Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Гусева Д.А.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-407/2022 (УИД 55RS0011-01-2022-000549-82) по иску Алешкина А.И. к администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии
по кассационной жалобе администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алешкина А.И. (далее - Алешкин А.И, истец) обратился в суд с иском к Администрации Горьковского муниципального района Омской области (далее - Администрация, ответчик) об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что с 17 января 2013 г. является получателем страховой пенсии по старости. Распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N от 25 января 2013 г. ему установлена пенсия за выслугу лет в размере 2 692 рублей 46 копеек, размер которой в нарушение пункта 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области N 113 от 10 ноября 2011 г, не соответствует размеру фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Алешкин А.И. просил установить размер пенсии за выслугу лет в связи с наличием стажа муниципальной службы с 1 января 2015 г. в размере 4 383 рублей 59 копеек в месяц, произвести перерасчет установленной пенсии, исходя из изменения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии про старости, выплатить недоначисленную сумму пенсии до момента вступления в силу решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области N 251 от 22 июля 2022 г.
Решением Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г, с учетом определения от 27 октября 2022 г. об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г, исковые требования Алешкина А.И. к администрации Горьковского муниципального района Омской области об установлении пенсии за выслугу лет в определенном размере, а также взыскании задолженности в виде недоначисленной пенсии, удовлетворены частично.
На Администрацию Горьковского муниципального района Омской области возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, выплачиваемую Алешкину А.И, за период с 19 декабря 2016 г. до дня вступления в силу Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251, в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 (с изменениями внесенными Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110), а также выплатить недоначисленную сумму пенсии за указанный период.
В оставшейся части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Администрацией Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Кассатор ссылается на то, что денежные средства, подлежащие выплате лицам в соответствии с Положением, должны быть предусмотрены бюджетными правилами Горьковского муниципального района Омской области, однако в данном случае в бюджет муниципалитета не включены дополнительные увеличения расходных обязательств, в виде увеличения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с учетом индексаций выплаты к страховым пенсиям, увеличение бюджетных ассигнований на выплаты пенсии муниципальным служащим не принималось.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Алешкин А.И. с 15 ноября 2009 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 г. - трудовой пенсии по старости).
С 25 марта 2010 г. Алешкин А.И. освобожден от занимаемой должности заместителя Главы муниципального района, начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Горьковского муниципального района в связи с истечением срока трудового договора (распоряжение Главы Горьковского муниципального района Омской области N32 от 25 марта 2010 г.).
Распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N 20 от 25 января 2013 г. Алешкину А.И, замещавшему должность муниципальной службы, с 17 января 2013 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 2 692 рублей 46 копеек в месяц к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, в размере 11 068 рублей 14 копеек в месяц, исходя из общей суммы пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом, и пенсии за выслугу лет в размере 13 760 рублей 60 копеек, составляющей 60 % денежного содержания.
Установленный Алешкину А.И. распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N 20 от 25 января 2013 г. размер пенсии в период с 2016 по 2022 год не изменялся.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 года N 113 было утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области (далее - Положение 2011 года), закрепляющее, в том числе, порядок определения размера пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области.
Так, в абзаце 14 пункта 2 Положения 2011 года предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Пунктом 3 вышеуказанного Положения установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов денежного содержания муниципального служащего.
При этом размер пенсии за выслугу нет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет (определяемого как сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пенсии за выслугу лет) по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области (абзац 5 пункта 4 Положения 2011 года).
Из пункта 6 Положения следует, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно пунктам 19, 24, 25 Положения 2011 года, установление и перерасчет размера пенсии производится распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области; при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пенсии, с учетом которого установлена пенсия за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет пересчитывается с даты изменения размера пенсии.
Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 года N 110 "О внесении изменений в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области", пункты 3, 6 Положения были изложены в новой редакции (далее Положение в редакции 2016 года).
Так, согласно пункту 3 Положения в редакции 2016 года муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению N 6 к настоящему Положению, в размере 45 процентов денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пунктом 6 Положения в указанной выше редакции установлено, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях с учетом коэффициента индексации.
Настоящее решение в указанной части вступило в силу после обнародования 19 декабря 2016 г.
После принятия Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области", Решение Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 утратило силу, при этом был установлен фиксированный минимальный размер пенсии за выслугу лет - 2 562 рубля.
Из материалов дела следует, что установленный Алешкину А.И. распоряжением Главы Горьковского муниципального района Омской области N20 от 25 января 2013 г. размер пенсии за выслугу лет в период с 2016 г. по 2022 г. не изменялся.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденным Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 (в редакции Решения XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110), суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по выплате истцу пенсии за выслугу лет за период с января 2017 года по день вступления Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251, в размере ниже установленного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку до 22 июля 2022 г. муниципальные служащие Горьковского муниципального района Омской области имели право на получение пенсии по выслуге в размере не ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации.
С учетом изложенного судом первой инстанции удовлетворены исковые требования в части перерасчета пенсии за выслугу лет за период с 1 января 2017 г. до дня вступления в силу Решения XXX сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 22 июля 2022 г. N 251 в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 (с изменениями, внесенными Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110), а также выплате недоначисленной суммы пенсии за указанный период.
В остальной части исковые требования были оставлены без удовлетворения, поскольку судом было установлено, что в период до 1 января 2017 г. истцу выплачивалась пенсия за выслугу в лет в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области в редакции действовавшей до внесения изменений в соответствии с Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110.
Суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебной коллегией указано, что исходя из действующего в Горьковском муниципальном районе Омской области законодательства минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с 2011 года и до 19 декабря 2016 года был установлен в виде базового размера страховой части трудовой пенсии по старости - 2562 рубля, и в этот период изменению не подлежал, с момента вступлению в силу Положения в редакции 2016 года минимальный размер пенсии за выслугу лет должен был соответствовать фиксированной выплате к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях с учетом ее индексации. Однако, перерасчет размера пенсии за выслугу лет истцу с момента ее назначения в соответствии с вышеуказанными положениями ответчиком не производился, истцу выплачивалась пенсия в размере 2 562 рубля, в связи с чем после принятия Положения в редакции 2016 года истец имел право на установление пенсии за выслугу лет в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Закона о страховых пенсиях с учетом индексации, и ее соответствующий ежегодный перерасчет.
Доводы ответчика об отсутствии решения администрации муниципального района о перерасчете размера пенсии за выслугу лет и об увеличении бюджетных ассигнований на данные выплаты в связи с дефицитом бюджета муниципального района судом апелляционной инстанции отклонены с указанием на то, что поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим. При введении определенного порядка и условий выплаты пенсии за выслугу лет формирование бюджета муниципального образования должно осуществляться с учетом планирования средств для пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1; статья 131, часть 1 Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.
Наличие у органов местного самоуправления полномочий на осуществление правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, свидетельствует, что они вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (пункт 4).
Кроме того, размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не должен превышать максимального размера пенсии за выслугу лет по соответствующей должности государственного гражданского служащего Омской области и не может быть ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" с учетом коэффициента индексации, до внесения изменение в положение не ниже установленной пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Пунктом 8 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 5 августа 2009 г. N 89 (в редакции от 28 сентября 2021г.) "О реализации отдельных положений статей 19, 47.1, 50 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области, статьи 3 Закона Омской области "О введении в действие и об изменении отдельных положений Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" определено, что размер пенсии за выслугу лет, не может быть ниже установленного в соответствии с федеральным законодательством размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, определен в сумме 2562 рублей в месяц.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона 28 декабря 2013 Г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующей с 1 января 2015 г, предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии установлена в сумме 4383 рубля 59 копеек в месяц.
При этом с момента вступления в силу внесенных изменений в Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Горьковском муниципальном районе Омской области, а именно с 19 декабря 2016г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации составлял 4558 рублей 93 копейки, с 1 февраля 2017 г. - 4 805 рублей 11 копеек, с 1 января 2018г. - 4 982 рубля 90 копеек, с 1 января 2019 г. - 5 334 рубля 19 копеек, с 1 января 2020г. - 5 686 рублей 25 копеек, с 1 января 2021 г. - 6044 рубля 48 копеек, с 1 января 2022г. - 6 564 рубля 31 копейка.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что с января 2017 г. по июнь 2022 г. Алешкину А.И. выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере ниже предусмотренного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации; в указанный выше период действовало Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в Горьковском муниципальном районе Омской области, утвержденного Решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 10 ноября 2011 г. N 113 (в редакции Решения XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110), предусматривающее выплату пенсии по выслуге лет в размере не ниже фиксированной выплаты к страховой пенсии, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено неисполнение обязанности по выплате пенсии по выслуге лет муниципального служащего в размере установленном правовым актом органа местного самоуправления - решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110.
Доводы кассационной жалобы о том, что при принятии бюджета Горьковского муниципального района на 2017-2020 и на 2020-2023 годы увеличение бюджетных ассигнований на выплаты пенсии муниципальным служащим не принималось, отклоняются как несостоятельные, поскольку судом установлено нарушение гарантированного вышеприведенным правовым регулированием права муниципального служащего на пенсионное обеспечение по выслуге лет в размере, установленном правовым актом органа местного самоуправления, в связи с чем судебные инстанции пришли к правомерному выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы об отсутствии у муниципального образования возможности по финансированию выплаты пенсии за выслугу лет муниципальных служащих в спорный период в размере, установленном решением XXI сессии Совета Горьковского муниципального района Омской области от 16 декабря 2016 г. N 110, наличии дефицита бюджета, не опровергают выводов судебных инстанций, поскольку федеральный законодатель, закрепляя право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и относя при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, предусматривает, что данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления и не связывает его исполнение с таким условием, как отсутствие у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку являлись предметом оценки судебных инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемых судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда, являются процессуальной позицией ответчика, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного постановления в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения и апелляционного определения, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, в связи с чем принятые по делу решение и апелляционной определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горьковского районного суда Омской области от 27 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 8 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Горьковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.