Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сицинской О.В..
судей Семейкиной С.А. и Брянцевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2023 (3а-67/2022) по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Инвеста Финанс" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании пункта 17992 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 г, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 г. N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", пункта 13 828 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 г, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 г. N 370 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункта 16 415 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 г. N 430 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", по апелляционной жалобе комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на решение Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 г, которым административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Инвеста Финанс" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителей ООО "Инвеста Финанс" Воронцову Н.А, Чуйкова А.Г, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И. об отсутствии оснований к отмене решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 г. N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Под пунктом 17992 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1276, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 г. N 370 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Под пунктом 13828 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1276, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 г. N 430 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 16415 в Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1276, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Инвеста Финанс" обратилось в суд с административным иском (с учетом уточнений к нему) о признании недействующими со дня их принятия пунктов 17992, 13828, 16415 Перечней на 2020, 2021, 2022 годы. В обоснование административных исковых требований указано, что нежилое здание является собственностью юридического лица, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться как его кадастровая стоимость. Включение его в Перечни за 2020-2022 гг. противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 г. административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Инвеста Финанс" удовлетворены. Признаны не действующими с даты принятия пункт 17992 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2019 г. N 458 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", пункт 13 828 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 г. N 370 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", пункт 16 415 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 N 430 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", Возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея.
В апелляционной жалобе Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям считает решение Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 г. незаконным и подлежащим отмене в связи неправильным применением норм материального плана.
Представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения на апелляционную жалобу.
Представители ООО "Инвеста Финанс" Воронцова Н.А, Чуйков А.Г. считают решение Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 г. законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.
Прокурор Костюк А.И. дал заключение о законности решения Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 г, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определилрассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом первой инстанции установлено, что объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1276, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит административному истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Принимая во внимание, что объект недвижимого имущества, собственником которого является ООО "Инвеста Финанс" оспариваемыми нормативными правовыми актами включен в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2020-2022 гг, на основании положений ст.402 НК РФ, Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 г. N 183 (в редакции от 12.12.2022 г.) "О налоге на имущество организаций", судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положение о Комитете Республике Адыгея по имущественным отношениям, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республика Адыгея от 02.07.2008 г. N 118 (в редакции от 30.09.2022 г.) "О положении о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям"
представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость - их размещение на официальном сайте Комитета Республике Адыгея по имущественным отношениям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации - налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Включая в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 гг. нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1276, 8 кв.м, принадлежащее административному истцу, Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям руководствовался соответствующими сведениями о характеристике объекта, содержащимися в ЕГРН, согласно которым нежилое здание имеет наименование "Административное здание с магазинами и офисными помещениями", что свидетельствует о том, что здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Вместе с тем судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
В техническом паспорте на спорное жилое помещение от 25.08.2006 г. N 29-5529 наименование нежилого помещения приводится как "Административное здание с магазинами и офисными помещениями". Кадастровый номер зданию присвоен 19.11.2011г.
Из материалов дела следует, что собственник здания ООО "Инвеста Финанс" 29.12.2010 г. в муниципальном органе - Управлении градостроительства, ЖКХ и архитектуры администрации муниципального образования "Город Адыгейск" получил разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства административного здания Литер А, находящееся по адресу: "адрес".
Органом местного самоуправления - Управлением градостроительства, ЖКХ и архитектуры Администрации муниципального образования "Город Адыгейск" 04.03.2011 г. ОАО "Инвеста Финанс" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства административного здания (Литер А), расположенного по адресу: "адрес".
В связи с произведенной реконструкцией административным истцом в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" по Республике Адыгея был сдан новый технический паспорт от 15.12.2011 г, в котором спорное нежилое здание имеет наименование "Административное здание".
В кадастровом паспорте здания от 30.12.2011 г, выданного начальником отдела ТИ г. Адыгейска и Теучежского района филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" по Республике Адыгея также указано наименование нежилого здания - "Административное здание".
В полученном административном истцом свидетельстве о государственной регистрации права от 18.04.2012 г. объект права обозначен как "Административное здание".
По независящим от административного истца причинам изменения характеристики здания не было отражено в ЕГРН ФГУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным истцом были предприняты все необходимые действия для внесения указанных изменений уполномоченным органом, которым изменения по причинам, независящие от истца, не были внесены в ЕГРН.
В настоящее время изменения внесены уполномоченным на то органом в ЕГРН, нежилое здание имеет наименование как "Административное здание".
Кроме того, нежилое здание находится на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке, площадью 10319 кв.м. с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "эксплуатация и обслуживание автостоянки".
Вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем здание не могло быть включено в Перечни по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Судом первой инстанции также исследован вопрос о фактическом использовании здания и установлено, что согласно содержанию технического паспорта на спорный объект недвижимости (по состоянию на 25 декабря 2011 года), что данный объект состоит из следующих помещений: склад, бокс, котельная, душевая, подсобное помещение, лестничная клетка, кабинет, коридор, офис (площадью 31, 6 кв. м.), санузел и столовая. Площадь помещения, которое может использоваться под офис, составляет менее 20 процентов от общей площади здания и недостаточно для признания объекта недвижимости административно-деловым центром, помещения, поименованные как "кабинеты" не тождественны понятию "офис".
Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование, принадлежащего административному истцу объекту недвижимости, согласно документам технического учета также свидетельствуют о несоответствии оспариваемого пунктов Перечней нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Комитетом Республика Адыгея по имущественным отношениям не представлены сведения об обследовании здания с целью определения его фактического использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения указанного объекта недвижимого имущества к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного судебная коллегия находит апелляционную жалобу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не
установлено.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Адыгея от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июня 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.