Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Зеленина Александра Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 года, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина Александра Анатольевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 года (с учетом определения от 27 марта 2023 года об исправлении описки), оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 года, должностное лицо - министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Зеленин А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Изучив жалобу Зеленина А.А, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 329 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Правила N 329).
В соответствии с Правилами N 329 предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения, заключаемого Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 18).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет в Федеральное дорожное агентство с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о достижении значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые предусмотрены соглашением (пункт 20).
Ответственность за достоверность представляемых в Федеральное дорожное агентство информации и документов, предусмотренных настоящим разделом, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 29).
Согласно пункту 4.1 и подпункту 1 пункта 4.5 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 25 сентября 2018 года N 223, министерство возглавляет министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, который осуществляет общее руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и полномочий.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 11 января 2019 года N6-лс на названную государственную должность Амурской области назначен Зеленин А.А.
Материалами дела установлено, что 29 декабря 2020 года между Федеральным дорожным агентством и Правительством Амурской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 108-17-2021-008 (далее - Соглашение), из пункта 4.3.4 которого следует, что Правительство Амурской области обязуется обеспечивать представление в названное федеральное агентство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчеты об:
- расходах бюджета Амурской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (подпункт 4.3.4.1);
- достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта (ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным) (подпункт 4.3.4.2);
- исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства ежемесячно не позднее 5-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (подпункт 4.3.4.3).
В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Федеральным дорожным агентством, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность на исполнение (координацию исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области отчет о расходах бюджета Амурской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по состоянию на 1 января 2022 года представлен 17 января 2022 года, при сроке предоставления не позднее 5 января 2022 года; отчет о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 1 января 2022 года представлен 14 января 2022 года, а должен был быть предоставлен не позднее 12 января 2022 года; отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 1 ноября и 1 декабря 2021 года предоставлен 26 мая 2022 года, а подлежал предоставлению не позднее 12 ноября и 7 декабря 2021 года, соответственно.
Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к этой статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
С учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ вывод судебных инстанций о наличии в деянии Зеленина А.А. - первого руководителя координатора исполнения Соглашения, допустившего нарушение сроков предоставления отчетности о достижении значений результатов иных межбюджетных трансфертов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, в том числе о том, что министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленин А.А. не является надлежащим субъектом административного правонарушения, были предметом проверки судей нижестоящих инстанций, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Довод жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению.
Данный довод жалобы был предметом рассмотрения мировым судьей и судьей городского суда, отклонен со ссылкой на то, что внешний государственный финансовый контроль, по результатам осуществления которого было возбуждено настоящее дело, не относится к государственному контролю (надзору), что исключает применение по настоящему делу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Приведенные рассуждения, как обоснованно указано заявителем в настоящей жалобе, являются ошибочными.
В силу пункта 8 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к организации и осуществлению государственного финансового контроля не применяются положения названного закона. Между тем указанное положение закона не свидетельствует о том, что государственный финансовый контроль не относится к государственному контролю.
Вместе с тем оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется по другим основаниям.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (применяется в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы, как улучшающей положение лица, в отношении которого осуществлено производство по делу) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, установленных указанными нормами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, нарушение которых создает угрозу экономической безопасности государства, его финансовой нестабильности.
Следовательно, совокупность всех обстоятельств, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ по настоящему делу отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года N 1338-О, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для замены Зеленину А.А. административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не нахожу.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина А.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции, постановила:
постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 года (с учетом определения от 27 марта 2023 года об исправлении описки), решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина Александра Анатольевича - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.