Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черчага С.В, судей: Камышовой Т.В, Корниенко Г.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1775/2022 по исковому заявлению Атаджановой В. Р. к Марусовой Э. А. о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Марусовой Э. А. на решение Кисловодского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В,
УСТАНОВИЛА:
указанными судебными постановлениями частично удовлетворены требования иска Атаджановой В.Р. к Марусовой Э.А. о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Марусовой Э.А. поддержавшей доводы своей кассационной жалобы, Атаджанову В.Р, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего дела такие нарушения допущены.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе заключение НП ЦППиНЭ "Надежда" N-Э/22 от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции, установив факты неоднократного высказывания Марусовой Э.А. в адрес Атаджановой В.Р. негативных сведений о ее профессиональной деятельности, личных, деловых и моральных качествах в социальной сети, пришел к выводу о том, что информация, размещенная ответчицей в сети Интернет содержит сведения несоответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца.
Факт распространения ответчиком Марусовой Э.А. в сети Интернет в отношении истца Атаджановой В.Р. текстов (сообщений), которые содержат порочащий истицу текст, судом первой инстанции признан установленным.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из принципа разумности и справедливости, учитывая конкретные обстоятельства дела, пришел к выводу о взыскании в пользу истца Атаджановой В.Р. с Марусовой Э.А. компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанции были сделаны с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, выразившимися в следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3"О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" разъяснено, что предусмотренное статьями 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами (абзац четвертый преамбулы).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 7 постановления Пленума о защите чести и достоинства, по делам данной категории необходимо иметь в виду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом (абзац первый).
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (абзац четвертый).
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица (абзац пятый).
Как указано в пункте 9 постановления Пленума о защите чести и достоинства, в силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений (абзац первый).
В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности (абзац третий).
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из изложенного выше, на истце лежала обязанность по доказыванию факта распространения сведений Марусовой Э.А. - как лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений, на ответчице - соответствие действительности распространенных сведений.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", допустимыми доказательствами нарушения интеллектуальных прав являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (статья 67 ГПК РФ, статья 71 АПК РФ), однако факт размещения исключительно ответчицей судом не установлен.
Более того, имеющиеся в материалах дела распечатки скриншотов не содержат адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка; точного времени их получения.
Необходимые для дела доказательства могут быть обеспечены нотариусом, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным (статьи 102, 103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ N 4462-1), в том числе посредством удостоверения содержания сайта в сети "Интернет" по состоянию на определенный момент (абзац 6 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Между тем, требования, содержащиеся в статье 102 Основ законодательства РФ о нотариате и абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", при их предъявлении суду, истцом не соблюдены.
Таким образом, отсутствие в скриншотах соответствующих параметров - конкретного адреса Интернет-ресурса, времени их получения, является существенным обстоятельством, препятствующим подтверждению обоснованности заявленных требований с учетом соответствующих возражений со стороны ответчика, поскольку распечатка скриншотов, в которых не содержится ссылка на доменное имя, адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, время ее получения, не позволяет с достаточной степенью достоверности подтвердить использование указанной в иске сети Интернет ресурса ответчиком с размещением спорных высказываний, порочащих истицу.
Кроме того, не может согласиться суд кассационной инстанции и с выводами суда о возложении на ответчика принести публичные извинения в еженедельном периодическом издании средства массовой информации газете "Кисловодская газета", опубликовав статью с извинениями под заголовком "Опровержение".
Как следует из статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просила не только признать сведения порочащими, честь достоинство и деловую репутацию, взыскать компенсацию морального вреда, но также опубликовать их опровержение и принести публичные извинения.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом (п. 1).
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 23, 29 и 33 Конституции Российской Федерации), с другой.
В п. 18 названного постановления также разъяснено, что согласно ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации ст. 152 ГК РФ и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел приносить истцам извинения в той или иной форме.
Вышеприведённые разъяснения судом первой инстанции не были приняты во внимание.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не исправил.
Таким образом, судами неправильно применены приведенные выше нормы материального права, судебные постановления не основаны на достоверных и допустимых доказательствах, что является нарушением норм процессуального права (ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 07 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19 января 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по данному гражданскому делу.
Председательствующий С.В. Черчага
Судьи Т.В. Камышова
Г.Ф. Корниенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.