Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу государственного инспектора Южного межрегионального управления ФИО2 на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении АО "Черномортранснефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ АО "Черномортранснефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Южного межрегионального управления ФИО2 просит отменить решение судьи районного суда и решение судьи краевого суда, ссылаясь на их незаконность, мотивируя тем, что выводы судей не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружении и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (часть 1).
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (часть 3). Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
В соответствии с пунктом 42 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях: изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объемов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно- энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
В силу статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей р среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (часть 2).
Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (часть 3).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 4).
Согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту, с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризаций; отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Раздел "Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников" должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО3 NРЕ-09/67 (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ NРЕ-09/77, от ДД.ММ.ГГГГ NРЕ-09/119) от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка АО "Черномортранснефть" в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
По результатам проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт плановой выездной проверки АО "Черномортранснефть" NПл- А/125-1021.
В ходе проверки органом установлено, что АО "Черномортранснефть" не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте HBOC 03-0123- 001711-П, расположенном по адресу: "адрес", с учетом организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20; емкость для отработанного масла РГС-5, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (пункт 93 акта).
АО "Черномортранснефть" допущено нарушение требований к содержанию программы производственного экологического контроля для объект HBOC N-П, а именно, отсутствуют сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20; емкость для отработанного масла РГС-5, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (пункт 94 акта).
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО "Черномортранснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья районного суда исходил из того, что емкость для отработанного масла РГС-5 введена в эксплуатацию в марте 2021 года, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, что исключает наличие нарушений экологических требований статей 22, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Порядка проведения инвентаризации со стороны АО "Черномортранснефть", так как установленный нормативный срок для корректировки инвентаризации по состоянию на момент проведения проверки объектов АО "Черномортранснефть" административным органом, как и на момент привлечения АО "Черномортранснефть" к административной ответственности не наступил и истечет только ДД.ММ.ГГГГ.
С указанными выводами согласился судья краевого суда.
Между тем с решением судьи районного суда и решением судьи краевого суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате проведенной инвентаризации установлено, что на объекте HBOC расположено 32 источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них 12 организованных и 20 неорганизованных, в выбросах предприятия в атмосферу выбрасывается 7, 858565 т/год загрязняющих веществ.
АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" предоставлена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC NП от 2018 года, согласно которой на территории объекта имеются неорганизованные источники выбросов загрязняющих веществ - емкости хранения нефти для котельной РГС- 20: ИЗА6011.
При проведении обследования территории объекта NП, на вышеуказанных источниках, установлен факт наличия организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а именно дыхательных клапанов, данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан).
Согласно представленной АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" информацией, емкости хранения нефти для котельной РГС-20 оборудованы дыхательными клапанами СМДК - 100АА в количестве 2 штук, а также дыхательными клапанами КДМ-50 в количестве 2 штук, каждый резервуар имеет по 2 дыхательных клапана.
Кроме того, в ходе обследования объекта NП установлено, что вблизи резервуара-накопителя промстоков размещена емкость для отработанного масла, оборудованная дыхательным клапаном. Согласно представленной АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" информацией, емкость для отработанного масла РГС-5 оснащена дыхательным клапаном КДМ -50.
Методы, утвержденные Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N, на которые ссылается представитель юридического лица, применяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для выполнения расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли на расстоянии не более 100 км от источника выброса, а также вертикального распределения концентраций ЗВ при: определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации, обосновании ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, разработке и обосновании организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при оценке их результатов, оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха, оценке краткосрочных и долгосрочных уровней загрязнения атмосферного воздуха и соответствующих концентраций загрязняющих атмосферу веществ, создаваемых всеми источниками выброса, исключая рассматриваемые (непосредственно учитываемые в расчете рассеивания выбросов) (далее - фоновые концентрации ЗВ). Данный документ не регламентирует понятия организованных и неорганизованных источников выбросов в атмосферный воздух.
Инвентаризация должна проводится в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки" (действующим на момент проведения проверки), согласно которому установлены понятия организованных и неорганизованных источников, Так, в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов (организованные).
Под неорганизованными ИЗАВ, понимаются те, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров, что указывает на то, что данное определение не попадает под рассматриваемый источник - дыхательный клапан, ввиду того, что в нем имеется направленный поток газа, для сброса давления в резервуаре, кроме того, он имеет определенный диаметр и расход, на что указывает представитель в своей жалобе.
Согласно Приказу, организованный источник имеет геометрические характеристики, то есть длина, ширина, высота, наличие устья - вид и размеры устья источника. Дыхательный клапан резервуаров, такими характеристиками обладает.
Таким образом, АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" не обеспечено проведение корректировки инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ на объекте HBOC NП, расположенном по адресу: "адрес", с учетом организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: емкости хранения нефти РГС-20; емкость для отработанного масла РГС-5, оборудованные дыхательными клапанами, что является нарушением части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки".
Названные положения закона во взаимосвязи с фактами, приведенными в протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела, представленных в качестве доказательств не получили надлежащего правового и фактического анализа с позиции наличия события и состава административного правонарушения.
Судебные инстанции, согласившись с позиций лица, привлекаемого к административной ответственности не привели убедительных, основанных на фактах и праве выводы, судебные постановления лишены последовательного и полного соблюдения требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, а выводы - единства фактических обстоятельств и норм права.
Судебные решения об отсутствии события административного правонарушения основаны на том, что конечный срок корректировки относительно перечня стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки определен на дату ДД.ММ.ГГГГ, который не наступил ни на момент проверки юридического лица ни на момент его привлечения к административной ответственности, ошибочен в силу неверного толкования положений правового акта, не согласуется с порядком его надлежащего применения, поскольку, корректировка и инвентаризация юридическим лицом проведена в 2018 году и на этот имевшиеся в наличии соответствующие источники, в силу утвержденного Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки не были включены в программу корректировки.
При этом, установление конечного срока проведения корректировки и инвентаризации источников, загрязняющих окружающую среду, не означает, того, что при осуществлении такой корректировки и инвентаризации на определенную дату, имеющиеся таковые источники у юридического лица не должны быть или могут быть не включены в соответствующую программу, потому как еще не наступил конечный срок, является неверным, порочным подходом к применению положений правового акта, содержащего обязательные требования. Наоборот, на дату проведения инвентаризации, требования закона обязывают надлежащее юридическое лицо в полном объеме инвентаризировать весь объем имеющихся на эту дату источников, загрязняющих окружающую среду и включить их в соответствующую программу. Срок, установленный на дату ДД.ММ.ГГГГ, в этом случае, является конечным для завершения в целом такой работы.
В этой связи вывод судьи районного суда и судьи краевого суда об отсутствии события административного правонарушения, сделан без учета вышеназванных обстоятельств и положений закона, представляется не согласующимся с установленными фактами, и основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с тем, что по делу допущены принципиальные, существенные нарушения норм права, исправление которых возможно только посредством отмены обжалуемых судебных актов, решение судьи Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО "Черномортранснефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленных в статье 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, возможность прерывания которых Кодексом не предусмотрена.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возобновление производства по делу об административном правонарушении, в этой связи судья приходит к выводу, что исправление ошибок, связанных с нарушением процессуальных норм КоАП РФ посредством отмены судебных актов и направления на новое рассмотрение, исключается.
Исходя из смысла указанных норм, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Производство по делу об административном правонарушении в части привлечения АО "Черномортранснефть" к административной ответственности подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения жалобы, состоявшиеся по делу судебные акты признаны незаконным и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесенные в отношении АО "Черномортранснефть" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в части привлечения АО "Черномортранснефть" к административной ответственности прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.