Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское" о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Якутское" (далее - МУ МВД России "Якутское") в котором просил: признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 22 мая 2022 года о неразрешении административному истцу въезда на территорию Российской Федерации сроком до 25 мая 2027 года; обязать МУ МВД России "Якутское" устранить допущенные нарушения прав административного истца путём разрешения ФИО1 въезда в Российскую Федерацию.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
6 апреля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 27 марта 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель МУ МВД России "Якутское", извещённого о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу положений части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) и Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Положениями статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В свою очередь, из содержания подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ следует, что иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 "О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила), а также Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня Министерство внутренних дел Российской Федерации отнесено к федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства.
Решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным Перечнем, в срок не более одного месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств (пункт 2 Правил принятия решения).
Согласно пунктам 4 и 5 Правил принятия решения уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения); иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более трёх рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда; указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации; в случае невозможности установления места фактического нахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято соответствующее решение, уведомление о принятом в отношении их решении не направляется (не вручается).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, гражданин Республики Кыргызстан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 30 апреля 2019 года прибыл на территорию Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, документирован миграционной картой N, встал на временный миграционный учёт 20 мая 2019 года на территории Республики Саха (Якутия), который неоднократно продлевался.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с названным выше Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в городе Астане 29 мая 2014 года, трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учётом положений данного Договора; срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг); граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учёт) в течение 30 суток с даты въезда; в случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учёт) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 53 Мегино-Кангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2022 года по уголовному делу N прекращено уголовное преследование в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного пунктом 5 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (использование заведомо подложного документа, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации), на основании статьи 28 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с деятельным раскаянием; в соответствии с частью 1 статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации ФИО1 У.Н. освобождён от уголовной ответственности.
Из содержания мотивировочной части данного постановления следует, что, имея умысел на получение возможности законного нахождения на территории Российской Федерации, 11 марта 2021 года гражданин Республики Кыргызстан ФИО1, находясь в миграционном пункте по Мегино-Кангаласскому району Республики Саха (Якутия), в целях создания видимости законного временного нахождения на территории Российской Федерации и осуществления временной постановки на учёт по месту пребывания на территории Российской Федерации с 11 марта 2021 года до 11 марта 2022 года умышленно использовал заведомо подложный документ - гражданско-правовой договор от 11 марта 2021 года.
25 мая 2022 года МУ МВД России "Якутское" на основании подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до 25 мая 2027 года гражданину Республики Кыргызстан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
25 мая 2022 года МУ МВД России "Якутское" вручило административному истцу уведомление N о принятом в отношении него решении.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, Правил принятия решения, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статей 64, 84 КАС РФ, указал, что оспариваемое в рамках настоящего административного дела решение МУ МВД России "Якутское" принято в отношении ФИО1 уполномоченным органом в соответствии с положениями действующего законодательства о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию и при наличии установленных законом оснований; использование административным истцом заведомо подложного документа в целях осуществления временной постановки на учёт по месту пребывания на территории Российской Федерации свидетельствует о его пренебрежительном отношении к нормам и правилам, действующим в Российской Федерации; прекращение в отношении ФИО1 уголовного преследования за совершение им преступления, предусмотренного пунктом 5 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, произошло по не реабилитирующим основаниям, следовательно он считается лицом, совершившим такое преступление.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых решения и апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
В пункте 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 2 марта 2006 года N 55-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что решение административного ответчика является формальным и не учитывает личность и поведение административного истца, суды верно указали в обжалуемых судебных актах, что ФИО1 умышленно использовал заведомо подложный гражданско-правовой договор в целях создания видимости законного временного нахождения на территории Российской Федерации для постановки на временный учёт по месту пребывания на территории Российской Федерации, следовательно, у МУ МВД России "Якутское" по состоянию на 25 мая 2022 года имелись основания для принятия решения о неразрешении административному истцу въезда на территорию Российской Федерации до 25 мая 2027 года, поскольку такое решение является предусмотренной законом адекватной мерой государственного реагирования на совершённое ФИО1 противоправное деяние.
Ограничения, вытекающие из принятого уполномоченным органом решения, носят временный характер, то есть по истечении установленного в оспариваемом решении срока и при отсутствии иных ограничений административный истец в установленном законом порядке будет вправе въехать в Российскую Федерацию.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения и апелляционного определения не содержат, они сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
В то же время, суд кассационной инстанции при проверке законности судебных актов не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а также с учётом доводов и возражений участвующих в деле лиц, нарушений при применении норм материального права и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.