Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" об оспаривании пункта 11.6.13 Тарифного соглашения от 28 декабря 2021 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2022 год, Тарифного соглашения от 29 декабря 2022 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год по апелляционной жалобе Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края на решение Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова А.Е, полагавшего решение суда подлежим отмене, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 декабря 2021 года заключено Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского каря на 2022 год между Министерством здравоохранения Пермского края, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - ТФОМС Пермского края), страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, профессиональными союзами медицинских работников и медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) Пермского края (далее - Тарифное соглашение на 2022 год).
29 декабря 2022 года заключено Тарифное соглашение по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год (далее - Тарифное соглашение на 2023 год).
Тарифные соглашения на 2022, 2023 годы, решения (о заключении Тарифных соглашений) Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Пермского края от 28 декабря 2021 года N 14, от 29 декабря N 13 размещены на официальном интернет сайте ТФОМС Пермского края http:/www.pkfoms.ru.
Раздел третий Тарифных соглашений определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи и содержит пункт 11.6, содержащий перечень расходов медицинских организаций, которые не подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в частности в пункте 11.6.13 приведены расходы на оплату договоров на оказание аудиторских услуг.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" (далее - Общество, ООО "ЭМСИПИ-Медикейр") обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, об оспаривании пунктов 11.6.13 Тарифных соглашений на 2022 год и на 2023 год в части невозможности возмещения за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинской организации на оплату договоров на оказание аудиторских услуг, ввиду несоответствия положения Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), и нарушения прав и законных интересов административного истца, обязанного в силу закона проводить обязательный аудит.
Решением Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия пункты 11.6.13 Тарифного соглашения на 2022 год и Тарифного соглашения на 2023 год, в той мере, в какой названным пунктом установлен запрет на возмещение за счет средств обязательного медицинского страхования расходов медицинских организаций на оплату договоров на оказание аудиторских услуг, в случае проведения обязательного аудита, условия которого предусмотрены статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Дополнительным решением от 4 апреля 2023 года постановлено взыскать с Правительства Пермского края в пользу ООО "ЭМСИПИ-Медикейр" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
В апелляционной жалобе ТФОМС Пермского края ставится вопрос об отмене решения суда, как принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии нового решения, которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказать в полном объёме. Указывают, что услуги по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности медицинской организации ни прямо, ни опосредовано, не связаны с её обязательствами по оказанию медицинской помощи гражданам, зарегистрированным по ОМС на территории Пермского края.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 7, пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются; выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания статьи 215 КАС РФ следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав содержание Тарифных соглашений, обоснованно установилналичие в них признаков, характеризующих нормативные правовые акты (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"), а также верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом (созданной Правительством Пермского края комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования) в пределах компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Административным истцом по данным основаниям нормативные правовые акты не оспариваются.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к выводу, что оспариваемое положение Тарифных соглашений на 2022 год и 2023 год не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктам 192, 194, 195, 208 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н (далее - Правила N 108-н), поскольку аудит является обязательным в силу действующего законодательства, то его проведение безусловно направлено на обеспечение деятельности медицинской организации в целом и может быть отнесено к прочим затратам на общехозяйственные нужды, что в свою очередь предопределяет и возможность расходования денежных средств полученных по линии ОМС на проведение такого "обязательного" аудита, с учетом положений пункта 208 Правил N 108н (принцип пропорциональности).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом при разрешении спора неправильно истолкованы и применены положения части 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, пункта 195 Правил N 108-н.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "ЭМСИПИ-Медикейр" согласно статье 15, пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ является участником обязательного медицинского страхования, имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяющие правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, урегулированы Федеральным законом N 326-ФЗ.
К одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования названным законом отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, что влечет вывод о возможности направления средств обязательного медицинского страхования исключительно на оказание медицинской помощи.
Участниками ОМС являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (статья 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
В структуру тарифа на оплату медицинской помощи входят поименованные в части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы.
Так, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом, в части 8 названной статьи предусмотрено, что дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным названным федеральным законом вправе устанавливать Правительство Российской Федерации при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования.
Приведенные нормативные положения Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривают включение в тарифы расходов по договорам на оказание аудиторских услуг.
В соответствии с пунктом 192 Правил N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) определен пунктом 193 Правил N 108н.
Пунктом 195 Правил установлено, что в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи; затраты на содержание объектов движимого имущества; затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи; затраты на амортизацию основных средств, оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды. Группы затрат могут быть дополнительно детализированы.
В указанном перечне также отсутствуют затраты на проведение аудита.
Таким образом, из буквального содержания положений Федерального закона N 326-ФЗ, Правил N 108н следует, что затраты медицинской организации по договорам на оказание аудиторских услуг не указаны в качестве составляющего тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования, и расширительное толкование административным истцом части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ противоречит основным принципам осуществления обязательного медицинского страхования.
Изложенное свидетельствует об отсутствии противоречия пунктов 11.6.13 Тарифных соглашений на 2022 и 2023 годы нормативным правовым актам большей юридической силы и нарушения прав и законных интересов административного истца.
Доводы административного истца об отнесении расходов на проведение обязательного аудита объектов бухгалтерского учета медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы ОМС, к затратам, которые могут быть возмещены за счет средств ОМС, отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании приведенных выше нормативных положений.
Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, что предусмотрено частью 3 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ).
Средства обязательного медицинского страхования обеспечивают расходы исключительно на оказанную медицинскую помощь, расходы на проведение аудита (в том числе и обязательного) напрямую не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и не должны включаться в расчет тарифа на оплату медицинской помощи.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административным истцом требований о признании не действующими пунктов 11.6.13 Тарифных соглашений на 2022 и 2023 год.
Поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, дополнительное решение о взыскании судебных расходов, согласно разъяснениям абзаца 6 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" также подлежит отмене.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 3 февраля 2023 года и дополнительное решение от 4 апреля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "ЭМСИПИ-Медикейр" об оспаривании пункта 11.6.13 Тарифного соглашения от 28 декабря 2021 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2022 год, Тарифного соглашения от 29 декабря 2022 года по обязательному медицинскому страхованию на территории Пермского края на 2023 год - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.