Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ермолина И.В, поступившую в суд первой инстанции 30 января 2023 года, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 06 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ермолина И.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Жадько Д.А. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ермолин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Жадько Д.А. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации и обязании совершить определенные действия.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 октября 2022 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 6 декабря 2022 года оставлено без изменения решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 6 октября 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Ермолин И.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и направить административное дело на новое рассмотрение.
От Ермолина И.В. поступило заявление, в котором административный истец просит рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что согласно межевого плана земельного участка, в пределах образуемого земельного участка располагаются здания, строения и сооружения вспомогательного назначения (сараи, гаражи летние кухни и др.), входящие в состав многоквартирного дома. Вместе с тем, в границах образуемого земельного участка также располагаются иные объекты капитального строительства на праве собственности третьих лиц не являющиеся объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, в частности нежилое здание (магазин). Кроме того, объект недвижимости, принадлежащий Слепкан В.К, Андрух В.И, располагающийся в пределах границы образуемого земельного участка поставлен на кадастровый учёт как самостоятельный объект недвижимости, а именно жилой дом. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что административный ответчик обоснованно принял обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации государственного кадастрового учёта, и предоставил срок для устранения недостатков.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, постановлением администрации города Евпатории Республики Крым от 7 июня 2021 года N 877-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ Евпатория, город Евпатория, улица Франко, з/у 16" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 7166 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ Евпатория, город Евпатория, улица Франко, з/у 16, полученного путем образования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. Территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, отнесена к зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), расположен в границах зоны охраняемого археологического культурного слоя. Земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "малоэтажная многоквартирная застройка", код 2.1.1. Земельному участку присвоен адрес: Республика Крым, городской округ Евпатория, город Евпатория, улица Франко, з/у 16. Пунктом 5 постановлено Ермолину И.В. обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
21 июня 2022 года муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым в лице начальника департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым Азарина М.И. обратилось в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учёте в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-25746700/2 от 28 июня 2022 года приостановлена государственная регистрация по постановке на кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" до 28 сентября 2022 года. Из содержания уведомления следует, что основанием приостановления послужило то обстоятельство, что согласно сведениям предоставленного на регистрацию межевого плана в границах образуемого земельного участка также располагаются иные объекты капитального строительства на праве собственности третьих лиц, не являющиеся объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Не согласившись с действиями административного ответчика, Ермолин И.В. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта.
Согласно материалам дела, заявление Ермолина И.В. не принято к рассмотрению апелляционной комиссией по причине несоответствия заявления пункту 20 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате её работы, утверждённого приказом Росреестра от 8 октября 2020 года N П/0377 Указано, что заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется физическим или юридическим лицом, представившим заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документы в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представителем; кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования. Представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении; представителем юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении. Указанное в обращении заявление было подано муниципальным образованием городским округом Евпатория Республики Крым в лице Азарина М.И.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости)
В соответствии со статьей 1 Закона о государственной регистрации недвижимости единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2).
Согласно части 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, перечислен в части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в частности должны быть представлены документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 5 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного Закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
На основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно материалам дела, из технической документации на домовладение N 16 по улице Франко, в городе Евпатории, представленной филиалом ГУП РК "Крым БТИ" в состав домовладения входили жилой дом лит. "А", жилой дом лит. "Б", сарай лит. "В", летняя кухня лит. "Д", лит. "Е", сарай лит. "Ж", летняя кухня лит. "З", "И", сарай лит. "К", "Д", летняя кухня лит. "М", гараж лит. "Ф", "П", летняя кухня лит. "Р", сарай лит. "С", "Т", "Г1", летняя кухня N - N, гараж N, уборная лит. "Уб", подсобное помещение лит. "Н1", навес лит. "Н2", подсобное помещение лит. "Н3", "Р1", "Р2", навес лит. "С1", сарай лит. "С2", уборная душ лит. "Уб", летняя кухня лит. "С3", сарай лит. "Х", летняя кухня лит. "Д", сарай лит. "Ю", пристройка лит. "а, Б1, Б2", сарай лит. "О", жилой дом лит. "Ц", гараж N7, летний домик N8, N10, беседка N9, ворота, забор.
Согласно материалам дела, из информации, размещенной на официальном сайте Росреестра следует, что по адресу: "адрес" поставлены на кадастровый учет следующие объекты недвижимости: квартиры, нежилые здания (сараи, подсобные помещения, летние домики, летний душ, подсобное строение, гаражи), земельный участок кадастровый номер N, площадью 116 кв. метров, земельный участок кадастровый номер N, площадью 116 кв. метров, здание (жилой дом), кадастровый номер N, площадью 59, 6 кв. метров, здание (многоквартирный дом), здание (жилой дом) кадастровый номер N, площадью 207, 3 кв. метров, здание (магазин), кадастровый номер N, площадью 190, 2 кв. метров.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 25 августа 2022 года и 24 августа 2022 года административный истец Ермолин И.В. также является собственником 1/2 доли квартиры N 2, летнего домика N 8 и летнего домика N 10, расположенных по указанному адресу.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25 августа 2022 года следует, что собственниками объекта недвижимости (жилой дом), кадастровый номер N являются заинтересованные лица Слепкан В.К, Андрух В.И.
При этом, в выписках Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания (магазин), кадастровый номер N, земельного участка, кадастровый номер N и земельного участка, кадастровый номер N отсутствуют сведения о правообладателях.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельного участка, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (часть 2).
Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" указывает, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления (часть 4).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Исходя из изложенного, поскольку наличие на таком земельном участке объектов, не входящих в состав многоквартирного дома, является препятствием для образования земельного участка под таким многоквартирным домом, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанци, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 06 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 06 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 18 апреля 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. Сергеев В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.