Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио, поданную на решение судьи Тверского районного суда адрес от 07 июля 2022 года, решения первого заместителя МАДИ от 24 декабря 2021 года и постановления заместителя начальника МАДИ от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ в отношении ИП Бакланова Михаила Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0356043010321121402005550 заместителя начальника МАДИ от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением первого заместителя МАДИ от 24 декабря 2021 года, ИП Бакланов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Постановлением N 0356043010321121402005564 заместителя начальника МАДИ от 14 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением первого заместителя МАДИ от 24 декабря 2021 года, ИП Бакланов М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
На указанные выше постановления и решения должностных лиц МАДИ Баклановым М.Н. поданы жалобы, которые определением судьи Тверского районного суда адрес от 07 июля 2022 года объединены в одно производство для дальнейшего рассмотрения.
Решением судьи Тверского районного суда адрес от 07 июля 2022 года постановления и решения должностных лиц оставлены без изменения, жалобы без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Бакланов М.Н. просит об отмене состоявшихся по делу актов с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Бакланов М.Н. в судебном заседании жалобу поддержал.
Изучив доводы жалобы, выслушав фио, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 11.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", в соответствии с пунктом 91 которых на передней панели легкового такси справа от водителя фрахтовщиком размещается следующая информация: а) полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение; б) тарифы за пользование легковым такси.
Частью 3 статьи 11.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 (1) Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета.
В соответствии с п. 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
Как следует из материалов дела 11 ноября 2021 года в 12 часов 10 минут по адресу: адрес должностным лицом МАДИ выявлено нарушение Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586, выразившегося в отсутствии информации, предусмотренной п. 91 указанных Правил в салоне автомобиля "Шкода" регистрационный знак ТС, а также опознавательного фонаря легкового такси на крыше данного транспортного средства, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 217699, действительного с 07.05.2018 г. по 06.05.2023 г, выданного на имя ИП Бакланова М.Н.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Бакланова М.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы вышестоящим должностным лицом МАДИ и судьей районного суда, установленные в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях обстоятельства, при которых ИП Баклановым М.Н. совершены вмененные ему в вину правонарушения, признаны доказанными.
Вместе с тем состоявшийся по делу судебный акт нельзя признать законным.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 30.9 указанного Кодекса установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Из материалов дела усматривается, что Баклановым М.Н. в Тверской районный суд адрес подана жалоба на постановления и решения должностных лиц МАДИ, которое расположено по адресу: адрес.
Указанный адрес относится к юрисдикции Басманного районного суда адрес.
Таким образом, жалобы фио на постановление должностного лица и решения вышестоящего должностного лица МАДИ рассмотрена судьей Тверского районного суда адрес с нарушением правил территориальной подсудности.
Обеспечение законности при производстве по делу об административном правонарушении предполагает соблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Следовательно, настоящее дело об административном правонарушении по жалобе фио рассмотрено судьей Тверского районного суда адрес с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренными административным законом, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Басманный районный суд адрес по территориальной подсудности.
Помимо этого следует отметить следующее.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. N 1494-ПП утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес (далее Положение).
Указанным Положением установлен порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес.
Уполномоченным функциональным органом исполнительной власти по осуществлению регионального государственного контроля является Московская административная дорожная инспекция (далее - Инспекция) (п. 1.3 Положения).
В соответствии п. 1.8.2.3 Положения должностное лицо Инспекции обязано, помимо прочего, проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Инспекции (п. 1.8.3.2 Положения).
В данном случае материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, послуживших основанием для проведения должностным лицом МАДИ контрольного (надзорного) мероприятия, в рамках которого были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ и собран материал, послуживший основанием для рассматриваемых дел об административных правонарушениях, возбужденных по указанным нормам в отношении ИП Бакланова М.Н.
Отсутствие указанных материалов не позволяет делать вывод о законности совершаемых должностным лицом МАДИ проводимых контрольных (надзорных) действий, а также допустимости полученных по результатам проведения контрольных (надзорных) действий доказательств, исходя из того, что в силу ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Также из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ, а именно фотоматериала, усматривается, что в салоне автомобиля на передней панели легкового такси справа от водителя размещена изготовленная на бумажном носителе информация.
Между тем конкретные обстоятельства в подтверждение вывода об отсутствии в салоне автомобиля "Шкода" регистрационный знак ТС информации, предусмотренной п. 91 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586, в обжалуемых актах не установлены.
Мотивы, по которым имеющаяся в салоне автомобиля "Шкода" регистрационный знак ТС на передней панели справа от водителя информация признана не соответствующей п. 91 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 в обжалуемых актах принятых по делу об административном правонарушении не приведены.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Тверского районного суда адрес от 07 июля 2022 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Басманный районный суд адрес.
При новом рассмотрении судье Басманного районного суда адрес следует учесть указанные выше нарушения; всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в деле и дополнительно истребованные (представленные) доказательства; проверить изложенные в жалобе доводы; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привести мотивы принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Тверского районного суда адрес от 07 июля 2022 года, вынесенное по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ, в отношении ИП Бакланова М.Н. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Басманный районный суд адрес через Тверской районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.