Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М, судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н.
с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-223/2022 по апелляционной жалобе Мошновой Иды Ивановны, апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 года, принятое по административному исковому заявлению Мошновой Иды Ивановны о признании недействующим в части постановления Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2020 года N 846 "Об утверждении Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - Зуевой И.А, представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области - Захарчук А.Г, представителя заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом - Богдановой М.С, представителя заинтересованных лиц Герасимова А.И. и Васильева С.А. - Гребенюк Н.А, заинтересованное лицо Шальнова Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2020 года N 846 определен Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень) согласно приложению к данному постановлению.
Постановление официально опубликовано 23 декабря 2020 года в сетевом издании "Электронное опубликование документов" www.npa47.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В пункт 34 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым N общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Мошнова И.И, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым N, расположенного в указанном нежилом здании, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 34 приложения к постановлению Правительства Ленинградской области N 846.
Заявленные требования мотивировала тем, что нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного объекта недвижимости в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Административным истцом, прокурором, участвующим в деле, на указанное решение поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, и о принятии нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
Правительством Ленинградской области и Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом (далее также - Леноблкомимущество, Комитет) принесены возражения, в которых указано на законность и обоснованность судебного акта.
Представитель административного истца, заинтересованное лицо Шальнов Е.А, представитель заинтересованных лиц Герасимова А.И. и Васильева С.А, прокурор настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы и апелляционного представления, представители административного ответчика Правительство Ленинградской области и заинтересованного лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом возражали против доводов вышеуказанных лиц и отмены решения суда.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 15, пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого постановления) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей при принятии оспариваемого Перечня) следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Областным законом Ленинградской области от 29 октября 2015 года N 102-оз "О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2016 г. на территории Ленинградской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Подпунктом 4 пункта 2 решения Совета депутатов муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области от 24 ноября 2015 года N 56 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области" (в редакции от 19 ноября 2019 года, действующей на день принятия оспариваемого Постановления 21 декабря 2020 года) установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, - в размере 2 процентов.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области" высшим исполнительным органом государственной власти на территории Ленинградской области является Правительство Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 января 2016 года N 6 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), согласно пункту 14 которого перечень зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), а также актов обследования Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом в течение 30 календарных дней, утверждается правовым актом Правительства Ленинградской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.
При рассмотрении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Ленинградской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемого пункта нормативного правого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения нежилого здания с кадастровым N в оспариваемый Перечень.
Вывод суда нельзя признать правильным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым N имеет следующие характеристики: 6 этажей, площадь - "данные изъяты" кв. м, наименование - торговый центр.
В здании расположены объекты недвижимости (помещения) с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N; N.
Административный истец Мошнова И.И. является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, заинтересованные лица Васильев С.А. и Герасимов А.И. - сособственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами N, N, N; Шальнов Е.А. - собственником нежилого помещения с кадастровым N.
Также указанные лица являются арендаторами земельного участка с кадастровым N, в пределах которого расположено нежилое здание (государственная регистрация договора аренды с Герасимовым А.И, Васильевым С.А. и Шальновым Е.А. осуществлена 11 апреля 2007 года, с Мошновой И.И. - 10 октября 2011 года). Срок аренды установлен по 26 октября 2053 года.
Арендодателем земельного участка с кадастровым N является администрация муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области.
Земельный участок с кадастровым N относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования "под строительство здания торгового центра", сведения о правообладателе отсутствуют.
Из пояснений административного ответчика следует, что Здание включено в Перечень исходя из указанного в Едином государственном реестре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N ("под строительство здания торгового центра") и вида фактического использования Здания (по результатам обследования здания и помещения согласно Акту от 21 августа 2017 года).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 Порядка (в редакции по состоянию на день составления акта обследования Здания 21 августа 2017 года) организационно-техническую работу по установлению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляет Леноблкомимущество;
в целях подготовки к проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее также - мероприятия) Комитет использует информацию, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документах технического учета (инвентаризации) и иных документах, полученных в установленном порядке от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется путем проведения их обследования;
для установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений правовым актом Комитета создается комиссия, которая совместно с представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (по согласованию) обеспечивает проведение обследования зданий (строений, сооружений) и помещений;
при обследовании проводится выезд членов комиссии и визуальный осмотр по месту нахождения зданий (строений, сооружений) и помещений;
в ходе обследования осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование здания (строения, сооружения) и помещения, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в здании (строении, сооружении) и помещении;
комиссия определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с условиями, установленными в пунктах 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
по результатам обследования комиссия в срок не позднее пяти календарных дней с даты проведения мероприятий составляет акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Если полученные в целях формирования перечня объектов на очередной налоговый период сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и(или) документах технического учета (инвентаризации) в отношении зданий (строений, сооружений) и помещений, включенных в перечень объектов на предыдущий налоговый период на основании акта обследования, соответствуют сведениям, полученным Комитетом при формировании перечня объектов на предыдущий налоговый период, комиссионное обследование таких объектов недвижимости при формировании перечня объектов на очередной налоговый период не проводится (абзац второй пункта 14 Порядка в редакции на день принятия Постановления 21 декабря 2020 года)
Комитетом проведены мероприятия по обследованию Здания с целью установления вида его фактического использования, о чем 21 августа 2017 года составлен акт (далее - Акт), из которого следует, что в Здании расположены ресторан "Божале" и магазин "Центр Обуви" ООО "Фэшншуз" общей площадью 750 кв.м. Сделано заключение, что фактически используется не менее 20 процентов от общей площади Здания для размещения торговых объектов.
Однако в нарушение требований пункта 8 Порядка в ходе обследования не осуществлялась фотосъемка, фиксирующая фактическое использование Здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в Здании.
В нарушение приложения к Порядку в разделе 2 Акта не описано фактическое использование конкретных помещений с указанием их площади под размещение ресторана и магазина. Расчет процентного соотношения площади здания и помещений, используемых под торговые объекты, отсутствует.
Судебная коллегия оценивает указанный Акт критически, поскольку изложенные в нем сведения не подтверждают размещение в Здании объектов торговли и общественного питания в смысле, придаваемом положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно техническому паспорту Здания, составленному филиалом государственного унитарного предприятия "Леноблинвентаризация" Выборгское бюро технической инвентаризации по состоянию на 29 сентября 2016 года (с экспликацией к поэтажному плану), Здание поименовано как "торговый центр", состоит из 6 этажей, а также цокольного этажа и мансарды, двух пристроек и террасы; в Здании имеются помещения с назначением: "теплопункт", "помещение", "подсобная", "лестница", "кладовая", "туалет", "коридор", "холл", "терраса", "обеденный зал", "кухня", "раздевалка", "душевая", "совмещ.санузел", "комната", "пристройка", "тамбур". Общая площадь двух обеденных залов и кухни, которые могли быть использованы под ресторан, составляет 89, 4 кв. м (или 3, 54% от общей площади Здания).
Таким образом, в материалах дела не содержится сведений, достоверно свидетельствующих о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений общей площадью не менее 20 процентов от общей площади Здания, предусматривающих размещение объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания либо которые фактически использовались в указанных целях. Дополнительных доказательств, подтверждающих заключение, изложенное в Акте, не представлено.
Административный истец Мошнова И.И. и заинтересованные лица Васильев С.А, Герасимов А.И. и Шальнов Е.А. на день утверждения Перечня являлись арендаторами земельного участка.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Ка разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации);
если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, собственник не лишен законной возможности инициировать указанное изменение - с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что административный истец не вправе без согласия собственника изменить вид разрешенного использования земельного участка, в связи с эти не имелось оснований для включения Здания в Перечень исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Здание при определении Перечня отвечало требованиям, предусмотренным статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежало включению в данный Перечень.
При этом в силу части 2 статьи 62, части 9 статьи 213 КАС Российской Федерации обязанность доказывания соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил положения пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку признанию недействующим подлежит пункт 34 Перечня в отношении определенного объекта недвижимости, в отсутствие обстоятельств, указывающих на то, что на основании этого пункта были реализованы права граждан и организаций, определяя дату, с которой необходимо признать его недействующим, судебная коллегия пришла к выводу о признании его недействующим со дня принятия оспариваемого акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 16 декабря 2022 года отменить, принять по административному делу новое решение.
Признать недействующим со дня принятия пункт 34 Перечня зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2020 года N 846.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 июля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.