Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими пункты Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019, 2020, 2021 и 2022 годы, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителя административного истца Гилязова Н.М. - Шафеева Д.Р. заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год или Перечень).
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом N Перечня на 2019 год, пунктом N Перечня на 2020 год, пунктом N Перечня на 2021 год, пунктом N Перечня на 2022, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"
ФИО1, являясь собственником помещения с кадастровым номером N в вышеуказанном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативного правового акта в части включения в вышеуказанные пункты Перечни на 2019-2022 годы здания с кадастровым номером N.
В обоснование требований указал, что здание и земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Включение здания в Перечни на 2019-2022 годы нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
В основание жалобы указал, что здание не подлежит включение в оспариваемые Перечни на 2019-2022 годы, так как в нём фактически предназначено к использованию только два этажа, площадь которых составляет 694, 8 кв. м.
Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым центром или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
В нарушении Порядка административным ответчиком мероприятий по определению фактического использования в целях включения в Перечни на 2019-2022 годы не проводилось.
Акты от 19 июля 2019 года и 15 августа 2022 года не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств установления фактического использования рассматриваемого объекта, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также оформлены ненадлежащим образом.
На момент включения здания в оспариваемые Перечни на 2019-2022 годы, доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорного объекта недвижимости исключительно под офисные цели не имелось, обследование нежилых помещений на предмет их фактического использования до утверждения оспариваемых перечней не проводилось.
Кроме того, не согласен с выводом суда о том, что документом технического учета (инвентаризации) 2007 года подтверждается, что здание подлежало включению в оспариваемые перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца, участвовавший посредством системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом пложений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, в том числе дополнительные доказательства, полученные судом апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" формирование перечня объектов недвижимого имущества в 2019-2022 годах, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования и в указанной части не оспаривается.
На основании статей 3 и 14 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 01 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено в абзацах четвертом и пятом подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным суду надлежит установить, что оно либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", этажей: 3, в том числе подземных 1, 1989 года завершения строительства, площадью 1081, 4 кв. м, назначение: нежилое, наименование: административное здание. В состав здания входят помещения с кадастровыми номерами N (собственник ФИО9) и N (собственник ФИО1) с назначением: нежилое, и наименованием: нежилые помещения, строение (л.д.23-29).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что из документов технического учета (инвентаризации) следует, что спорное здание подлежало включению в Перечни на 2019-2022 годы исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, а именно из экспликации технического паспорта государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан Уфимский городской филиал по состоянию на 12 июля 2007 года следует, что спорное здание состоит из литера А (наименование: нежилые помещения 1, 2 этажа и подвала, фактическое использование: административно-торговое), литер Б (наименование: хоз.блок, фактическое использование: хоз.блок), входят помещения с наименованием: тамбур, коридор, кабинет, лестничная клетка, подсобное, душевая, склад, кладовая, комната охраны, цех, эл.щитовая, сан.узел, тепловой узел, торговый зал (135 кв. м + 69, 5 кв. м + 48, 8 кв. м). При этом площадь помещений с назначением "торговый зал" составляет 253, 3 кв. м, т.е. 23, 4% от общей площади здания 1081, 4 кв. м (или 23, 7% от площади по техническому паспорту 1068, 7 кв. м).
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно выпискам из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "административное здание". В состав здания входят помещения с кадастровыми номерами N (собственник ФИО9) и N (собственник ФИО1) с назначением: "нежилое", и наименованием: "нежилые помещения, строение" (л.д.23-29).
Вышеуказанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, относится к категории "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "предпринимательство" (л.д.30).
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Юридически значимыми обстоятельства, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан запрошены технические паспорта и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении всех нежилых помещений расположенных в здании с кадастровым номером N
Поступивший из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" технические паспорта на нежилое помещение, здание и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ суд апелляционной инстанции принял в качестве новых доказательств, поскольку указанные документы и содержащиеся в них актуальные сведения о характеристиках нежилых помещений необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами, перечисленные ниже, входящие в состав здания с кадастровым номером N, имеют следующие наименования и назначения:
- помещение с кадастровым номером N, площадью 981, 1 кв. м, имеет назначение "нежилое", наименование: "строение";
- помещение с кадастровым номером N, площадью 100, 3 кв. м, имеет назначение "нежилое", наименование: "нежилое помещение".
Из документов технического учета (технические паспорта) от 16.07.2002 года следует, что здание с кадастровым номером N, технический паспорт от 03.12.2010 года на помещение с кадастровым номером N по экспликации не имеют помещений (торговых, офисных, для оказания бытовых услуг), наличие бы которых позволило включить их в оспоренные Перечни. Технический паспорт на помещение с кадастровым номером N не оформлялся.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости до 01.01.2017 осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) (далее - Закон о кадастре), с 01.01.2017 - в порядке, установленном Законом о регистрации.
В переходный период применения Закона о кадастре в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществлялся в порядке, установленном приказом Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 г. N268 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства".
Нормативными документами, действовавшими в период ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС), допускалась возможность формирования программными средствами в XМL-файле "виртуального" здания в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о помещениях, на которые в архиве организации технической инвентаризации имелись технические паспорта, но при этом инвентаризация и технический учет всего здания, в котором расположены данные помещения, не осуществлялись.
В данном случае, таким "виртуальным" объектом является объект недвижимости (здание, наименование - административное здание, год завершения строительства - 1989) с кадастровым номером N с адресными характеристиками: "адрес", площадью 1111, 3 кв.м учет которого осуществлен в ЕГРОКС 08.12.2010 г. без предоставления технического паспорта здания.
В дальнейшем, 16.04.2019 г, на основании технического паспорта на 2-х этажное нежилое здание, составленного по состоянию на 16.07.2002 г. Уфимским городским филиалом ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан, были внесены изменения в сведения о площади объекта недвижимости (здания) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с 1111, 3 кв. м на 1081, 4 кв. м.
В кадастре недвижимости Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся актуальные сведения об объекте недвижимости (здание, наименование - административное здание, назначение - нежилое, количество этажей (в том числе подземных) - 3, количество подземных этажей - 1, год завершения строительства - 1989) с кадастровым номером N, с адресными характеристиками: "адрес", площадью 1081, 4 кв. м.
С момента внесения сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером N и по настоящее время заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав (с приложением технического плана) не поступало.
Технической ошибки в записях кадастра недвижимости ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N не выявлено.
Таким образом, техническая документация, на основании которой был поставлен на учет спорный объект недвижимости с площадью 1081 кв. м. является технический паспорт от 16.07.2002 года, который не имеет отметки "погашено".
Судебная коллегия, проанализировав представленные дополнительные доказательства, пришла к выводу, что законных оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось, поскольку техническая документация (технический паспорт) от 12.07.2007 года на спорный объект на основании которой суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, не является той технической документацией, на основании которой этот объект зарегистрирован в ЕГРН.
Кроме того, согласно указанному техническому паспорту общая площадь спорного здания составляет 1184, 7 кв. м, что не соответствует выписке на спорный объект из ЕГРН.
При этом, технический паспорт от 03.12.2010 года на помещение с кадастровым номером N не имеет тех назначений частей помещений, комнат и т.д. по фактическому использованию и номеров помещений, которые указаны в техническом паспорте от 12.07.2007 года на здание с кадастровым номером N
Поскольку в техничкой документации на спорный объект и нежилые помещения в нем имеются неясности и неточности, а так же учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 НК РФ), судебная коллегия приходит к выводу, что объект недвижимости не мог быть включен в Перечни для целей, установленных НК РФ в связи со сведениями, находящимися в технической документации.
Ранее судебной коллегией указывалось, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, имеет вид разрешенного использования "предпринимательство", что так же не позволяет из его буквального прочтения отнести спорный объект недвижимости к торговым, офисным или оказывающим бытовые услуги, объектам.
Как верно указал суд первой инстанции, в нарушении Порядка административным ответчиком мероприятий по определению фактического использования в целях включения в Перечни на 2019-2022 годы не проводилось.
Акты от 19 июля 2019 года и 15 августа 2022 года не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств установления фактического использования рассматриваемого объекта, поскольку оформлены ненадлежащим образом.
Так, в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения), б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов); в) площадь помещений общего пользования (п.21.1, 2.2 Методики).
Представленные акты не соответствуют требованиям вышеуказанных нормативных актов и не содержит сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что акты не соответствуют предъявляемым требованиям и не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.
При этом, в материалах имеются договоры аренды от 01.08.2022 года N01-Ар-03ШК(НТ) аренда для размещения ритуальных услуг -42, 9 кв. м, от 01.02.2019 года N01-АР-02ШК(Т) аренда для размещения цеха по переработке молока-146, 1 кв. м, от 01.04.2020 года N01-ар-02ШК(Т) аренда для размещения цеха по переработке молока -128 кв. м, 01.01.2022 года N01-ар-01ШК(Т) аренда для размещения цеха для переработки молока -128 кв. м, от 01.01.2021 года N01-ар-01ШК(Т) аренда для размещения цеха по переработки молока -120 кв. м, от 01.03.2022 года N01-АР-_ШК(НТ) аренда для размещения цеха по переработке молока-128 кв. м. Договоры субаренда от 01.11.2022 года N01-АР-07ШК(НТ) аренда для размещения офиса-26 кв. м, от 01.07.2022 года N01-АР-02 ШК (Т) аренда для размещения производственного цеха по стирке-104 кв. м, от 01.01.2020 года N01-АР-02-ШК(НТ) аренда для размещения оптового склада -167 кв. м, от 01.11.2021 года N01-АР-08ШК (НТ) аренда для размещения оптового склада-343 кв. м, от 01.10.2022 года N01-АР-05ШК(НТ) аренда для размещения оптового склада -343 кв. м, от 01.08.2022 года N01-АР-04ШК (НТ) аренда для размещения ателье -23, 4 кв. м.
Таким образом, общая площадь помещений имеющих назначение "нежилое" и наименование "офис", либо "нежилое помещение - офис" сдаваемых в спорном здании с целью размещения офиса или оказание бытовых услуг менее 20 % от общей площади здания (196, 3/100*1081, 4=18, 15%). На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что ни сведения в ЕГРН, ни в технической документации, ни вид разрешённого использования земельного участка, ни фактическое использование помещений в спорном здании не позволяли отнести данное здание к объектам недвижимости, подлежащим включению в Перечни.
Установив данные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что имеются основания для исключения нежилого здания с кадастровым номером 02:55:040303:1904 из Перечня на 2019-2022 годы.
Таким образом, обжалуемое решение суда является незаконным, в связи с чем, данное решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями статей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия: пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru/ и на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.