Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Лихачевой Каролины Геннадьевны на решение Щербинского районного суда адрес от 02 декабря 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Лихачевой Каролины Геннадьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения, обязании осуществить государственную регистрацию право собственности, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Лихачева К.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности от 14 мая 2021 года, возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности, мотивируя свои требования тем, что определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 июля 2020 года по гражданскому делу N 33-14040/2020 за Лихачевой К.Г. было признано право собственности на 3/70 доли квартиры по адресу: адрес. Решением административного ответчика от 14 мая 2021 года N 07-6163/2021 Лихачевой К.Г. было отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, с чем административный истец не согласна и считает данное решение незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 26, 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Лихачевой К.Г. - фио, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 июля 2020 года за фио было признано право собственности на 3/70 доли квартиры по адресу: адрес.
14 сентября 2019 года между фио и фио был заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии мужу - "Лихачев", жене - "Лихачева", что подтверждается свидетельством о заключении брака.
05 августа 2020 года Лихачева К.Г. подала через адрес Зюзино заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно на 3/70 доли квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 84, 5 кв.м, кадастровый номер 77:17:0120316:17689. Заявление зарегистрировано под номером N МFC-0558/2020-160957-1.
17 августа 2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в связи с наложением судебным приставом-исполнителем запрета на совершение регистрационных действий в отношении вышеуказанной квартиры в рамках исполнительного производства.
08 сентября 2020 года административный истец повторно обратилась через адрес Зюзино, подав заявление о предоставлении дополнительных документов. Заявление зарегистрировано под номером N МFC-0558/2020-359045-1.
17 сентября 2020 года административным ответчиком вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
13 ноября 2020 года Лихачева К.Г. повторно обратилась к административному ответчику через адрес Зюзино, подав заявление о предоставлении дополнительных документов (постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 12 ноября 2020 года, постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 06 октября 2020 года, постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 06 октября 2020 года, постановление о снятии запрета на совершение действий по регистрации от 06 октября 2020 года). Заявление зарегистрировано под номером N МFC-0558/2020-774147-1.
20 ноября 2020 года административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав. В уведомлении заявителю было разъяснено, что в соответствии с п. 3.4.1. Соглашения о взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов (N 007/20) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (N 25) от 10 июля 2015 года копия постановления об отмене ареста имущества должника в форме бумажного документа может быть предоставлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, непосредственно судебным приставом-исполнителем почтовой связью. Предоставление на государственную регистрацию постановлений об отмене ареста (запрета) в ином порядке, в том числе по поручению не предусмотрено. Также п. 3.1 Соглашения предусматривает направление судебными приставами-исполнителями постановлений об отмене арестов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью с использованием СМЭВ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. В связи с тем, что акт о снятии ареста или запрета от органа наложившего арест на недвижимое имущество или установивший запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом в Управление не поступал, в адрес отдела судебных приставов направлен соответствующий запрос. До настоящего времени запрет в установленном законом порядке не прекращен. Проводить какие-либо регистрационные действия без отмены запрета соответствующим органом в установленном законом порядке Управление не вправе.
27 апреля 2021 года и 28 апреля 2021 года в Управление поступили обращения Лихачевой К.Г. по вопросу приостановления регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес. кв. 246, с кадастровым номером 77:17: 0120316:17689, общей площадью 84, 5 кв. адрес обращение было рассмотрено Управлением в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
14 мая 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве административному истцу Лихачевой К.Г. был направлен ответ на обращения от 27 апреля 2021 года и от 28 апреля 2021 года по вопросу приостановления регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес. кв. 246, с кадастровым номером 77:17: 0120316:17689, общей площадью 84, 5 кв.м. В ответе заявителю было сообщено о наличии в ЕГРН записей о запрете регистрационных действий в отношении объекта недвижимости и порядке снятия запрета на регистрационные действия.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый Лихачевой К.Г. ответ от 14 мая 2021 года N 07-6163/2021 не является отказом в государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости, а является ответом на ее обращения от 27 апреля 2021 года и от 28 апреля 2021 года по вопросу приостановления регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества, при этом, доказательств нарушения оспариваемым ответом прав и законных интересов административного истца не представлено, в настоящее время отказ в проведении регистрационных действий в отношении объекта недвижимости не вынесен, а законность уведомления Росреестра от 17 августа 2020 года о приостановлении государственной регистрации прав, административным истцом не обжалуется.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке. Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, также приведены в статье 14 Закона о регистрации.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Учитывая, что из представленных в материалах дела доказательств усматривается, что административным истцом оспаривается ответ административного ответчика от 14 мая 2021 года, данный по результатам рассмотрения поданных в порядке ФЗ N 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращений Лихачевой К.Г. от 27 апреля 2021 года и 28 апреля 2021 года, при этом данные обращения рассмотрены административным ответчиком в установленном законом порядке, ответ дан в предусмотренные законом сроки, по существу поставленных в обращениях вопросов и в рамках компетенции должностных лиц государственного органа, содержание ответа соответствует нормам действующего законодательства, и, принимая во внимание, что указанный ответ не является отказом в проведении регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости, права Лихачевой К.Г. не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 02 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 05 июня 2023 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.