Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Курбатовой М.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-752/2022 по иску Крупинской Антонины Егоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о признании решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёте страховой пенсии по старости, взыскании невыплаченной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Крупинская А.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия, просила признать решение о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости N незаконным, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с применением повышенной фиксированной выплаты с даты её отмены в 2022 году; произвести перерасчёт пенсии с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации - 0, 89, с момента начала исчисления пенсии (с 25 марта 2006 г.), с применением соответствующих индексаций и прочих предусмотренных повышений за весь период и, соответственно, взыскать с ответчика недополученную пенсию за весь период с момента назначения; привлечь к ответственности должностных лиц пенсионного органа, производящих расчёт пенсии, за предоставление недостоверных сведений; взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
Определением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15 августа 2022 г. в принятии требования о привлечении должностных лиц к ответственности отказано на стадии принятия иска к производству.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г, исковые требования Крупинской А.Е. удовлетворены частично, признано незаконным решение о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости N, на ответчика возложена обязанность произвести Крупинской А.Е. перерасчёт размера фиксированной выплаты с 1 июля 2022 г. в сторону увеличения с учётом имеющегося стажа работы в районах Крайнего Севера, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела в части признания незаконным решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, перерасчёта страховой пенсии по старости.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 25 марта 2006 г. Крупинская А.Е, 26 декабря 1957 года рождения, является получателем пенсии по старости на основании решения Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 ноября 2006 г.
Материалы пенсионного дела содержат справку ФГУП "Почта России", уточняющую характер работы и условия труда от 22 февраля 2002 г. N 12-22, архивную справку от 21 ноября 2005 г. N 10.1-27/221 о предоставлении отпусков по уходу за ребёнком до полутора лет, архивную справку от 21 июня 2005 г. N 10.1-27/142 о размере заработной платы в период с 1 января 1983 г. по 31 декабря 1987 г. Иные документы, содержащие сведения о размере заработной платы истца в другие периоды, в материалах пенсионного дела до 2022 г. отсутствуют.
В соответствии с имеющимися документами произведен расчёт стажа, определён размер пенсии исходя из размера заработной платы за период с 1 января 1983 г. по 31 декабря 1987 г. Данных для расчёта отношения заработка пенсионера к среднему заработку за иной период в пенсионном деле до 2022 г. не имелось. Расчёт пенсии произведён по имеющимся документам в соответствии с требованием истца в пункте 7 заявления о назначении пенсии.
В дальнейшем производились перерасчёты пенсии по наиболее выгодным для истца вариантам, неоднократно - проверки отношения заработка истца к среднемесячному заработку по стране, новые сведения представлены не были, отношение заработков оставалось прежним - 0, 815.
По состоянию на 20 сентября 2019 г. стаж исчислен в следующем размере: страховой стаж 24 года 08 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (с учётом периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) 16 лет 00 месяцев 01 день.
В связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и страхового стажа по обращению истца распоряжением от 16 октября 2019 г. с 1 ноября 2019 г. Крупинской А.Е. бессрочно назначена повышенная фиксированная выплата, по состоянию на июнь 2022 г. размер которой составлял 10 831 руб. 11 коп.
В апреле, июне 2022 года пенсионным органом в порядке самоконтроля в целях проверки сведений получены справки о размере заработка истца в периоды с 1976 по 1993 годы, периодах отпусков по уходу за детьми. На их основании произведён перерасчёт размера заработка, установлен более выгодный для истца период - с 1 августа 1983 г. по 31 июля 1988 г, коэффициент составляет - 0, 89. Также произведён расчёт стажа на 20 июня 2022 г, в соответствии с которым страховой стаж составляет 24 года 08 месяцев 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера (с учётом периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера) 16 лет 03 месяца 02 дня.
Распоряжением N размер фиксированной выплаты снижен в связи с исключением из стажа работы в районах Крайнего Севера в целях определения права на повышенную фиксированную выплату периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с 12 июня 1981 г. по 15 октября 1982 г. и с 16 апреля 1990 г. по 7 февраля 1993 г. Размер фиксированной выплаты с 1 июля 2022 г. с учётом районного коэффициента стал составлять 8 303 руб. 85 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёта страховой пенсии по старости, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 13, частями 1, 7 статьи 14, частями 1, 4 статьи 17, частями 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г..N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о труде РСФСР", статьёй 167 Кодекса законов о труде РСФСР, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г.."О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г..N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г..N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установив, что начало периодов, о включении которых просит истец, имело место до 6 октября 1992 г, принимая во внимание, что ранее действующее пенсионное законодательство предусматривало зачёт периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет во все виды стажа до 6 октября 1992 г, включая стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, исходил из единообразного порядка исчисления стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, пришёл к выводу, что в стаж работы в районах Крайнего Севера (местности, приравненной к районам Крайнего Севера) для определения права на повышенную
фиксированную выплату к страховой пенсии подлежат включению периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет с 12 июня 1981 г..по 15 октября 1982 г..и с 16 апреля 1990 г..по 7 февраля 1993 г, при включении которых указанный стаж составит более 20 лет, что является достаточным основанием для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ).
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёта страховой пенсии по старости, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ею правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренной вышеназванной статьёй является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Право граждан на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости выделено законодателем в отдельную правовую норму - статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. При этом порядок подсчёта страхового стажа по части 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ для определения права на досрочное назначение пенсии, с возможностью применения ранее действовавшего законодательства, отличается от порядка подсчёта страхового стажа по части 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ для определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, которой закреплено исчисление страхового стажа только в календарном порядке.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), только в целях определения права на страховую пенсию.
Вместе с тем частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определение количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, производится в соответствии с действующим законодательством, без применения ранее действовавших норм.
Ранее действовавшее законодательство предусматривало включение периодов отпуска по уходу за детьми во все виды стажа с целью реализации прав граждан на трудовые пенсии, при этом размер пенсии, исчисленной в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", повышался только определённым в статье 110 категориям граждан (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны, чемпионам Олимпийских игр и др.), то есть вне зависимости от наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 25 марта 2006 г, спорные периоды зачтены в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, районах Крайнего Севера при определении права на досрочное назначение пенсии по старости. К работе на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях приравнивается только работа и иная деятельность, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы. Период ухода за ребёнком включается в специальный стаж и страховой стаж для определения права на досрочную пенсию.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств дела и положений действующего законодательства, право на включение спорных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями ранее действующего законодательства у истца не возникло, что не было принято во внимание судом.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёта страховой пенсии по старости ввиду неправильного применения норм материального права, с направлением дела в отменённой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует с учётом всех установленных обстоятельств и с соблюдением требований закона разрешить заявленные требования.
В остальной части судебные акты суда первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. в части признания решения о снижении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии незаконным, перерасчёта страховой пенсии по старости отменить.
Направить дело в отменённой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. оставить без изменения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.