Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио, поданную на решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года и постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 20 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении заместителя начальника отдела управления имуществом ОАО "ВИЛС" Воронкова Олега Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 2546-ЗУ\9070448\1-21 заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости от 20 мая 2021 года заместитель начальника отдела управления имуществом ОАО "ВИЛС" (далее также Общество) Воронков О.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" (далее адрес Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Воронков О.А. просит об отмене принятых по делу актов, ссылаясь на приведенные в ней доводы.
Воронков О.А, защитник фио в судебном заседании жалобу поддержали по приведенным доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав фио, защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.7 КоАП адрес предусмотрена административная ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами адрес, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона адрес от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" (далее - Закон о землепользовании в адрес) в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности адрес, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве безвозмездного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона о землепользовании в адрес в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти адрес договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством адрес.
адрес, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти адрес, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами адрес при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (части 1, 1.1 статьи 8 Закона о землепользовании).
Частью 2 статьи 8 Закона о землепользовании в адрес предусмотрено, что при предоставлении органами исполнительной власти адрес земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка.
Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования.
В п. 1 ст. 28 Закона о землепользовании в адрес также закреплено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
Как следует из материалов дела ОАО "ВИЛС" является владельцем земельного участка с кадастровым номером 77:07:0008001:11758, расположенного по адресу: адрес, вл. 10\4 общей площадью 72053 кв.м на основании договора аренды N М-07-054880 от 03.12.2019 (договор действующий).
Указанный земельный участок предоставлен Обществу для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса.
На указанном земельном участке расположено нежилое 3-х этажное здание, собственником которого является ОАО "ВИЛС".
30 апреля 2021 года должностным лицом УКОН по адрес Госинспекции по недвижимости проведено плановое (рейдовое) обследование указанного выше земельного участка, в ходе которого установлено, что здание используется под автосервисы и шиномонтаж. При этом изменения в договор аренды земельного участка в части изменения условий его использования, не вносились.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя начальника отдела управления имуществом ОАО "ВИЛС" Воронкова О.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.7 КоАП адрес.
При рассмотрении поданной на постановление о назначении административного наказания жалобы, судья районного суда установленные должностным лицом обстоятельствами совершения правонарушения и вину фио посчитал доказанными по делу.
Однако согласиться с таким решением судьи нельзя в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, в частности выписки из ГКН, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0008001:11758, расположенного по адресу: адрес, вл. 10\4 общей площадью 72053 кв.м имеет вид разрешенного использования -эксплуатация зданий и сооружений спортивного комплекса и благоустройства.
Согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка N М-07-054880 от 03.12.2019 г. указанный выше земельный участок предоставлен Обществу в пользование на условиях аренды для эксплуатации зданий и сооружений спортивного комплекса в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
В настоящей жалобе, а также в своих устных показаниях, полученных в суде второй инстанции, Воронков О.А, а также его защитник, пояснили, что расположенное на земельном участке здание является Универсальным дворцом спорта "Крылья Советов" и используется в качестве Ледового дворца спорта, где имеется каток.
Для его обслуживания используется специальная техника, которая, в свою очередь, обслуживается и ремонтируется силами Общества в помещениях Ледового дворца, в которых должностным лицом Госинспекции по недвижимости были выявлены автосервис и шиномонтаж.
Тем самым все помещения Ледового дворца, расположенного в 3-х этажном нежилом помещении на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0008001:11758 по адресу: адрес, вл. 10\4 общей площадью 72053 кв.м используются для функционирования спортивного комплекса.
На указанные обстоятельства Воронков О.А. ссылался в жалобе, поданной в районный суд, которые остались без надлежащей проверки и оценки, при том, что они имеют правовое значение в рассматриваемом деле.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2).
В силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, раздела 2.2.1.2 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30), среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37).
В соответствии с п. 3.3.4 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" (далее Правила землепользования) вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14, 2.7.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3, 3.3, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1, 3.7.1, 3.8.1, 3.9.1, 3.9.2, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.9.1.4, 4.10, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 6.9, 7.4, 8.3, 12.0.2, если иное не установлено настоящими Правилами, требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Применение вспомогательных видов разрешенного использования допускается при соблюдении следующих условий: 1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно разрешенных видов использования для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; 2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализовываться без реализации основного вида разрешенного использования и должен осуществляться только совместно с разрешенными основными и (или) условно разрешенными видами использования земельных участков или объектов капитального строительства; 3) в случае если выбранный вспомогательный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объекта капитального строительства); 4) в случае если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (п. 3.3.5 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП).
В соответствии с таблицей 1 Правил землепользования к коду 4.9.1.4 вспомогательного разрешенного вида использования земельного участка относится размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, и прочих объектов придорожного сервиса.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, раздела 2.2.1.2, 3.3.4, 3.3.5 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес", устанавливающих возможность использования вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, однако с соблюдением определенных условий, указанных в 3.3.5 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес", утверждение о незаконности использования части помещений Спортивного комплекса под вспомогательный вид разрешенного использования в нарушение условий договора аренды земельного участка является преждевременным.
В данном случае нарушение должностным лицом Общества Воронковым О.А. условий, установленных в пункте 4 статьи 37 ГрК РФ, раздела 2.2.1.2, 3.3.4, 3.3.5 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес" по делу не установлено.
Судьей районного суда обстоятельства, связанные с использованием Обществом предоставленного по договору аренды земельного участка не установлены надлежащим образом.
В частности, не выяснено использовалось ли здание на момент выявления признаков правонарушения под Ледовый дворец (основной вид разрешенного использования); кем конкретно использовались помещения здания, зафиксированные на фотоматериале, и под какие цели.
Должностное лицо Госинспекции по недвижимости, выявившее вмененное в вину Воронкову О.А. правонарушение, по указанным вопросам судьей районного суда не допрашивалось.
Таким образом, судом первой инстанции не установлены обстоятельства, связанные с использованием лицом, привлеченным к административной ответственности, земельного участка в первую очередь как в соответствии с основным видом разрешенного использования, так и в соответствии с допустимыми вспомогательными видами разрешенного использования земельного участка, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки для конкретной территориальной зоны (градостроительным регламентом).
В связи с чем выводы судьи о законности постановления должностного лица, вынесенного в отношении заместителя начальника отдела управления имуществом ОАО "ВИЛС" Воронкова О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 КоАП адрес являются преждевременными.
Подобное разрешение жалобы по делу об административном правонарушении не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленным ст. 24.1 и 26.1 названного Кодекса о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении судье Кунцевского районного суда адрес следует учесть указанные выше нарушения; всесторонне, полно и объективно исследовать имеющиеся в деле и дополнительно истребованные (представленные) доказательства; проверить изложенные в жалобе доводы; дать надлежащую оценку действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, правильно применив нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привести мотивы принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Кунцевского районного суда адрес от 29 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона адрес N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс адрес об административных правонарушениях" в отношении заместителя начальника отдела управления имуществом ОАО "ВИЛС" Воронкова Олега Александровича отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Кунцевский районный суд адрес.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.