Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5864/2022 по иску Агаркова Сергея Владимировича к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Агаркова Сергея Владимировича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Агарков С.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области, с учетом уточнений, о признании незаконным решения от 08 июня 2022 года N 620-ОЯ об отказе учесть награждение почетной грамотой представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Уральской части России "Уралэнерго", как ведомственного знака отличия в труде; возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда Челябинской области", выдать удостоверение "Ветеран труда Челябинской области" с момента достижения возраста 60 лет - с 06 марта 2021 года; о взыскании недополученных средств в случае, когда в результате устранения ошибки уполномоченного органа, допущенной при установлении и (или) выплате пособий; о возложении обязанности произвести перерасчет, индексацию пособия; о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований Агарков С.В. сослался на то, что с 26 марта 1992 года по настоящее время работает в большой и малой энергетике Урала, его общий трудовой стаж в данной отрасли на 21 июня 2022 года составляет 28 лет 05 месяцев 20 дней, общий непрерывный трудовой стаж - 43 года 09 месяцев 21 день. Приказом от 25 ноября 2002 года N 194к за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие энергетики Урала он награжден ко Дню энергетика почетной грамотой представительства РАО "ЕЭС России". 07 мая 2022 года он обратился в Центральное Управление социальной защиты населения администрации г. Челябинска с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда Челябинской области", однако решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 08 июня 2022 года в удовлетворении заявления ему было незаконно отказано.
Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что Почетная грамота представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Уральской части России "Уралэнерго" не может быть учтена в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда Челябинской области", поскольку не отнесена законом области к наградам, дающим право на присвоение звания.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2023 года, Агаркову С.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Агарков С.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом генерального директора "Уралэнерго" от 25 ноября 2002 года N 194к Агарков С.В. награжден Почетной грамотой Представительства РАО "ЕЭС России" за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие энергетики Урала.
07 мая 2022 года Агарков С.В. обратился в Центральное Управление социальной защиты населения администрации г. Челябинска с заявлением присвоении ему звания "Ветеран труда Челябинской области".
Письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от 08 июня 2022 года N 620-ОЯ Агаркову С.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда Челябинской области" со ссылкой на то, что в соответствии с Законом Челябинской области от 29 ноября 2007 года N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области" Почетная грамота представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Уральской части России "Уралэнерго" не может быть учтена в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда Челябинской области", поскольку не отнесена законом области к наградам, дающим право на присвоение звания.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Челябинской области от 29 ноября 2007 года N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области", Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, исходил из того, что ОАО РАО "ЕЭС России" является коммерческой организацией и не входит в систему органов государственной власти, поэтому почетная грамота данной организации, которой награжден истец, не является ведомственным знаком отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", в связи с чем пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в присвоении Агаркову С.В. звания "Ветеран труда".
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Агаркова С.В. о том, что решение суда не соответствует правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 июня 2011 года N 46-В11-12, в котором указано, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статей 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимых для того, чтобы все участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения (в прошлом) и быть уверенным (в будущем) в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; судом не был изучен Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ), действующий на момент его награждения 25 ноября 2002 года, согласно которому РАО "ЕЭС России" под кодом 41002 в ОКОГУ включено в раздел "органы государственной власти и местного самоуправления, объединения предприятий и организаций" как объединение предприятий и организаций, образованное федеральными органами государственной власти; в связи с образованием федеральными органами государственной власти объединений предприятий и организаций, являющихся крупными структурными экономическими звеньями, имеющими важное народно-хозяйственное значение, а также в связи с образованием объединений предприятий и организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в классификатор введена самостоятельная классификационная группировка: 40000 "Объединения предприятий и организаций", в которую под кодом 41002 - в классификационной группировке 40000 указано Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" РАО; отказ в присвоении звания "Ветеран труда" только по причине отсутствия названия той или иной награды в перечне является необоснованным; на момент награждения
25 ноября 2002 года почётной грамотой Агарков С.В. отработал более 35 лет в большой и малой энергетике, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений и до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 3 статьи 7 Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (утратил силу с 1 января 2005 года) было определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270, действовавшим до 12 июня 2006 года, было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Федеральным законом от 19 декабря 2005 года N 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" статья 7 дополнена пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Присвоение звания "Ветеран труда Челябинской области" осуществляется в соответствии с Законом Челябинской области от 29 ноября 2007 года N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области".
Указанное звание присваивается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Челябинской области, которым установлена (назначена) страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 1 Закона Челябинской области от 29 ноября 2007 года N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области" звание "Ветеран труда Челябинской области" присваивается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Челябинской области, имеющим страховой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, награжденным наградами Челябинской области, либо наградами Законодательного Собрания Челябинской области, либо почетными грамотами Законодательного Собрания Челябинской области или Губернатора Челябинской области, либо единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года", или "Победитель социалистического соревнования 1974 года", или "Победитель социалистического соревнования 1975 года", или "Победитель социалистического соревнования 1976 года", или "Победитель социалистического соревнования" 1977 - 1981 годов, или "Ударник девятой пятилетки", или "Ударник десятой пятилетки", или "Ударник одиннадцатой пятилетки", или "Ударник двенадцатой пятилетки";родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста восьми лет.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 29 ноября 2007 года N 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области" граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда Челябинской области", подают в органы социальной защиты населения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Челябинской области (далее - органы социальной защиты) по месту жительства заявление по форме, установленной исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным в сфере социальных отношений, документы, подтверждающие их право на присвоение звания "Ветеран труда Челябинской области", а также документы, удостоверяющие личность заявителя.
Документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания "Ветеран труда Челябинской области", являются:
1) для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона: а) документы, выданные органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, либо сведения, полученные от указанных органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, об установлении (назначении) пенсии (для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Закона, которым установлена (назначена) страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях") и о наличии страхового стажа, исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин; б) удостоверения (дубликаты удостоверений) к наградам Челябинской области, наградам Законодательного Собрания Челябинской области; в) почетные грамоты Законодательного Собрания Челябинской области и Губернатора Челябинской области; г) удостоверения (дубликаты удостоверений) к единым общесоюзным знакам "Победитель социалистического соревнования 1973 года", "Победитель социалистического соревнования 1974 года", "Победитель социалистического соревнования 1975 года", "Победитель социалистического соревнования 1976 года", "Победитель социалистического соревнования" 1977 - 1981 годов, "Ударник девятой пятилетки", "Ударник десятой пятилетки", "Ударник одиннадцатой пятилетки", "Ударник двенадцатой пятилетки".
Почетная грамота Представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Уральской части России "Уралэнерго" к указанным наградам не отнесена.
Согласно пункту 2 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 20 апреля 2006 года N 111, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Документами, подтверждающими право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", являются для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящего Положения: документы к орденам, медалям, почетным званиям СССР или Российской Федерации, почетная грамота или благодарность Президента Российской Федерации, документы к ведомственным знакам отличия (пункт 4 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области).
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "ветеран труда", относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды (почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, почетные заслуженные звания), решение о награждении которыми граждан принято Правительством Российской Федерации, руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента Российской Федерации, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства Российской Федерации, руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР (пункт 4-1 Положения о порядке присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи удостоверения "Ветеран труда" в Челябинской области).
Почетная грамота, которой был награжден истец, не относится к ведомственным наградам, приведенным выше.
С учетом положений главы 6 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" РАО "ЕЭС России" не является органом исполнительной власти, которое могло быть уполномочено на учреждение ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
РАО "ЕЭС России" в силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" является коммерческой организацией, не входило в систему органов государственной власти; сведения о том, что ОАО РАО "ЕЭС России" были переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, на момент получения Агарковым С.В. почетной грамоты ОАО РАО "ЕЭС России" таким государственным органом в сфере энергетической системы Российской Федерации, который имел полномочия на учреждение ведомственных знаков отличия в труде, являлось Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Так, Положением "О Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 284 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 438), было предусмотрено, что Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства (пункт 1 данного Положения).
Пунктом 10.14 названного Положения было определено, что Министр представляет в установленном порядке работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных агентств, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.
В настоящее время этими полномочиями наделено Министерство энергетики Российской Федерации в соответствии с Положением "О Министерстве энергетики Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400, пунктом 5.2 которого установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Включение РАО "ЕЭС России" в Общероссийский классификатор органов власти и управления ОК 006-93" в раздел первый группу 40000 "Объединения предприятий и организаций" не свидетельствует, что эта организация является органом исполнительной власти. Указанный классификатор создан в целях упорядочения информации и систематизации информации об органах государственной власти и управления; характеристики ведомственной принадлежности, административной и организационной подчиненности хозяйствующих субъектов, в частности, для их унификации в Едином государственном реестре предприятий и организаций; проведения статистически учета, обеспечения государственных статистических наблюдений. В классификатор включены не только органы государственной власти и управления, но и такие субъекты, как добровольны объединения экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации и т.п.
Ссылка в кассационной жалобе о неполучении копий обжалуемых актов о незаконности оспариваемых судебных актов не свидетельствует, поскольку на правильность выводов суда не влияют.
Довод кассационной жалобы о не направлении Министерством социальных отношений Челябинской области копии доказательств, обосновывающих возражения относительно его иска, не повлекли принятие незаконного решения. В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Ответчиком суду были направлены в качестве доказательств копии документов, которые представлял истец при обращении с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", то есть копии тех документов, которыми истец располагал.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 31 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агаркова Сергея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.