Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Сергеева С.С, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Мухтарова И.Э. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2023 года, которым отменено решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мухтарова И.Э. к администрации г. Сочи об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Мухтаров И.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - департамент) в оказании Мухтарову И.Э. муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", содержащийся в письме от 23 августа 2021 года N; признать утвержденной подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1000 кв. м из категория земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства; образовать указанный земельный участок общей площадью 1000 кв. м путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 394 кв. м в границах кадастрового квартала "данные изъяты" и земельного участка площадью 606 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащего на праве собственности Мухтарову И.Э, в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории и представленными координатами; возложить обязанность на администрацию г..Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г..Сочи заключить с Мухтаровым И.Э. соглашение о перераспределении указанного земельного участка общей площадью 1000 кв. м посредством перераспределения земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, площадью 394 кв. м и земельного участка площадью 606 кв. м, принадлежащего на праве собственности Мухтарову И.Э.
Указать, что судебный акт об удовлетворении требований административного истца является основанием для осуществления постановки на кадастровый учет вновь образованного земельного участка и регистрации соглашения о перераспределении земельного участка в "данные изъяты".
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 октября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2023 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 мая 2023 года, Мухтаров И.Э. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы суда о том, что образование земельного участка площадью 1000 кв. м приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, являются необоснованными.
Определением судьи от 2 июня 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации г. Сочи - Лантуха А.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что Мухтарову И.Э. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 606 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации от 16 августа 2021 года.
17 августа 2021 года Мухтаров И.Э. через МФЦ обратился в администрацию г. Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", а именно перераспределению земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в границах кадастрового квартала "данные изъяты" площадью 394 кв. м и земельного участка административного истца площадью 606 кв. м.
Письмом администрации г. Сочи в лице департамента от 23 августа 2021 года N 23685862 административному истцу было отказано в предоставлении указанной муниципальной услуги.
Данный отказ мотивирован тем, что представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка площадью 1000 кв. м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 606 кв. м, находящегося в частной собственности, и свободных земель площадью 394 кв. м с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок площадью 394 кв. м входит в свободные муниципальные земли, расположенные в квартале "данные изъяты", из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), что в соответствии с подпунктом 9 пункта 31 Административного регламента "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753 (далее - Административный регламент), является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. Суд исходил из того, что испрашиваемый к перераспределению земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи и не обременен правами третьих лиц, в связи с чем перераспределение за счет указанного участка является возможным в силу статьи 39.27 ЗК РФ.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что образование земельного участка площадью 1000 кв. м приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
В частности, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 12.1. главы 12 части III Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 (редакция от 23 декабря 2021 года), установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе для земельных участков с видами разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что образование земельного участка площадью 1000 кв. м приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, в полном объеме не проверил доводы административного ответчика в части возможности образования самостоятельного земельного участка площадью 394 кв. м, в том числе в соответствии с приведенными Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
При таком положении принятый по делу судебный акт нельзя признать законным.
В силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Краснодарского краевого суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 февраля 2023 года отменить, административное дело N 2а-5936/2021 направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 14 июля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.