Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 8 апреля 2016 г. N 107-п в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Раздел VIII
Характеристика подпрограмм государственной программы
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. N 420-п в паспорт подпрограммы 1 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы 1
"Старшее поколение Ненецкого автономного округа на 2015-2017 годы"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 и обоснование ее включения в государственную программу.
Подпрограмма 1 представляет собой целостную систему принципов и мер социально-экономического и правового характера, направленных на создание условий формирования взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий по осуществлению мер дополнительной поддержки граждан пожилого возраста (женщины старше 50 лет, мужчины старше 55 лет), проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
В подпрограмме 1 термины "гражданин пожилого возраста", "люди старшего поколения", "пожилые люди" используются в одном значении.
Необходимость разработки подпрограммы 1 обусловлена результатами анализа общих показателей и особенностей демографической ситуации в Ненецком автономном округе. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на 1 января 2013 года в Ненецком автономном округе проживало свыше 11 000 человек, достигших пенсионного возраста (свыше 26% населения), в том числе 7 172 человека проживают в городе Нарьян-Маре и 3 972 человека в населенных пунктах Ненецкого автономного округа. Ожидаемая продолжительность жизни (число лет) всего населения составляет 66,71 (мужчины - 60,61; женщины - 73,47). Среди городского населения общая продолжительность жизни составляет - 66,3 лет, сельского населения - 57,8 лет.
Кроме того, в подпрограмме 1 запланирован комплекс мероприятий, связанных с укреплением системы преемственности семей, чествования долгожителей, участников Великой Отечественной войны и т.д.
В целях формирования системного подхода по привлечению граждан пожилого возраста к общественной деятельности, к занятиям спортом и культурно-досуговым мероприятиям наиболее эффективным является программно-целевой метод.
Решение указанных проблем невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку многие мероприятия имеют долгосрочный характер, в связи с этим подпрограмма 1 рассчитана на трехгодичный период.
Паспорт подпрограммы 2
"Содействие занятости населения Ненецкого автономного округа на 2015-2017 годы"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 и обоснование ее включения в государственную программу
Подпрограмма 2 разработана в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает основные права граждан в области труда, в том числе права граждан в случае безработицы или риска возникновения безработицы (право на защиту от безработицы), Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о Департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 16.12.2014 N 484-п.
Политика Правительства Российской Федерации в 2009-2013 годах в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.
Учитывая позитивную практику, сложившуюся при реализации в 2009-2013 годах мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации, в период 2014-2016 годов предполагается продолжить осуществление мероприятий по обеспечению занятости населения Ненецкого автономного округа (далее также - округ).
Направления экономического развития региона нацелены на развитие малого и среднего бизнеса, самозанятости граждан, в том числе безработных. В этой связи предполагается продолжить активную работу по вовлечению безработных граждан в проявление и реализацию предпринимательской инициативы в приоритетных отраслях.
В 2013 году в КУ НАО "Центр занятости населения" за содействием в поиске работы обратилось 1 799 человек (из них 1 500 человек - незанятые граждане). За 9 месяцев 2014 года обратилось 869 человек (из них 827 - незанятые граждане).
Численность зарегистрированных безработных граждан в 2013 году составила 384 человека.
По состоянию на 30 сентября 2014 года численность зарегистрированных безработных составила 305 человек.
Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения) на 31 декабря 2013 года составил 1,69%. На 30 сентября 2014 года 1,34%.
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) составил 0,8 человека на одну вакансию. На 30 сентября 2014 года 1,1 человека на одну вакансию.
С начала 2013 года 51 организация предоставила сведения о предполагаемом увольнении 227 работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников. Из работников, уволенных в 2012-2013 годах в связи с высвобождением, обратились в КУ НАО "Центр занятости населения" 152 человека, из них признано безработными 79 человек. По состоянию на 30 сентября 2014 года 34 организации предоставили сведения о предполагаемом увольнении 246 работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников. Из работников, уволенных в 2013-2014 годах в связи с высвобождением, обратился в КУ НАО "Центр занятости населения" 71 человек, из них признано безработными 33 человека.
Заявленная работодателями потребность в работниках в течение 2013 года составила 2 849 вакантных должностей (единиц).
По состоянию на 30 сентября 2014 года заявленная работодателями потребность в работниках с начала года составила 1 921 вакантную должность (единиц).
Содействие в трудоустройстве ищущих работу граждан, стабилизация и снижение безработицы на региональном рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам, предполагают осуществление комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности центра занятости, работодателей, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и реализуемых программными методами.
Без реализации программных мероприятий численность незанятых граждан в округе может возрасти на конец прогнозируемого периода до 0,7 тыс. чел., а уровень регистрируемой безработицы превысит 3,0% к численности экономически активного населения.
Паспорт подпрограммы 3
"Мероприятия по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа на 2015-2017 годы"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 3 и обоснование ее включения в государственную программу
Подпрограмма 3 представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение проблем рационального использования трудовых ресурсов, создание условий роста занятости экономически неактивного населения, и, следовательно, на расширение занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Подпрограмма 3 разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
На фоне ослабления кризисных явлений в экономике и снижения уровня безработицы вновь актуальной становится проблема дефицита трудовых ресурсов. В этих условиях возрастает значение рационального использования имеющихся трудовых ресурсов и интеграции в трудовую деятельность лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
В 2014 году доля инвалидов из общего числа обратившихся в КУ НАО "Центр занятости населения" (далее - центр занятости) граждан составила 4,2% (37 человек из 869 человек), при этом 18,9% из них постоянно проживают в сельской местности, где практически отсутствуют вакантные рабочие места для инвалидов.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - работодатели), осуществляющие деятельность на территории Ненецкого автономного округа, неохотно создают рабочие места для инвалидов, многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов.
Коэффициент эффективности трудоустройства безработных граждан, имеющих инвалидность, составляет 40,5%, что ниже аналогичного показателя по общей численности безработных граждан (40,5% против 45,3% соответственно), это в первую очередь, обусловлено ограничением физических возможностей инвалидов, которые действительно являются наиболее социально незащищенной категорией безработных граждан. Поиск рабочих мест для них требует более длительного и тщательного подхода.
В составе безработных граждан, состоящих на учете в КУ НАО "Центр занятости населения" на 30 сентября 2014 года, инвалиды составляют 4,9%.
Продолжительность периода регистрируемой безработицы у инвалидов выше, чем у других категорий граждан.
Дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением рабочих мест для инвалидов обусловлен следующими факторами.
Часто возникают противоречия между работодателями и работниками по поводу соответствия рабочего места, созданного для инвалида, профессионально-качественным характеристикам работника-инвалида. При наличии со стороны инвалидов спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Очень часто отсутствие у самого инвалида мотивации к труду является основной проблемой в процессе работы с ним по его трудоустройству.
По состоянию на 30 сентября 2014 года в профессионально-квалификационном составе безработных инвалидов преобладают неквалифицированные рабочие (48,6%). Специалисты среднего и высшего уровня квалификации - соответственно 32,4% и 19%.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и малочисленный банк вакансий для данной категории граждан усложняет решение вопроса их трудоустройства. У 80% инвалидов рекомендации в индивидуальной программе реабилитации носят общий характер и практически не способствуют их адаптации в сфере труда. Как правило, фиксируются противопоказания к тяжелому физическому труду, работе при повышенном уровне шума или рекомендуется работа по выполнению легких подсобных работ, работа на конвейере, вахтером, сторожем небольшого объекта. Как правило, вакансии по таким направлениям отсутствуют.
Однако рекомендации специалистов органов медико-социальной экспертизы сосредоточены в основном на медицинских особенностях человека, хотя должны быть в не меньшей степени ориентированы на спрос рабочей силы, возможность предоставления практической помощи гражданину специалистами центра занятости и работодателями в трудоустройстве, переобучении либо в выборе наиболее оптимальных вариантов технических средств, облегчающих труд инвалидов.
За девять месяцев 2014 года из 37 обратившихся инвалидов, имеющих показания к труду было трудоустроено 15 человек. Услуги по профессиональной ориентации получили 24 инвалида, по психологической поддержке - 4, приняли участие в программе по социальной адаптации "Клуб ищущих работу" - 8.
На 30 сентября 2014 года на учете в центре занятости состоят 13 многодетных родителей, из них 8 человек проживают в сельской местности. За девять месяцев 2014 года было трудоустроено 17 граждан указанной категории, трудоустроены как испытывающие трудности с выплатой материальной поддержки - 7.
Основными проблемами при содействии в трудоустройстве многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, являются дефицит мест в детских садах или невозможность организации социального ухода за детьми в период занятости матери, слабое развитие института надомного труда, отсутствие профессионального образования у родителей либо длительный перерыв в профессиональной деятельности.
Вместе с тем, нередки случаи проявления отдельными родителями элементов социального иждивенчества и потребительства, готовности и в дальнейшем существовать на социальные пособия.
Необходимо отметить, что для эффективной реализации дополнительных мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей требуется активное участие окружных и муниципальных учреждений.
Финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов осуществляется в Ненецком автономном округе за счет средств федерального и окружного бюджета.
Размер возмещения работодателю затрат на создание и оснащение рабочего места (приобретение, монтаж и установку оборудования) составляет от 30 тыс. рублей до 66 тыс. рублей за одно рабочее место.
Вместе с тем во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2012 года N ВП-П12-17пр и с учетом рекомендаций, определенных протоколом заседания Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 29 июня 2012 года, необходимо предусмотреть в бюджете Ненецкого автономного округа средства на финансирование в 2015 году мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей с учетом необходимости создания специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест.
В свою очередь, это предполагает создание особых условий, форм и методов работы, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников, в том числе инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, реализацию их прав на защиту от безработицы.
Для достижения поставленных целей и решения обозначенных выше проблем на рынке труда Ненецкого автономного округа необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является подпрограмма 3.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. N 420-п в паспорт подпрограммы 4 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы 4
"Государственная поддержка семей с активной жизненной позицией"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 4 и обоснование ее включения в государственную программу
По мнению российских экспертов, институт традиционной семьи находится в России в глубоком кризисе.
Кризисные явления в семье проявляются, прежде всего, в ее нестабильности. Распадается большое количество браков. Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей.
К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это самым плачевным образом сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в недрах такой семьи скрываются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений. В результате страдают взрослые, страдают дети, страдает общество.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества.
Ценность семьи заключается в том, что только она способна поставлять обществу людей, в которых оно так остро нуждается.
В целях укрепления на государственном уровне престижа семей с социально положительным потенциалом наиболее эффективным является программно-целевой метод.
Решение указанных задач невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку многие мероприятия имеют долгосрочный характер, в связи с этим подпрограмма 4 рассчитана на трехгодичный период.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. N 420-п в паспорт подпрограммы 5 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы 5
"Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 5 и обоснование ее включения в государственную программу
На территории Ненецкого автономного округа проживает более 6 000 детей школьного возраста (от 7 до 17 лет), из них около 300 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях создания условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха и оздоровления детей имеет большое значение. Реализация данного полномочия органов государственной власти Ненецкого автономного округа в социальной сфере является одной из наиболее приоритетных задач.
В последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей ввиду постоянно растущего неблагоприятного влияния экономической ситуации, а также психоэмоциональной обстановки, стрессов, учебных перегрузок, которые приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. В этих условиях очень важно развивать любые формы оздоровления детей.
Значительную роль в решении задачи отдыха и оздоровления детей играет организация детской оздоровительной кампании, выбор наиболее эффективной инфраструктуры отдыха и оздоровления в каникулярный период.
Мероприятия по организации детского отдыха должны учитывать интересы и потребности всех категорий детей и должны быть направлены не только на организацию отдыха и оздоровления подрастающего поколения, но и на их полноценное воспитание, интеллектуальное и физическое развитие.
Несмотря на это, в вопросах организации отдыха и оздоровления детей сохраняется много проблем, которые требуют решения:
рост заболеваемости детей;
снижение жизненного уровня определенных категорий семей;
рост числа семей с асоциальным поведением родителей (дети из таких семей, как правило, имеют отклонения в физическом, психическом и нравственном развитии);
увеличение количества многодетных семей, неполных семей, малообеспеченных семей, которые не имеют возможности организовать полноценное питание и оздоровление детей.
При этом Ненецкий автономный округ расположен в суровых природно-климатических и географических условиях, что существенно влияет на состояние здоровья детей, их пониженную иммунную активность. Отдаленность региона от благоприятных климатических регионов и связанная с этим высокая стоимость проезда, оздоровительных путевок не дают возможности обеспечивать оздоровление всех детей за пределами Ненецкого автономного округа.
Реализация основных мероприятий подпрограммы 5 позволит достичь поставленных целей и решить выше обозначенные проблемы.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. N 420-п в паспорт подпрограммы 6 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы 6
"Комплексная реабилитация и ресоциализация отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа на 2015-2017 годы"
Характеристика сферы реализации подпрограммы 6 и обоснование включения ее в государственную программу
Подпрограмма 6 представляет собой целостную систему принципов и мер социально-экономического и правового характера, направленных на создание условий формирования взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий по осуществлению мер дополнительной поддержки граждан, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, алкозависимых лиц, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
В Ненецком автономном округе отсутствуют как государственные, так и негосударственные реабилитационные центры для лиц, зависимых от наркотических средств и психотропных веществ, а также страдающих алкоголизмом.
Необходимость разработки и принятия данной подпрограммы, её характер связаны с ростом незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотреблением алкогольной продукцией, рецидивами преступлений, совершаемых лицами, освободившимися из мест лишения свободы, что является одними из основных причин криминализации в Ненецком автономном округе.
По данным УМВД России по Ненецкому АО в 2012 году в Ненецком автономном округе к административной ответственности за совершение правонарушений связанных с потреблением наркотических средств без назначения врача привлечено 13 лиц, в 2013 году - 6, за 7 месяцев 2014 года - 14 лиц.
В 2013 году ранее судимыми лицами совершено 107 преступлений или 25,4% от общего числа раскрытых преступлений. За 4 месяца 2014 года такими лицами совершено 22 преступления или 22,5% от числа раскрытых преступлений. Таким образом, каждое четвёртое преступление совершается ранее судимым лицом.
Право на реабилитацию и ресоциализацию в соответствии с подпрограммой имеют следующие категории граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа:
1) лица, допускающие немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, в том числе лица, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества и признанные больными наркоманией, к которым применена отсрочка отбывания наказания; 2) лица, освободившиеся из мест лишения свободы;
3) лица, страдающие алкогольной зависимостью (алкозависимые).
Указанные категории граждан составляют особую социальную группу населения, состоящую преимущественно из граждан трудоспособного возраста.
В связи с этим вовлечение вышеназванной категории граждан, в общественно-полезную деятельность, приносящую доход как источник существования, является одной из первостепенных задач их социальной адаптации к полноценной жизни.
Требуется проведение активной информационной политики, направленной на формирование моды на здоровый образ жизни, обеспечение детей, подростков, их родителей и специалистов, работающих в области профилактики, знаниями и жизненными навыками, повышающими устойчивость к отрицательному влиянию среды, развитие у населения альтернативных интересов, увлечений и создание условий для их реализации.
Остро назрела необходимость организации комплексной системы реабилитации и ресоциализации отдельных категорий граждан, в том числе посредством предоставления сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации и ресоциализации в реабилитационных центрах, находящихся за пределами Ненецкого автономного округа.
В целях формирования системного подхода по привлечению граждан потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, алкозависимых лиц в Ненецком автономном округе к комплексной реабилитации и ресоциализации наиболее эффективным является программно-целевой метод.
Решение указанных проблем невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку многие мероприятия имеют долгосрочный характер, в связи с этим подпрограмма 6 рассчитана на трехгодичный период.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2016 г. N 132-п подраздел "Подпрограмма 7 "Доступная среда Ненецкого автономного округа на 2015-2016 годы" раздела VIII настоящего приложения изложен в новой редакции
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2016 г. N 420-п в паспорт подпрограммы 7 раздела VIII настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
подпрограммы 7 "Доступная среда Ненецкого автономного округа на 2015-2016 годы"
Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма 7 "Доступная среда Ненецкого автономного округа на 2015-2016 годы" |
Основания разработки Подпрограммы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (далее - Государственная программа); Постановление Собрания депутатов НАО от 22 июня 2010 года N 134-сд "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года"; постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 23 июля 2014 года N 267-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа"; постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 21 октября 2015 года N 336-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа" |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа |
Соисполнители Подпрограммы |
Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного образования; Департамент региональной политики Ненецкого автономного округа; Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа |
Цели Подпрограммы |
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ненецком автономном округе |
Задачи Подпрограммы |
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Ненецком автономном округе; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ненецком автономном округе; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Ненецком автономном округе |
Целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы (в соответствии с показателями Государственной программы) |
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Ненецкого автономного округа; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Ненецкого автономного округа; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Ненецкого автономного округа; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста Ненецкого автономного округа; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости Ненецкого автономного округа; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Ненецкого автономного округа; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Ненецкого автономного округа; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ненецкого автономного округа; доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Ненецком автономном округе; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Ненецкого автономного округа; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного) Ненецкого автономного округа; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Ненецкого автономного округа; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов Ненецкого автономного округа |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Подпрограмма 7 на два года, с 2015 по 2016 годы, и реализуется в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы (в разбивке по источникам финансирования) |
Общий объем финансирования составляет 27 463,5 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 9 618,4 тыс. рублей; 2016 год - 17 845,1 тыс. рублей. Источники финансирования: средства федерального бюджета - 5 592,9 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 836,8 тыс. рублей; 2016 год - 4 756,1 тыс. рублей. средства окружного бюджета - 21 870,6 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 8 781,6 тыс. рублей; 2016 год - 13 089,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Ненецкого автономного округа; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Ненецкого автономного округа; увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста Ненецкого автономного округа; увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа; увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости Ненецкого автономного округа; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Ненецкого автономного округа; увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Ненецкого автономного округа; увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа; увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ненецкого автономного округа; увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Ненецкого автономного округа; увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного) Ненецкого автономного округа; увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа; увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Ненецкого автономного округа |
Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Подпрограмма 7 разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" (далее - Конвенция), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы"; постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 года N 267-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа"; закона Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 N 71-оз "О полномочиях органов государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере социального обслуживания граждан", постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа".
Полномочия по формированию доступной среды исполняются федеральными, региональными и местными органами власти. Необходимость первоочередного обеспечения доступности объектов и услуг в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции, к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия.
С учетом требований Конвенции доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.
Результаты социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации, показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
В Ненецком автономном округе, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается высоким.
В 2015 году в Ненецком автономном округе численность инвалидов составляла 3 113 человек (или 7,4 процента постоянного населения) (в 2013 году - 2 914 человек, в 2014 году - 3 161 человек), в том числе численность детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет в 2015 году составляла 175 человек (в 2013 году - 42 человека, в 2014 году - 192 человека).
По данным Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкого автономного округа" в таблице ранговых мест при первичной и повторной инвалидности взрослого населения, первое место занимают болезни системы кровообращения, на втором месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на третьем злокачественные новообразования.
В таблице ранговых мест при первичном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - психические расстройства и расстройства поведения, 3 место - болезни эндокринной системы. При повторном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - болезни нервной системы, 3 место - психические расстройства и расстройства поведения.
Медико-социальными экспертными комиссиями разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов (100%), включающие мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, физической, социальной, трудовой реабилитации.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация и абилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
В Ненецком автономном округе проводится работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.
В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов, был принят закон Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 N 14-оз "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ненецкого автономного округа", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ненецком автономном округе при приеме на работу инвалидов.
Постановлением главы Администрации Ненецкого автономного округа от 28.04.2009 N 39-рг "О создании Координационного совета по делам ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста" создан Координационный совет, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий губернатора в сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем ветеранов и инвалидов в Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, в Ненецком автономном округе имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Ряд объектов социальной инфраструктуры является труднодоступным для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости населения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
По экспертным оценкам, граждане, имеющие нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания.
Вновь строящиеся объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры проектируются с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ненецкого автономного округа об обеспечении беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако развитие инфраструктуры идет медленно и не решает проблему беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Применение универсального дизайна позволит достигнуть принципа равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа.
В "дорожной карте" предусмотрены мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов органами государственной власти Ненецкого автономного округа и организациями, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, в пределах установленных полномочий.
Таким образом, основным требованием к государственной политике региона является обеспечение на территории Ненецкого автономного округа реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, доступности реабилитационных услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Важнейшими социальными проблемами, стоящими перед государством в настоящее время, являются реабилитация, абилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Реабилитация инвалида - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Обеспечение техническими средствами реабилитации является частью реализации реабилитационных мероприятий.
Проблемы реабилитации инвалидов и их интеграции в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Необходимо эффективное межведомственное взаимодействие и координация работ различных исполнительных органов государственной власти и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также привлечение нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Реализация мероприятий Подпрограммы 7 осуществляется при согласовании с общественными объединениями инвалидов в части целесообразности и эффективности мероприятий, контроля за их реализацией и предложений по совершенствованию мероприятий в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Выполнение мероприятий Подпрограммы 7 обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы 7
Целью Подпрограммы 7 является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ненецком автономном округе.
Для достижения поставленной цели Подпрограммы 7 требуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач:
формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Ненецком автономном округе;
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ненецком автономном округе;
формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Ненецком автономном округе;
Для оценки эффективности реализации Подпрограммы 7 в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Ненецкого автономного округа;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Ненецкого автономного округа;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты Ненецкого автономного округа;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста Ненецкого автономного округа;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа;
доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости Ненецкого автономного округа;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения Ненецкого автономного округа;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Ненецкого автономного округа;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста Ненецкого автономного округа;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ненецкого автономного округа;
доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в Ненецком автономном округе;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры Ненецкого автономного округа;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного) Ненецкого автономного округа;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения Ненецкого автономного округа;
доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов Ненецкого автономного округа.
Система целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы 7, применяемая для оценки результатов достижения цели и задач Подпрограммы 7, предусмотрена в таблице 2 Приложения 1 к государственной программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Подпрограммы 7 состоит в следующем:
значения показателей, представленных в таблице 2 Приложения 1 к государственной программе, определяемые в долях от общего количества, рассчитываются по следующей формуле:
К
Показатель = ----- x 100%, где
Кn
Кn - общее количество;
К - значение показателя, достигаемое в ходе реализации Подпрограммы 7.
Сроки и этапы реализации Подпрограммы 7
Подпрограмма 7 рассчитана на 2 года, с 2015 по 2016 годы, и реализуется в один этап.
Перечень программных мероприятий
Для решения задач Подпрограммы 7 планируется реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН.
Основополагающим направлением Подпрограммы 7 является создание нормативного, правового сопровождения формирования условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Ненецком автономном округе социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; формирование системы мониторинга и контроля за обеспечением доступности для инвалидов социальной и транспортной инфраструктуры; совершенствование системы реабилитации инвалид
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.