Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Булатовой Е.Е.
судей Филатовой В.Ю, Скоковой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5236/2022 по исковому заявлению Вабищевича Владимира Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Булатовой Е.Е, выслушав пояснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову Никишкиной Л.С, судебная коллегия
установила:
Вабищевич В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ГУМВД России по Саратовской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову (далее - УМВД России по г. Саратову) о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года на УМВД России по г. Саратову возложена обязанность включить периоды службы Вабищевича В.В. в льготном исчислении 1 месяц как 1, 5 месяца: с 7 октября 2003 года по 14 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова, с 14 ноября 2003 года по 1 декабря 2004 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД города Саратова, 16 июля 2011 года по 23 октября 2014 года в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Саратову; на ГУМВД России по Саратовской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанных периодов в льготном порядке с 6 августа 2022 года, то есть со дня назначения пенсии; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 января 2023 года решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года дополнено, 6 абзац решения суда изложен в следующей редакции: "Обязать ГУМВД России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включения периодов службы Вабищевичу В.В. с 7 октября 2003 года по 14 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, с 14 ноября 2003 года по 1 декабря 2004 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, с 16 июля 2011 года по 23 октября 2014 года в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Саратову в льготном исчислении 1 месяц как 1, 5 месяца с 6 августа 2022 года, то есть со дня назначения пенсии"; в остальной части решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года оставлено без изменения.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе УМВД России по г. Саратову ставится вопрос об отмене решения Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллеги по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 января 2023 года, как незаконных, ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по г. Саратову Никишкина Л.С. в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, по основаниям, изложенным к ней.
Иные стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований в апелляционном порядке не оспаривалось, предметом апелляционного рассмотрения не являлось, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия также не усматривает.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вабищевич В.В. с 6 октября 2003 года по 5 августа 2022 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях.
Приказом от 5 августа 2022 года N N л/с Вабищевич В.В. уволен из органов внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 5 августа 2022 года. Выслуга лет на день увольнения определена в календарном исчислении 22 года 04 месяца 01 день, в льготном исчислении 29 лет 06 месяцев 09 дней, для выплаты единовременного пособия 22 года 04 месяца 01 день.
В соответствии с расчетом выслуги лет для назначения пенсии, периоды службы Вабищевича В.В. с 7 октября 2003 года по 14 ноября 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, с 14 ноября 2003 года по 1 декабря 2004 года в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, с 16 июля 2011 года по 23 октября 2014 года в должности старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Саратову включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Судом также установлено и следует из личного дела истца, что должностные обязанности Вабищевича В.В. в период службы за спорные периоды, не менялись, в том числе в части выполнения обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Служба в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции УВД г. Саратова, старшего инспектора группы службы отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Саратову в спорные периоды была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования Вабищевича В.В, суд первой инстанции исходил из доказанности того обстоятельства, что истец в спорные периоды службы выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем пришел к выводу, что истец имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
При этом суд первой инстанции также указал, что несоответствие наименований должностей и структурных подразделений наименованиям, указанным в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Вабищевича В.В, так как допущенные кадровой службой УВД неверные формулировки не могут умалять права истца на назначение пенсии по выслуге с учетом льготного исчисления стажа.
С выводами суда первой инстанции и их правовым основанием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденных Приказом МВД РФ от 20.12.2016 г. N 868, предусмотрена должность полицейского (милиционера) в подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а поскольку судом установлено осуществление истцом в спорный период, а также в период осуществления истцом деятельности в должности старшего инспектора группы функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, имелись правовые основания для включения спорных периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении и перерасчете пенсии, дополнив при этом резолютивную часть решения суда указанием на возложение обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включения спорных периодов службы в льготном исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", Приказа МВД России от 20 декабря 2016 года N868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобы УМВД России по г. Саратову доводы о том, что наименование должности, замещаемой истцом не соответствует должностям, перечисленным в Перечне, являются необоснованными и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей) (абзац 4 пункта "а").
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 в подпункте "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 г, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Из вышеприведенных положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что судами установлено и материалами дела подтверждается, что в спорный период истец в силу должностных полномочий непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, также, поскольку в связи с увеличением продолжительности выслуги подлежит перерасчету и размер пенсии, выводы нижестоящих судов о том, что спорные периода работы истца подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца, и о возложении обязанности на ответчиков произвести перерасчет пенсии с учетом спорных периодов со дня ее назначения, следует признать правильными, соответствующими нормам материального права.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.