Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении протест прокурора Ставропольского края ФИО2 на вступившее в законную силу решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г., вынесенное в отношении акционерного общества " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении (N), предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 02 ноября 2022 г. акционерное общество " "данные изъяты"" (далее также - АО " "данные изъяты"", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 10 000 000 (десяти миллионов) рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г. постановление мирового судьи судебного участка N 3 Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края от 02 ноября 2022 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протесте, поданном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Ставропольского края ФИО2 (далее также - прокурор) ставит вопрос об отмене решения судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г, приводя доводы о его незаконности, и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же районный суд.
АО " "данные изъяты"" в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поступившем в Пятый кассационный суд общей юрисдикции протесте уведомлено, возражений на него не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного Закона).
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Действия, предусмотренные частью 1 названной статьи, совершенные в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав (часть 2 статьи 19.28 данного Кодекса).
Согласно примечанию к данной статье крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером - превышающие двадцать миллионов рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения исполняющим обязанности прокурора г. Ставрополя в отношении АО " "данные изъяты"" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили установленные в ходе предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному следователем следственного отдела по Промышленному району г. Ставрополя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю 22 июня 2021 г, и при рассмотрении этого уголовного дела судом, а затем в ходе проведенной прокуратурой проверки обстоятельства, согласно которым 29 декабря 2017 г. ФИО8, занимающей должность заместителя генерального директора АО " "данные изъяты"", должностным лицам ФИО3 и ФИО4 при посредничестве ФИО5 и ФИО6 незаконно передано вознаграждение (взятка) в виде денег в размере 2 500 000 рублей за способствование в силу должностных положений совершению действий в пользу АО " "данные изъяты"" при выполнении государственного контракта N МС/17/ПИР-11 от 28 июля 2017 г. на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации по объекту "Строительство нового корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" в г. Ставрополе для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее государственный контракт N МС/17/ПИР-11 от 28 июля 2017 г.) 17 012 501 рублей (по дополнительному соглашению объем работ был увеличен в пределах 10 % на сумму 1 701 219 рублей).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении мировой судья, признав установленным факт незаконной умышленной передачи заместителем генерального директора АО " "данные изъяты"" ФИО8 в интересах данного общества, а именно за способствование в силу должностных положений совершению действий в пользу АО " "данные изъяты"" при выполнении государственного контракта N МС/17/ПИР-11 от 28 июля 2017 г. денег в сумме 2 500 000 рублей, что является крупным размером, должностным лицам ФИО3 и ФИО7 при посредничестве ФИО5 и ФИО6, пришел, исходя из приведенных выше требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", к выводу о доказанности совершения АО " "данные изъяты"" административного правонарушения, предусмотренного, частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая жалобу законного представителя АО " "данные изъяты"" на вынесенное по делу постановление, судья районного суда с выводами мирового судьи об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 5 примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих освобождение АО " "данные изъяты"" от административной ответственности, не согласился. Сославшись на то, что заместитель генерального директора АО " "данные изъяты"" ФИО8 активно способствовала выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, что выразилось в добровольном сообщении ею следственным органам об имевшем месте вымогательстве взятки со стороны ФИО6 и неизвестных ей лиц в период с конца 2017 г..по декабрь 2019 г, в заявлении указала на желание активно способствовать раскрытию преступлению, дать показания по данному факту, судья районного суда пришла к выводу о возможности освобождения общества с учетом положений пункта 5 примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от административной ответственности на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса. По мнению судьи районного суда, регистрация заявления ФИО8 в КУСП, чуть более часа позднее, рапорта следователя об обнаружении признаков преступления не свидетельствует о том, что изложенные в её заявлении сведения, а также факты, установленные из полученных от неё ранее в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий объяснений, не способствовали выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением.
Кроме того, судьей районного суда принято во внимание то, что при допросе в качестве подозреваемой ФИО8 дала подробные и последовательные показания об обстоятельствах, месте и времени совершения противоправных действий виновных, в том числе изобличила и себя; в отношении ФИО8 уголовное дело по факту совершения преступления, предусмотренного частью 5 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено в связи с её деятельным раскаянием, при этом установлен факт активного способствования ФИО8 раскрытию и расследованию преступления путем дачи подробных показаний; приговор суда в отношении ФИО3 основан на показаниях ФИО8 и других работников общества.
Изложенные в решении судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г. выводы о прекращении производства по делу являются ошибочными и не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 5 примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Для применения указанных положений должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением (вопрос 11 Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 г.).
В этом же Обзоре указано на то, что освобождение физического лица от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному к статье 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании пункта 5 примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, придя к выводу о возможности применения в отношении АО " "данные изъяты"" положений пункта 5 примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда не учел, что денежное вознаграждение (взятка) заместителем генерального директора АО " "данные изъяты"" ФИО8 передавалась должностным лицам ФИО3 и ФИО4 при посредничестве ФИО5 и ФИО6 еще в 2017 году; при этом между АО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" был заключен мнимый договор на выполнение проектных работ и денежные средства по этому договору обществом перечислены на расчетный счет ООО " "данные изъяты"", после чего обналичены и переданы в распоряжение взяткополучателей, а с заявлением о совершенном преступлении ФИО8 обратилась лишь 09 июня 2020 г, то есть на протяжении длительного времени от юридического лица или его должностных лиц каких-либо мер, обеспечивших выявление и раскрытие преступления, не принимались.
Указанные обстоятельства, принимая во внимание то, что правоохранительными органами с 2018 г..проводились оперативно-розыскные мероприятия в отношении ФИО4 и иных лиц по факту имеющейся информации на предмет причастности должностных лиц государственных органов и коммерческих предприятий к хищению бюджетных средств; в отношении указанного лица уже 06 ноября 2019 г..было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации; по полученной информации о возможной причастности ФИО8 к противоправной деятельности ФИО4 по поручению следователя от 03 декабря 2019 г, то есть задолго до обращения ФИО8 с заявлением, осуществлялись действия по выемке в АО " "данные изъяты"" документов, допросу директора данного акционерного общества, а также установлению иных лиц из числа работников общества, обладающих значимой для уголовного дела информацией и их дальнейшего допроса в качестве свидетелей; по поручению следователя от 24 января 2020 г..совершались действия по установлению и допросу работников ООО " "данные изъяты"", через которого обналичены и переданы в распоряжение взяткополучателей денежные средства по названному выше государственному контракту, позволяют признать доводы протеста о том, что информация о совершенном преступлении органом предварительного следствия получена в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий до написания 09 июня 2020 г..ФИО8 соответствующего заявления, следовательно отсутствии оснований для признания, что она способствовала выявлению преступления и данного административного правонарушения, заслуживающими внимания, а также свидетельствуют о том, что судьей районного суда эти обстоятельства, исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должную правовую оценку не получили.
Показания ФИО8 и других работников общества, данные в ходе предварительного следствия, способствующие расследованию преступления, не могут свидетельствовать о том, что общество способствовало выявлению данного правонарушения и (или) выявлению преступления. В материалах дела данные о том, что в отношении названного юридического лица имело место вымогательство, отсутствуют.
Материалы дела также не содержат сведений о принятых АО " "данные изъяты"" мерах по предупреждению коррупции до указанных выше событий.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства судьей Промышленного районного суда г. Ставрополя были допущены имеющие фундаментальный, принципиальный характер существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, что не позволяет признать вынесенное им решение от 31 января 2023 г. законным. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
В то же время, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела. Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены вступивших в законную силу постановления, решения по жалобе и возвращения дела на новое рассмотрение.
С учетом изложенного решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г, вынесенное в отношении АО " "данные изъяты"", подлежит отмене, и, поскольку на момент рассмотрения жалобы в Пятом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению в этот же районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем постановлении, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
протест прокурора Ставропольского края ФИО2 удовлетворить.
Решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 31 января 2023 г, вынесенное в отношении акционерного общества " "данные изъяты"" по делу об административном правонарушении (N), предусмотренном частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края на новое рассмотрение.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Лиманова О.В, судья районного суда Такушинова О.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил протест прокурора, отменив решение о прекращении дела об административном правонарушении, связанного с коррупцией. Суд установил, что акционерное общество не предприняло достаточных мер для выявления и предотвращения правонарушений, а действия его должностного лица не могут считаться способствующими раскрытию преступления. Дело возвращено на новое рассмотрение в районный суд для всестороннего изучения обстоятельств и правильного применения норм права.