5 А, поскольку только по этим трем домам представлена полная информация по нагрузке электрических плит с указанием количества часов работы электроплит в год. В связи с непредставлением полной информации произвести расчет суммарного годового потребления электрической энергии электроплитами по всем 1 347 лицевым счетам не представилось возможным. Дом по ул. 11 Чередовая, 3 не учтен при расчете норматива, поскольку это МКД без лифтового оборудования, но учтен в расчете коэффициента использования электроплит (0, 48). Кроме того, данный коэффициент применен при расчете нормативов для МКД без лифтового оборудования, где полная информация по нагрузке электрических плит представлена по одному МКД по ул. 11 Чередовая, 3 и расчет коэффициента использования электроплит только по одному дому был бы абсолютно неверным.
Также с апелляционной жалобой в судебную коллегию обратилось лицо, не привлеченное к участию в деле, общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания", в которой просит решение суда отменить, административное дело направить на новое рассмотрение.
Определениями судьи Пятого апелляционного суда от 31 мая 2023 года обществу с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы, и жалоба принята к производству суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Удовлетворение заявленных требований повлечет для Общества обязанность по проведению перерасчета размеры платы для граждан, проживающих в многоквартирных домах, организаций, управляющих многоквартирным жилым фондом, с учетом нового значения норматива, подлежащего установлению РЭК Омской области в заменяющем акте, при том, что количество таких лицевых счетов составляет 910 183, управляющих компаний, товариществ собственников недвижимости 657.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом, участвовавшем в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании указанных положений ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п, указанная комиссия является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области (пункт 1 названного Положения).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликован. По указанным основаниям решение суда не обжалуется.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый пункт 6.1 таблицы Приложения к Приказу N 62/27 не соответствует пункту 37 Приложения N 1 Правил N 306, в связи с чем, подлежит признанию недействующим.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права и соответствующими обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что Щербина А.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды и электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме (далее - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества) при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В соответствии с пунктом 4 (1) Правил N 306, при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:
а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием;
б) в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Исходя из абзаца 2 пункта 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВтч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, указанной в пункте 37 Приложения N 1 к Правилам N 306: как частное от деления суммарного годового потребления электрической энергии (кВтч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, на произведение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м), и количества месяцев в году.
В силу пункта 37 Приложения N 1 Правил N 306 норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается на основании расхода электрической энергии по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома: осветительные установки - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабин лифтов и лифтовых шахт, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме работы (подъем и спуск кабины), а также суммарной мощности установленного оборудования, количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности в режиме ожидания; системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления и другое оборудование - исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Таким образом, для категории "другое оборудование" предусмотрено определение вышеназванного норматива исходя из мощности установленного оборудования и определяемых уполномоченным органом количества часов работы в году и среднегодового коэффициента использования мощности.
Судом установлено, что при расчете норматива по оспариваемому пункту 6.1 таблицы Приложения к Приказу N 62/27 использовалась информация, предоставленная государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и сведения управляющих компаний города Омска и Омской области, содержащие адресный перечень многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Омска; общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; сведения о мощности энергопотребляющего оборудования, имеющегося в многоквартирных домах Омской области.
Суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, применительно к электроплитам определено по формуле: 1347 кВт x 600 x 0, 48, где 1347 - количество лицевых счетов (по 8 домам, расположенным в городе Омске; 600 - объем годового потребления электрической энергии для напольной электроплиты (для многоквартирных домов или жилых домов, оборудованных электроплитами) в соответствии с таблицей 6 пункта 32 Приложения N 1 к Правилам N 306; 1, 37 - 1852 (количество проживающих согласно сведениям, предоставленным открытым акционерным обществом "Омскэнергосбыт"/1347 (количество лицевых счетов); 0, 48 - коэффициент использования электроплит.
При этом, коэффициент 0, 48 рассчитан исходя из количества лицевых счетов, равного 529 по трем домам в Ленинском административном округе г. Омска: ул. 11-я Чередовая, 3; ул. 11-я Чередовая, 5; ул. 11-я Чередовая, 5а.
Таким образом, при расчете суммарного годового потребления электрической энергии электроплитами, находящимися в жилых домах (общежитиях) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых, в формуле РЭК Омской области использовалось количество лицевых счетов, равное 1347, в то же время применяемый в формуле коэффициент использования электроплит (0, 48) получен с использованием количества лицевых счетов, равного 529.
Кроме того, в категории жилых домов (общежитий) коридорного, гостиничного и секционного типа с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых с лифтовым оборудованием с электрическими плитами учитывались жилые дома в г. Омске по следующим адресам: ул. 11-я Чередовая, 5, ул. 11-я Чередовая, 5а, ул. Сурикова, 8, Космический просп, 20/1, Космический просп, 20/2, ул. 3-я Молодежная, 65, ул. Бульварная, 2, ул. Красный Путь, 30, тогда как при расчете коэффициента 0, 48 использовались данные лишь по трем домам. Следовательно, адреса домов при расчете количества лицевых счетов совпадают лишь частично.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно указал, что произведенный РЭК Омской области расчет суммарного годового потребления электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, применительно к такому оборудованию, как электроплиты, является некорректным.
Использование несопоставимых данных в одной формуле ведет к искажению и недостоверности полученного норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Основаны на верном применении норм материального права выводы суда о том, что дополнение уполномоченным органом категорий многоквартирных домов, указанных в Приложении N 2 к Правилам N 306, в том числе в таблице N 10 указанного приложения, категориями многоквартирных домов, перечисленными в пункте 6 Приложения к Приказу N 62/27, с учетом наличия у общежитий особых конструктивных и технических параметров, степени благоустройства (наличия общих кухонь, туалетов, блоков душевых) действующему законодательству не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика аналогичны позиции, занимаемой в суде первой инстанции, и не могут быть признаны состоятельными, так как выражают несогласие с принятым решением, основанном на субъективном отношении к критериям определения важности и значимости того или иного обстоятельства, к правилам оценки доказательств, а также на неверном толковании норм материального права.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционную жалобу лица, не привлеченного к участию в деле, общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" судебная коллегия считает необходимым оставить без рассмотрения по существу в соответствии со статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Из материалов настоящего административного дела усматривается, что судом первой инстанции по результатам рассмотрения дела вопрос о правах и об обязанностях непосредственно общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" разрешен не был.
Специфика рассмотрения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов обусловлена тем, что одним из признаков нормативного правового акта является распространение его действия на неопределенный круг лиц, в связи с чем, круг лиц, права которых могут быть затронуты при разрешении соответствующего спора, не ограничен.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности. При этом в случае оспаривания нормативного правового акта или акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, сам факт распространения на отдельных лиц норм оспариваемого акта не предоставляет им права на подачу апелляционной жалобы в отношении принятого судом решения.
Таким образом, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" по смыслу пункта 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции, что в силу пункта 5 статьи 309 Кодекса является основанием для оставления апелляционной жалобы без рассмотрения по существу.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского областного суда от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - без рассмотрения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.