Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сылко А.С. на определение Динского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Сылко А.С. об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сылко А.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия и бездействие начальника Динского РОСП ГУ ФССП РФ по Краснодарскому краю (далее - Динского РОСП) Козленок Г.Г, судебного пристава - исполнителя Динского РОСП ГУ ФССП РФ по Краснодарскому краю Кузнецовой Н.А, выразившиеся в вынесении постановления судебного пристава - исполнителя Динского РОСП Кузнецовой Н.А. от 2 октября 2020 года о расчете задолженности по алиментам на сумму 44 376, 64 руб. и ненаправлении в установленный законом срок данного постановления. Просил признать незаконным и подлежащим отмене постановление судебного пристава - исполнителя. Возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование административного иска указывает, что судебным приставом - исполнителем Динского РОСП возбуждено исполнительное производство N-ИП от 7 декабря 2016 года. Уведомлением от 30 июня 2020 года Сылко А.С. сообщено о прекращении исполнительного производства, ввиду погашения задолженности. Однако 2 октября 2020 года он уведомлен о расчете задолженности по алиментам. Считает, что судебным приставом - исполнителем Кузнецовой Н.А. вынесено постановление от 2 октября 2020 года о расчете задолженности по алиментам с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Определением Динского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2021 года производство по делу - прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года определение Динского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2021 года - оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 24 марта 2023 года, Сылко А.С. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов.
Настаивает на доводах административного иска. Утверждает, что судами первой и апелляционной инстанций вынесены судебные акты с нарушением норм материального и процессуального права.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции он не был надлежащим образом извещен о дате и времени судебного заседания.
Определением судьи от 28 апреля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Рассмотрев письменное ходатайство Сылко А.С, признала его обоснованным в части рассмотрения дела в отсутствие административного истца, в остальной части считает необходимым отказать.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вместе с тем, обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным требованиям процессуального законодательства не соответствует.
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса установлены гл. 9 КАС Российской Федерации, которая допускает фактически любой способ извещения, но при этом в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 КАС Российской Федерации лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Положения ст. 96, 99, 150, 152 КАС Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих, прямо устанавливая, что лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова; лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте; в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания, разбирательство дела откладывается.
Однако в материалах административного дела нет документов, подтверждающих выполнение судом первой инстанции приведенных законоположений.
Так, из материалов дела усматривается, что судом первой инстанции назначенное судебное заседание на 9 сентября 2021 года на 10 часов 20 минут отложено на 22 сентября 2021 года на 12 часов 00 минут (л.д. 74).
Однако в материалах дела отсутствует сведения о направлении в адрес Сылко А.С. судебного извещения о назначении судебного заседания на 22 сентября 2021 года на 12 часов 00 минут.
22 сентября 2021 года районным судом дело по иску Сылко А.С. рассмотрено по существу с вынесением судебного акта, в протоколе судебного заседания от 22 сентября 2021 года указано о том, что Сылко А.С. извещен надлежащим образом о дате, времени данного судебного заседания (л.д. 80).
Таким образом, административный истец Сылко А.С. не извещен о дате, месте и времени судебного заседания от 22 сентября 2021 года, что свидетельствует о нарушении судом первой инстанции требования ч. 3 ст. 96 КАС Российской Федерации, касающегося необходимости заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, и отсутствии у суда на момент принятия решения сведений о надлежащим извещении административного истца.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, поскольку оно не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закрепленного в ч. 7 ст. 6 КАС Российской Федерации - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда. В результате рассмотрения дела в отсутствие административного истца, Сылко А.С. был лишен возможности участвовать в судебном разбирательстве, реализовывать свои права, предусмотренные ст. 45 КАС Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушение норм процессуального права судом первой инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС Российской Федерации является безусловным основанием к отмене определения районного суда от 22 сентября 2021 года с направлением административного дела на новое рассмотрение в Динской районный суд Краснодарского края.
Поскольку дело подлежит направлению на новое рассмотрение, а в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела, остальные доводы кассационной жалобы судебной коллегией оставлены без оценки.
При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит принять меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем доводам участвующих в деле лиц.
Руководствуясь положениями статей 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Динского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Динской районный суд Краснодарского края в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 25 мая 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.