Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К, Судей Коренева А.С, Храмцовой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-156/2022 по иску Шумихинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области, обществу с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" о понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области на решение Альменевского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Родиной А.К. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
У с т а н о в и л а:
Шумихинский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - Шумихинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Альменевского муниципального округа, обществу с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (далее - ООО "Т2 Мобайл") о возложении обязанности в срок до 1 декабря 2022 года расторгнуть договор о размещении оборудования N 475 от 1 сентября 2007 года, заключенный между администрацией и ООО "Т2 Мобайл", исключить размещение базовых станций подвижной радиотелефонной связи на крыше здания и на территории МКОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа", демонтировать базовую станцию подвижной сотовой связи, расположенную на крыше здания школы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании вышеуказанного договора на крыше здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Юламановская средняя общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа") размещено оборудование подвижной радиотелефонной связи, что является нарушением п. 3.5.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 28 от 28 сентября 2020 года. Школе 4 апреля 2022 года выдано предостережение о недопустимости размещения на здании общеобразовательной организации оборудования подвижной радиотелефонной связи, однако до настоящего времени договор о размещении оборудования не расторгнут.
Решением Альменевского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области просит об отмене указанных судебных актов. Ссылается на то, что поскольку письмом Роспотребнадзора от 11 апреля 2022 года исключено проведение инструментальных исследований уровней электромагнитного поля радиочастотного диапазона и получение разрешения на ввод в эксплуатацию радиоэлектронных средств, подтвердить безопасность их эксплуатации на государственном уровне не представляется возможным. В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих оснований.
Отмечает, что размещение базовых станций сотовой связи и их функционирование не относится к эксплуатации зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении образовательной деятельности, оказании услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом, в связи с чем каких-либо оснований не соблюдать запрет на размещение базовых станций подвижной сотовой связи на территории образовательной организации не имеется. Судом не учтено, что заключение о возможности эксплуатации базовой станции выдано до вступления в силу Санитарных правил СП 2.4.3648-20 и, соответственно, без учета устанавливаемых ими санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых именно к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Отмечает, что принятые Санитарные правила направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей при организации образовательного процесса, на исключение любого негативного, в том числе, потенциального, воздействия на физическое и психологическое развитие ребенка в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, и в данном случае права ребенка находятся в приоритете. При этом, несмотря на то, что указанные правила вступили в силу и подлежат применению только с 1 января 2021 года, суд был обязан обеспечить соблюдение прав детей в соответствии с приведенными нормами законодательства.
Указывает, что после вступления в силу СП 2.4.3648-20 не имеет правового значения, реализуется ли в образовательном учреждении дистанционное обучение, поскольку любая, даже потенциальная, угроза должна быть исключена.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Т2 Мобайл" просит оставить решение суда и апелляционное определение без изменения.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика ООО "Т2 Мобайл" Чернышева Н.С. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела не установлено.
Как установлено судами, 1 сентября 2007 года между Администрацией Альменевского района Курганской области (исполнитель) и открытым акционерным обществом "Уралсвязьинформ" (заказчик) заключен договор N 475 на размещение оборудования, по условиям которого исполнитель предоставляет заказчику возможность размещения оборудования подвижной радиотелефонной связи на крыше здания МОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа" и в помещении операторской актового зала по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Юламаново. 14 ноября 2007 года сторонами подписан акт ввода оборудования в эксплуатацию.
В силу п. 4 указанного договора он считается заключенным на неопределенный срок, может быть расторгнут по соглашению сторон. Стороны имеют право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону не менее, чем за 60 дней и полностью исполнив обязательства, возникшие в период действия настоящего договора.
В связи с реорганизацией открытого акционерного общества "Уралсвязьинформ" 26 ноября 2015 года Администрацией Альменевского района Курганской области и ООО "Т2 Мобайл" подписано дополнительное соглашение к договору на размещение оборудования о переходе к данному обществу всех прав и обязанностей по указанному договору.
20 января 2022 года между Администрацией Альменевского муниципального округа Курганской области и ООО "Т2 Мобайл" заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым в связи с преобразованием муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области, с 16 декабря 2021 года все права и обязанности Администрации Альменевского района Курганской области по договору перешли к ее правопреемнику Администрации Альменевского муниципального округа Курганской области.
Здание школы, расположенное по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Юламаново, ул. Шахты, д. 11, принадлежит МКОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа" на праве оперативного управления, собственником здания является МО Альменевский муниципальный округ Курганской области. Земельный участок под зданием находится в постоянном бессрочном пользовании МКОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа".
Базовая станция подвижной радиотелефонной связи N КG002221 размещена на здании школы, является действующей, введена в эксплуатацию, находится на обслуживании ООО "Т2 Мобайл", оборудована панельными антеннами, установленными на трубостойках, закрепленных на антенно-мачтовом сооружении (АМС), на высоте 31 м от уровня земли. Оборудование базовой станции размещено также в аппаратной, расположенной в здании школы.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 2 июня 2016 года требования к проектной документации на модернизацию базовой станции ООО "Т2 Мобайл" стандарта GSM-900/ UMTS-2100 по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Юламаново, в здании школы, соответствуют СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи", СанПиН 2.1.8/2.24.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", СанПиН 2.1.8/2.2.4-2302-07 "Изменение N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с письмом N 06-3/9823 от 15 июля 2016 года Управление Роспотребнадзора по Курганской области согласовало эксплуатацию базовой станции N КG002221 сети сотовой радиотелефонной связи по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Юламаново, здание школы.
Согласно протоколу испытаний N 3716-э от 31 октября 2022 года по результатам проведения измерений уровней электромагнитного излучения радиочасточного диапазона (ЭМИ РЧ) и экспертному заключению ООО "Санитарно-гигиеническая компания" от 2 ноября 2022 года фактические уровни ЭМИ РЧ при эксплуатации базовой станции N КG002221 ООО "Т2 Мобайл" соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи", СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
4 апреля 2022 года должностным лицом Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области было внесено предостережение МКОУ "Юламановская средняя общеобразовательная школа" о недопустимости размещения базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательного учреждения, которое явилось основанием для направления Администрацией Альменевского муниципального округа Курганской области 22 апреля 2022 года в адрес ООО "Т2 Мобайл" уведомления об отказе от исполнения договора на размещение оборудования N 475 от 1 сентября 2007 года.
В настоящее время указанный договор не расторгнут, является действующим.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", ст.ст. 11, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 450, 606, 607, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установив, что между сторонами фактически сложились арендные отношения, на момент заключения договора N 475 от 1 сентября 2007 года действующие в настоящее время СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189, не были введены в действие и, соответственно, не подлежали применению, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения указанного договора. При этом отметил, что доказательств существования опасности причинения вреда здоровью граждан при эксплуатации спорного объекта связи не представлено.
Соглашаясь с указанными выводами районного суда, суд апелляционной инстанции дополнительно сослался на ч. 2 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года N 16 "О свободе договора и ее пределах". Принял во внимание, что при первоначальном размещении спорной базовой станции сотовой связи, а также при последующей её модернизации ООО "Т2 Мобайл" получило все необходимые документы и согласования для её размещения и эксплуатации, а также провело необходимые испытания, результаты которых свидетельствуют о безопасности эксплуатации базовой станции сотовой связи и отсутствии вреда жизни и здоровью населения. Указал на разработку в настоящее время согласованного с Роспотребнадзором плана-графика выполнения работ по демонтажу и переносу базовых станций подвижной радиотелефонной связи с территории дошкольных и образовательных организаций.
Оснований не соглашаться с приведенными выводами судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности отказа в удовлетворении исковых требований со ссылкой на необходимость соблюдения действующих требований п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20 основанием для отмены принятых судебных постановлений не являются, поскольку, как обоснованно указано судами, на момент заключения договора указанные правила не действовали. В силу прямого указания данных правил (п. 1.3), ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации требования новых санитарных правил на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
Протоколом совещания Минцифры России и Роспотребнадзора от 2 апреля 2021 года согласовано: при осуществлении санитарно-эпидемиологического контроля за соблюдением положений п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в части размещения базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не требовать демонтажа базовых станций, установленных до вступления в законную силу указанных санитарных правил на собственной территории образовательных организаций, в том числе базовых станций, подвергающихся ремонту, замене, модернизации или договоры аренды с которыми перезаключаются. При наличии оснований проводить измерения электромагнитного излучения базовых станций подвижной сотовой связи, установленных на собственной территории образовательных организаций, на соответствие нормативам СП. В случае установления факта превышения базовыми станциями подвижной сотовой связи допустимых нормативов СП обеспечить их вывод из эксплуатации, либо приведение их излучения в соответствие с требованиями Санитарных правил.
С учетом выводов судов первой и второй инстанций о недоказанности существования опасности причинения вреда здоровью граждан при эксплуатации спорного объекта связи указание в кассационной жалобе на отсутствие возможности подтвердить безопасность его эксплуатации на государственном уровне о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствует.
Предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
Определила:
решение Альменевского районного суда Курганской области от 25 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.