Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверствой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при ведении протокола секретарем Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-14/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алмосовой Людмилы Николаевны к Администрации Курской области о признании недействующим постановления Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1521-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па", по апелляционным жалобам административного истца Алмосовой Людмилы Николаевны и административного ответчика Администрации Курской области на решение Курского областного суда от 27 марта 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителей административного истца Труфанова С.В, Борзенкова Р.Э, поддержавших доводы апелляционной жалобы Алмосовой Л.Н, пояснения представителя заинтересованного лица Министерства имущества Курской области Ильиной Н.Ю, поддержавшей позицию, изложенную в апелляционной жалобе административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
Постановлением Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па, вступившим в силу с 1 января 2022 года, вышеуказанный Порядок дополнен пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Установить в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, ведения огородничества, ставку годового размера арендной платы за пользование такими земельными участками в размере 3 700 рублей за 1 га.
В случае если годовой размер арендной платы за 1 га, рассчитанный по формуле, указанной в пункте 2 Порядка, не превышает размер ставки годового размера арендной платы, установленной пунктом 3.1 Порядка, в целях определения годового размера арендной платы применяется ставка годового размера арендной платы, установленная пунктом 3.1 Порядка.
В случае если годовой размер арендной платы за 1 га, рассчитанный по формуле, указанной в пункте 2 Порядка, превышает размер ставки годового размера арендной платы, установленной пунктом 3.1 Порядка, в целях определения годового размера арендной платы применяется годовой размер арендной платы за 1 га, рассчитанный по формуле, указанной в пункте 2 Порядка".
Постановление Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па опубликовано 29 декабря 2021 года на официальном сайте Администрации Курской области http://adm.rkursk.ru, 4 января 2022 года - на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 11 января 2022 года - в печатном издании "Курская правда" N 2-3.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алмосова Л.Н, являясь арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N, площадью 218, 93 га, расположенного по адресу: "адрес", обратилась в Курский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив требования которого просила признать недействующим со дня принятия постановление Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1521-па "О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249па", ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582), нарушает права административного истца, поскольку в результате применения ставки, установленной оспариваемым постановлением, арендная плата за вышеуказанный земельный участок увеличилась для административного истца более чем в 3 раза.
Решением Курского областного суда от 27 марта 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па "О внесении изменения в постановление Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па".
Административный истец, действуя через своего представителя по доверенности Дятлову С.А, подала апелляционную жалобу, в которой не согласилась с решением суда в части признания недействующим нормативного правового акта со дня вступления решения суда в законную силу. Считает, что постановление Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па "О внесении изменений в постановление Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па" должно быть признано недействующим с даты его принятия, так как оспариваемый нормативный правовой акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, с момента его принятия.
Считает необоснованными выводы суда в части признания недействующим нормативного правового акта с момента вступления в законную силу решения со ссылкой на его применение и реализацию прав граждан и организаций.
Податель жалобы также указывает, что при признании оспариваемого нормативного правового акта со дня вступления в законную силу решения суда, не будут достигнуты цели судебной защиты нарушенных прав административного истца при обоснованности заявленного ею административного иска.
На момент разрешения настоящего спора Алмосова Л.Н. не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в связи с регистрацией права собственности за Алмосовой Л.Н. на земельный участок. Вместе с тем, Арбитражным судом Курской области принято к производству административное исковое заявление ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" к Алмосовой Л.Н. о взыскании арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N, являющегося предметом договора аренды от 14 апреля 2015 года N, за 2022 год, в связи с чем, судебный акт имеет существенное значение для дела о взыскании арендной платы с административного истца за 2022 год.
Представитель Администрации Курской области по доверенности Олейников П.С, не соглашаясь с решением суда, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, направил в суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика, ссылаясь на утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Методические рекомендации), выражает несогласие с выводом суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт был принят без надлежащего экономического обоснования.
Так, Комитетом по управлению имуществом Курской области было принято решение при определении размера арендной платы земельных участков, находящихся в собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, использовать единую ставку среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, установленную для территорий всех муниципальных районов Курской области.
Согласно Отчету N об определении годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Курской области, рыночная стоимость среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, составила 7 376 рублей за 1 га. С учетом сложной экономической ситуацией в стране, было принято решение установить ставку в размере 50 % от среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, определенного в указанном выше Отчете N.
Среди доводов отрицает вывод суда о противоречии оспариваемого нормативного правового акта принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку порядок расчета размера арендной платы для всех земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Курской области, является одинаковым и определяется по одной и той же формуле, установленной оспариваемым порядком.
Отмечает, что вывод суда о нарушении принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, исходя из недопустимости расчета арендной платы в отношении земельного участка с использованием одновременно его кадастровой стоимости и рыночной стоимости земельных участков является несостоятельным, поскольку оспариваемым постановлением установлено иное. Определение годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Курской области с использованием одновременно его кадастровой стоимости и рыночной стоимости исключено.
Доказательств того, что установленная минимальная ставка арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения (в размере 3 700 руб. за 1 га) не позволяет административному истцу в изменившихся условиях получить сложившуюся по региону норму прибыли от производства сельскохозяйственной продукции, что в силу пункта 3 Методических указаний свидетельствовало бы о несоблюдении принципа экономической обоснованности, не представлено.
Обращает внимание, что на момент разрешения настоящего спора Алмосова Л.Н. не является субъектом правоотношений, регулируемым оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку договор аренды в отношении спорного земельного участка прекращен в связи с государственной регистрацией права собственности Алмосовой Л.Н. на земельный участок.
Административным истцом представлены письменные возражения на апелляционную жалобу Администрации Курской области.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения, в соответствии с которыми он полагает решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Поступившее от представителя административного ответчика посредством электронной почты ходатайство об отложении судебного заседания суда апелляционной инстанции по мотиву болезни представителя и невозможности явки отклонено судебной коллегией по мотиву отсутствия доказательств уважительных причин для отложения судебного разбирательства, а также, принимая во внимание, что явка представителей сторон в судебное заседание апелляционной инстанции обязательной не признавалась.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алмосова Л.Н. на основании договора аренды N от 14 апреля 2015 года являлась арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером N площадью 218, 93 га, расположенный по адресу: "адрес"
Комитетом по управлению имуществом Курской области (Министерство имущества Курской области) с 1 января 2022 года произведен перерасчет арендной платы по указанному договору аренды с применением арендной ставки в размере 3 700 рублей, установленной оспариваемым постановлением Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па.
Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у административного истца права на обращение с настоящим иском в суд.
Земельный кодекс Российской Федерации, вводя общее правило, согласно которому размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации), одновременно устанавливает объем и границы полномочий органов публичной власти по установлению порядка определения размера арендной платы.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В силу данного постановления размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0, 3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, при отсутствии единых правил уполномоченные органы обязаны осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению к зонам различной градостроительной ценности территории.
С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономической обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы, применяемых к размеру арендной платы, должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
При принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков, должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на доходность земельных участков, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
На территории Курской области действует Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па.
Согласно пункту 2 названного порядка размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле: А = КС x Кви x Ка, где: А - годовой размер арендной платы, руб./кв. м; КС - кадастровая стоимость земельного участка; Кви - коэффициент вида разрешенного (функционального) использования земельных участков; Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
В связи с принятием оспариваемого постановления Администрацией Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па, в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Курской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, ведения огородничества, установлена ставка годового размера арендной платы за пользование такими земельными участками в размере 3 700 рублей за 1 га (пункт 3.1 Порядка определения размера арендной платы).
Названный нормативный акт принят Администрацией Курской области в пределах его компетенции и опубликован в установленном порядке, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административных требований о признании недействующим оспариваемого нормативного акта, судебная коллегия отмечает, что стороной административного ответчика не представлено в материалы дела доказательства соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки годового размера арендной платы для вышеуказанных земельных участков Курской области. Многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, а также уровень их доходности, определение доли арендных платежей в совокупных затратах арендаторов, изучение влияния размера арендной платы на рентабельность по его эксплуатации и фактической возможности арендаторов уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения, не проводились.
Доказательств тому, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка изменялся, что позволило менять ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, административным ответчиком в материалы дела также не представлено.
В качестве экономического обоснования утвержденной оспариваемым нормативным правовым актом арендной ставки был принят отчет N от 8 сентября 2021 года "Об определении годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Курской области", подготовленный частнопрактикующим оценщиком Батуриным Д.А. по заказу разработчика проекта, согласно которому рыночная стоимость среднего годового размера арендной платы определена в размере 7 376 рублей за 1 га. за земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Курской области и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При этом с учетом экономической ситуации как в стране и региона было принято решение об установлении арендной ставки в размере 50 % от среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, то есть в сумме 3 700 рублей за 1 га.
Как установлено из отчета N от 8 сентября 2021 года и показаний составившего данный отчет и допрошенного судом в качестве свидетеля частнопрактикующего оценщика Батурина Д.А, при расчете рыночной стоимости среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения, доходность земельных участков сельскохозяйственного назначения не устанавливалась и не учитывалась; финансовые результаты деятельности организаций, государственного регулирования тарифы на товары (работы, услуги) организаций, предоставляемые и иные показатели, объективно отражающих возможности арендаторов при определении арендной платы не анализировались, расчеты на основе такого анализа значений, влияющих на размер арендной платы, не проводились; средний годовой размер арендной платы, составивший 7 376 рублей за 1 га. рассчитан ориентировочно (для информационных целей) без учета принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Помимо указанного, судом отмечено, что размер арендной платы в размере 7 376 рублей за 1 га. значительно превышает верхний предел установленного разработчиком проекта оспариваемого нормативного правового акта диапазона ставок арендной платы за пользование земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено, действующих на территории Курской области.
Относительно несоблюдения принципов запрета необоснованных предпочтений и предельно допустимой простоты расчета арендной платы суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок расчета арендной платы за земельные участки, относящиеся к одной категории (земель сельскохозяйственного назначения), используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, будут необоснованно различаться в связи с применением положений оспариваемого пункта 3.1 Порядка, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 27 марта 2017 года N 249-па, а порядок расчета арендной ставки с применением двух формул (одна из которых учитывает кадастровую стоимость конкретного земельного участка, вторая - установленную рыночную стоимость среднего годового размера арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения) не соответствует Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710.
Изложенное, вопреки позиции административного ответчика, изложенной в суде первой инстанции и воспроизведенной в апелляционной жалобе, с очевидностью свидетельствует о том, что оспариваемая ставка арендной платы не основывалась на основных принципах, закрепленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Оспариваемые в суде нормы подлежат признанию недействующими в случае установления произвольности установленного ими правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (абзац 1); если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (абзац 3).
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление Администрации Курской области от 29 декабря 2021 года N 1527-па применялось и с очевидностью на его основании реализовывались права граждан и юридических лиц, формировалась доходная часть бюджета муниципального образования, в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 суд обоснованно признал нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Обстоятельств, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, в данном случае не усматривается, поскольку постановление Администрации Курской области принято уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия и опубликования.
Связав момент признания нормативного акта не действующими с днем вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции нарушения норм процессуального права не допустил и права административного истца не нарушил.
По приведенным мотивам доводы апелляционной жалобы административного истца о необходимости признания недействительным оспариваемого акта со дня его принятия, а не с момента вступления решения в законную силу, является несостоятельным и противоречит вышеназванной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского областного суда от 27 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Алмосовой Людмилы Николаевны и административного ответчика Администрации Курской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.