Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В.
судей: Зеленского А.М, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года по административному делу N 2а-268/2022 по административному исковому заявлению прокурора Пряжинского района к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - Угаровой Н.Н, поддержавшей доводы, изложенные в кассационной жалобе, пояснения прокурора Поповой Е.В, просившей об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пряжинского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением указав, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, лесного законодательства была обнаружена несанкционированная свалка отходов, расположенная на земельном участке на площади 0, 002 га в границах лесного фонда Пряжинского национального муниципального района квартала 130 выдела 28.1 Сяпсинского (Сямозерского по материалам лесоустройства) участкового лесничества на территории, не предоставленной в аренду. Прокурор Пряжинского района (далее - прокурор) просил признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Минприроды), выразившееся в непринятии мер по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления на территории лесного фонда в границах Пряжинского национального муниципального района, с возложением обязанности на административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в границах лесного фонда Пряжинского национального муниципального района квартала 130 выдела 28.1 Сяпсинского (Сямозерского по материалам лесоустройства) участкового лесничества.
Решением суда Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года административный иск удовлетворен. На Минприроды возложена обязанность не позднее чем до истечения трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2021 г. было выявлено наличие несанкционированной свалки на землях лесного фонда на территории Пряжинского района - квартал 130 выдел 28.1 Сяпсинского (Сямозерского по материалам лесоустройства) участкового лесничества. Наличие вышеуказанного несанкционированного места размещения отходов (бытового и строительного^мусора), его расположение в границах лесного участка подтверждаются актами осмотра от 23.09.2021 N 27, от 25.55.2022 N 12, подготовленными должностными лицами учреждений, подведомственных административному ответчику. Данных об обременении земельного участка, на котором расположена спорная несанкционированная свалка, правами третьих лиц (включая арендаторов) материалы дела не содержат, административным ответчиком таких данных не представлено.
08.06.2022 прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Минприроды, суд первой инстанции исходил из наличия установленной законом компетенции указанного органа по охране окружающей среды, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П, от 7 июня 2000 г. N 10-П, от 2 июля 2015 г. N 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 ЗК РФ, статья 51 ЛК РФ). I
Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. N 26-П).
Согласно статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, при этом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Частью 2 статьи 60.12 ЛК РФ предусмотрено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов должны выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1, абзацами четырнадцатым и двадцать четвертым подпункта 7 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П, именно Минприроды является органом исполнительной власти Республики Карелия, к компетенции которого относятся функции в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, иных полномочий в области лесных отношений, отнесенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области использования и охраны лесов.
Таким образом, имея ввиду круг полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Министерство, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, должно обеспечивать в лесах Республики Карелия, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на Росимущество, поскольку уполномоченным органом по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда является именно Минприроды.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 307-ЭС21-9717, определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2022 г. N 39-ПЭК22, определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. N 70-КАД20-5-К7.
В связи с тем, что несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлялся, а уполномоченным органом по охране лесов является Минприроды, следовательно, суд первой инстанции правомерно возложил на Минприроды обязанность по ликвидации спорной несанкционированной свалки.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года по административному исковому заявлению прокурора Пряжинского района к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 ноября 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 июля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.