Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Зариповой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сиряева Олега Владимировича на решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 16 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-2127/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 12 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (ФКУ ИК-12 ГУФСИН по Свердловской области) об установлении административного надзора в отношении Сиряева Олега Владимировича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Кустикова А.Г, полагавшего судебные постановления оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Сиряева О.В, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указано, что приговором Пригородного районного суда Свердловской области от 13 июня 2018 года Сиряев О.В. осужден к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). В связи с тем, что Сиряев О.В. подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, как лицо, освобождаемое из мест лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", просило установить административный надзор на срок 8 лет, с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22:00 до 06:00; запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки для регистрации в органы внутренних дел по месту жительства для регистрации 2 раза в месяц.
Решением Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 16 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года, требования административного истца удовлетворены в полном объеме; срок административного надзора в отношении Сиряева О.В. исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В кассационной жалобе Сиряев О.В. просит отменить судебные акты, указывая на несоответствие характеристики, представленной исправительным учреждением в материалы настоящего дела, его личности в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приговору Пригородного районного суда Свердловской области от 13 июня 2018 года Сиряев О.В. осужден по "данные изъяты" УК РФ к 2 (двум) годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В силу части 4 статьи 15 УК РФ преступление, совершенное Сиряевым О.В, отнесено к категории тяжких преступлений.
В приговоре имеется указание о совершении Сиряевым О.В. преступления при опасном рецидиве преступлений, совершении им тяжкого преступления.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Сиряева О.В, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок 8 (восемь) лет.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут применены к поднадзорному лицу. Выбор вида административных ограничений не должен носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения (п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N15 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 41).
Установленные в отношении Сиряева О.В. административные ограничения, не носят произвольного характера, соответствуют требованиям статьи 4 Закона об административном надзоре, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия с учетом данных о его личности, степени тяжести совершенного им преступления, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Ссылки в кассационной жалобе на характеристику, утвержденную начальником ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Свердловской области, которая, по мнения административного ответчика, не соответствует действительности, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не исключают возможность установления такого надзора в отношении Сиряева О.В. в силу положений Федерального закона N64-ФЗ.
Неубедительными являются доводы Сиряева О.В. о неполучении им документов, прилагаемых к административному исковому заявлению (копия административного иска, копия приговора, копия заявления по избранному месту жительства, копия паспорта и характеристика на Сиряева О.В, справка о поощрениях и взысканиях Сиряева О.В, копия приказа о назначении), так как опровергается распиской от 29.09.2020.
Позиция административного ответчика, изложенная в кассационной жалобе, направлена на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, при этом не содержит в себе доводов, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций и в связи с этим могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемых судебных постановлений.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 16 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сиряева Олега Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение составлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.