Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "АВМ" (далее - ООО "АВМ") Слесаревского П.С. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07 декабря 2021 года, вынесенные в отношении ООО "АВМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07декабря 2021 года, ООО "АВМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "АВМ" Слесаревский П.С. просит об отмене приведенных судебных актов, прекращении производства по делу в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права и отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3).
Из материалов дела следует, что 03 июля 2020 года в 10 часов 33 минуты декларантом ООО "АВМ" на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 16, корп. 1, лит. А, пом. "адрес", в электронной форме представлена декларация на товары N с целью помещения товара под таможенную процедуру "экспорт".
Согласно сведениям, заявленным в декларации на товары N, отправителем товаров, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование является ООО "АВМ" (236010, Калининградская область, г. Калининград, пер. Лесопарковый, д. 10, пом. "адрес", ИНН "данные изъяты"); получателем товара является компания "Rosier Tyre Innovators Gmbh & Co.Kg" (Германия); товар в транспортном средстве с государственными регистрационными номерами N "шины крупногабаритные резиновые пневматические, бывшие в употреблении, используемые на карьерных самосвалах, с грузоподъёмностью до 160 тонн, являются годными для дальнейшей эксплуатации (ремонт, восстановление), не военного назначения, не являются отходами" в количестве 8 штук, страна происхождения Россия, вес нетто 14540 кг, фактурная стоимость 2000 Евро, код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009.
По коду и наименованию товар N 1 включен в раздел 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30.
В соответствии с п. 4 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, утвержденного Приложением N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, помещение опасных отходов под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при преставлении таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа).
В соответствии с п. 5 Положения помещение опасных отходов под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии Минпромторга России.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1567 "Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование о выдаче заявлений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами", в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз отходов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - Росприроднадзор.
Согласно электронным документам, представленным к декларации на товары N, а также сведениям, указанным в графе 44 декларации, при таможенном декларировании ООО "АВМ" лицензия на вывоз опасных отходов, либо заключение (разрешительный документ), выданный Росприроднадзором, не представлены.
В ходе таможенного оформления ООО "АВМ" представлено заключение ЗАО "Центр проектов развития промышленности" N от 02.07.2020 и акт экспертизы ТПП Мурманской области "Северная" N от 29.06.2020, из содержания которых следовало, что у участника внешнеэкономической деятельности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, отсутствуют.
Согласно разделу 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии N 30 от 24.04.2015, товар "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении" код ТН ВЭД 4012200009, относится к категории опасных отходов.
Условия, при которых шина считается непригодной к эксплуатации, установлены п. 5.6 ТР ТС 018/2011. Согласно п. 5.6.5 ТР ТС 018/2011 шина считается непригодной к эксплуатации при наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоения в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины герметизирующего слоя.
Согласно заключению эксперта N от 11.11.2020 представленные на экспертизу образцы (товар, являющийся предметом административного правонарушения) относятся к категории N3, имеют различную глубину протектора (с учетом износа), при этом на протекторе образцов имеются значительные повреждения, обнажающие корд.
Таким образом, с учетом положений п. 5.6.5 ТР ТС 018/2011 товар "шины... ", являющийся предметом административного правонарушения, считается непригодным к эксплуатации, то есть отходом.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "АВМ" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего таможенного законодательства.
Порядок и срок давности привлечения ООО "АВМ" к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отклонены по указанным в судебных актах мотивам, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "АВМ", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ООО "АВМ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Административное наказание назначено ООО "АВМ" в пределах статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.7, 4.1 названного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 07 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "АВМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "АВМ" Слесаревского П.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что общество с ограниченной ответственностью было правомерно привлечено к административной ответственности за вывоз опасных отходов без необходимых разрешительных документов. Судебные инстанции подтвердили наличие состава правонарушения и обоснованность назначенного штрафа, отклонив доводы о неправильном применении норм права и отсутствии состава правонарушения. Жалоба генерального директора не была удовлетворена.