Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2010-2015 годы"
(утв. постановлением Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 17 сентября 2010 г. N 1443)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2010-2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", долгосрочная целевая программа "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы", утвержденная постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02.08.2010 N 142-п, распоряжение Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 31.03.2010 N 319-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2010-2015 годы" |
Заказчик Программы |
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Разработчик Программы |
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
Исполнители Программы |
- Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; - Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; - Управление финансов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; - организации с участием муниципального образования; - лица, ответственные за содержание многоквартирного дома |
Цель Программы |
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере |
Задачи Программы |
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - обеспечить учет потребления энергоресурсов в жилищном фонде, организациях с участием муниципального образования; - снизить потребление энергоресурсов в жилищном фонде, организациях с участием муниципального образования, транспортном комплексе; - выявить возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Целевые показатели Программы |
Перечень целевых показателей указан в таблице N 1 Программы |
Сроки реализации Программы |
2010-2015 годы |
Основные мероприятия Программы |
Перечень программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности включает в себя мероприятия по: - энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; - энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; - энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом; - прочие мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Полный перечень мероприятий приведен в приложении к Программе. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составит 90 771,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 г. - 4 100,0 тыс. рублей, 2011 г. - 25 617,8 тыс. рублей, 2012 г. - 39 438,6 тыс. рублей, 2013 г. - 6 618,5 тыс. рублей, 2014 г. - 7 189,6 тыс. рублей, 2015 г. - 7 807,2 тыс. рублей, в том числе средства окружного бюджета 88 048,4 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2010 г. - 3 977,0 тыс. руб.; 2011 г. - 24 849,3 тыс. руб.; 2012 г. - 38 255,4 тыс. руб.; 2013 г. - 6 419,8 тыс. руб.; 2014 г. - 6 973,9 тыс. руб.; 2015 г. - 7 573,0 тыс. руб., - средства городского бюджета 2 723,2 тыс. руб., в т.ч. по годам: 2010 г. - 123,0 тыс. руб.; 2011 г. - 768,5 тыс. руб.; 2012 г. - 1 183,2 тыс. руб.; 2013 г. - 198,6 тыс. руб.; 2014 г. - 215,7 тыс. руб.; 2015 г. - 234,2 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы |
Реализация Программы позволит: - выполнить разработку программы комплексного развития муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; - выявить возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, бюджетных учреждениях; - снизить расходы бюджета на оплату коммунальных услуг в отдельных бюджетных учреждениях; - обеспечить наличие во всех учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" энергетических паспортов, актов энергетических обследований, обеспечить переход на приборный учет потребления энергетических ресурсов; - осуществить перевод транспортных средств муниципального предприятия "Нарьян-Марское АТП" на высокоэкономичное моторное топливо и увеличить срок службы двигателей транспортных средств |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Город Нарьян-Мар - административный центр Ненецкого автономного округа. Расположен за Полярным кругом в устье р. Печоры и характеризуется суровым климатом с коротким прохладным летом, продолжительной морозной зимой, сильными холодными ветрами, большим снегопереносом. Зима длится семь месяцев и характеризуется устойчивой морозной погодой с частыми снегопадами и сильными метелями. Около двух месяцев наблюдается полярная ночь. Самый холодный месяц - февраль со среднемесячной температурой -16,8С. Ежегодно температура воздуха в январе опускается до -37С. Абсолютный минимум температуры -51С.
Территория города занимает площадь 4900 га. Численность населения на 01.01.2010 составляет 19,4 тыс. человек. Продолжительность отопительного периода составляет 285 дней.
Потребление топливно-энергетических ресурсов в условиях Крайнего Севера занимает одну из крупнейших расходных статей в жизнеобеспечении объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовой и культурной сфер. Рост тарифов на энергоносители в условиях низкой эффективности использования энергоресурсов способен привести и приводит к образованию диспропорций экономических показателей функционирования потребителей, задолженности перед энергоснабжающими организациями, погашение которой становится непосильным делом. Рациональное потребление энергоресурсов, их эффективное использование является основой повышения жизненного уровня населения.
Настоящая Программа направлена на решение проблем энергосбережения и повышение энергетической эффективности по следующим направлениям:
1. Жилищный фонд;
2. Организации с участием муниципального образования;
3. Транспортный комплекс;
4. Прочие мероприятия.
1. Жилищный фонд.
Потенциал энергосбережения в этом секторе по некоторым оценкам составляет до четверти всего потенциала. Здесь можно не только повысить энергоэффективность, но и улучшить благосостояние людей, снизить расходы на услуги ЖКХ на 25-30%, повысить комфортность жилья.
В настоящее время оснащенность жилищного фонда города Нарьян-Мара приборами учета и контроля по расходам тепла и горячей воды крайне низкая. В подавляющем большинстве в многоквартирных домах учет потребления тепловой энергии ведется расчетным способом. Потребитель оплачивает потери тепла в открытых подъездах, не утепленных чердаках, через старые окна и не отремонтированные стены. Учитывая постоянный рост тарифов на энергоресурсы, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг занимают все большую долю в бюджете среднестатистической семьи.
Энергосбережение в каждом конкретном доме должно стать потенциалом развития профессионального управления жилищным фондом, при котором сокращение потребления ресурсов при обеспечении качества содержания приведет к росту доходов жилищной организации.
В рамках Программы планируется проведение конкурсов для отбора многоквартирных домов, которые будут участвовать в пилотном проекте "Энергоэффективный многоквартирный дом". Ежегодно по конкурсу будут отбираться пять домов, в которых будут проводиться мероприятия по установке общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов, по замене ламп накаливания на энергосберегающие и установке датчиков движения в местах общего пользования, а также по проведению энергетического обследования.
2. Организации с участием муниципального образования.
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат городского бюджета, возникает необходимость в энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий, находящихся в муниципальной собственности, пользователями которых являются муниципальные учреждения (далее - муниципальные здания).
Муниципальные здания находятся в оперативном управлении муниципальных учреждений. На январь 2010 года перечень муниципальных зданий включал 40 объектов, кроме того, бюджетные учреждения арендуют 2 здания. Отапливаемая площадь составляет 50,6 тыс.м2. Годовое потребление тепловой энергии 13,13 тыс. Гкал.
Годовое потребление тепловой энергии на коммунальные нужды муниципальных учреждений приведено в таблице.
N п/п |
Сектор |
Кол-во объектов |
Отапливаемая площадь, |
Годовое потребление тепловой энергии, |
1 |
Образование, в т.ч. арендуемые здания |
38 2 |
48 517 1 996 |
12,5 0,6 |
2 |
Административные здания |
2 |
1 767 |
0,6 |
3 |
Культура |
2 |
302 |
0,03 |
|
Всего |
42 |
50 586 |
13,13 |
В МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" существует значительный потенциал энергосбережения в зданиях школ, детских садов, административных и производственных зданиях. При этом предполагаемый потенциал энергосбережения составляет порядка 15 процентов. В настоящее время капитальный ремонт и реконструкция муниципальных зданий осуществляется без учета влияния данных работ по энергопотреблению. По-прежнему, основу необходимости проведения этих работ определяют предписания надзорных органов. Сложившаяся система контроля за потреблением услуг в муниципальных учреждениях не стимулирует их работников к обеспечению режима энергосбережения. Зачастую при выборе оборудования и приборов систем тепло-, электро- и водоснабжения превалирует только их стоимость. Персонал зданий в большинстве случаев не имеет должной квалификации, что становится причиной сбоев в их работе, преждевременного выхода оборудования из строя. Процесс по повышению энергоэффективности в муниципальных зданиях должен иметь постоянный характер и не ограничиваться отдельными, разрозненными мероприятиями.
Уличное освещение города Нарьян-Мара обеспечивается 986 люминесцентными светильниками типа ДНаТ и ДРЛ. Здесь также имеется потенциал энергосбережения. Используемые в светильниках ЖКУ и РКУ лампы имеют низкий КПД, а ртутные лампы типа ДРЛ могут являться источником загрязнения окружающей среды, что требует дополнительных затрат на их утилизацию.
Объем потребленной энергии на уличное освещение за 2009 год составил 783 тыс. кВт/час, стоимость потребленных ресурсов - 2 553,5 тыс. рублей.
В настоящее время в производстве систем уличного освещения появились новые экономичные технологии, позволяющие значительно снизить потребляемую электроэнергию. Планируемая реконструкция уличного освещения с последовательной заменой ртутных ламп на светильники нового поколения позволит в конечном итоге существенно снизить нагрузку на генерирующие мощности ГУП НАО "Нарьян-Марская электростанция", сэкономить бюджетные средства, а также улучшить качество освещения и внешний вид улиц города. При переходе на светодиодные светильники энергопотребление снижается на 70% по сравнению со светильниками, где применяются газоразрядные лампы ДРЛ и ДНаТ.
По предварительным расчетам эксплуатирующей организации замена всех ламп позволит ежегодно экономить до 500 тыс. кВт/час.
Кроме этого, светодиодные светильники имеют целый ряд несомненных преимуществ, начиная от срока службы (до 25 лет при 10 часовой работе в день) до полной экологической безопасности. Таким образом, модернизация уличного освещения имеет под собой и целый ряд важных социальных аспектов.
В рамках Программы планируется провести энергетическое обследование всех муниципальных бюджетных учреждений, оснащение четырех общеобразовательных учреждения приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществить замену порядка 490 ламп в фонарях уличного освещения на центральных улицах города на светодиодные и установить реле освещения.
3. Транспортный комплекс.
Предлагается произвести замещение природным газом бензина и дизельного топлива, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, в МУП "Нарьян-Марское АПТ". Преимуществом перевода автотранспорта на природный газ является экологичность, безопасность, дешевизна, отсутствие дефицита. Это позволит ежегодно экономить 335 т бензина и 370 т дизельного топлива, что в суммовом выражении составит 18-20 млн. рублей. Кроме того, переход на газомоторное топливо позволяет повысить ресурс двигателя на 50% и увеличить интервалы ТО автомобилей.
4. Прочие мероприятия.
В рамках Программы будет разработана программа комплексного развития МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", организовано обучение специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целом по округу планируется проводить в рамках региональной программы "Развитие энергетического комплекса Ненецкого автономного округа, обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности региональной экономики на 2010-2015 годы". Кроме того, будет проводиться работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, а также организацию управления этими бесхозяйными объектами недвижимого имущества.
Проблемы, связанные с сокращением объема потребления энергоресурсов при условии сохранения или повышения уровня качества жизнедеятельности проживающих в городе людей, могут иметь только комплексное решение, основанное на результатах детальной проработки составляющих частей этих проблем.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы является повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере и транспортном комплексе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить учет потребления энергоресурсов в жилищном фонде, организациях с участием муниципального образования;
- снизить потребление энергоресурсов в жилищном фонде, организациях с участием муниципального образования, транспортном комплексе;
- выявить возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Программа реализуется в один этап с 2010 по 2015 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень основных программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Программы включает в себя мероприятия по:
- энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
- энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
- энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами на высокоэкономичное моторное топливо - природный газ;
- прочие мероприятия.
Перечень программных мероприятий с указанием сроков и объемов их финансирования представлен в приложении к Программе.
4. Механизм реализации Программы
В реализации Программы принимают участие Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Управление образования, молодежной политики и спорта МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Управление финансов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные предприятия, энергоснабжающие организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья, подрядные организации.
В рамках реализации Программы предоставляются субсидии управляющим организациям, товариществам собственников жилья на проведение программных мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах.
Финансирование мероприятий по объектам, находящимся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, осуществляемое в форме бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципального унитарного предприятия, при условии увеличения уставного фонда предприятия, может производиться главным распорядителем путем перечисления бюджетных средств на расчетный счет муниципального унитарного предприятия, открытый им в кредитной организации в порядке, установленном Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий:
- разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
- организует мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- готовит годовые и итоговые отчеты о ходе реализации Программы;
- уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия;
- вносит необходимые изменения в Программу.
Для реализации мероприятий Программы органами местного самоуправления принимаются соответствующие правовые акты.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета и бюджета муниципального образования МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Общий объем финансирования Программы составляет 90 771,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2010 г. - 4 100,0 тыс. рублей;
2011 г. - 25 617,8 тыс. рублей;
2012 г. - 39 438,6 тыс. рублей;
2013 г. - 6 618,4 тыс. рублей;
2014 г. - 7 189,6 тыс. рублей;
2015 г. - 7 807,2 тыс. рублей.
Из них средства окружного бюджета - 88 048,4 тыс. рублей, в том числе:
2010 г. - 3 977,0 тыс. рублей;
2011 г. - 24 849,3 тыс. рублей;
2012 г. - 38 255,4 тыс. рублей;
2013 г. - 6 419,8 тыс. рублей;
2014 г. - 6 973,9 тыс. рублей;
2015 г. - 7 573,0 тыс. рублей,
средства муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - 2 723,2 тыс. рублей, в том числе:
2010 г. - 123,0 тыс. рублей;
2011 г. - 768,5 тыс. рублей;
2012 г. - 1 183,2 тыс. рублей;
2013 г. - 198,6 тыс. рублей;
2014 г. - 215,7 тыс. рублей;
2015 г. - 234,2 тыс. рублей,
Объемы финансирования на реализацию Программы утверждаются, соответственно, законом Ненецкого автономного округа об окружном бюджете и решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о городском бюджете на очередной финансовый год и подлежат ежегодному уточнению.
Софинансирование Программы из окружного бюджета осуществляется в форме субсидий муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в порядке, утвержденном Администрацией Ненецкого автономного округа. Доля средств бюджета МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" составляет 3% от общего объема затрат на реализацию программных мероприятий, которые планируется осуществлять с участием средств окружного бюджета.
6. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- выполнить разработку программы комплексного развития муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар";
- выявить возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, бюджетных учреждениях;
- снизить расходы бюджета на оплату коммунальных услуг в отдельных зданиях бюджетных учреждений;
- обеспечить наличие во всех учреждениях бюджетной сферы муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" энергетических паспортов, актов энергетических обследований;
- обеспечить переход на приборный учет потребления энергетических ресурсов;
- обеспечить перевод транспортных средств муниципального предприятия "Нарьян-Марское АТП" на высокоэкономичное моторное топливо и увеличить срок службы двигателей транспортных средств.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы целевых показателей, рассчитанных нарастающим итогом (Таблица N 1). Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Планируемые значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Программы подлежат ежегодной корректировке, с учетом фактически достигнутых результатов и изменения социально-экономической ситуации.
Целевые показатели Программы рассчитаны в отношении объектов, на которые будут направлены мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Таблица N 1
N |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Значения целевых показателей |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда | |||||||
1 |
Экономия теплоэнергии в жилищном фонде |
Гкал |
100,8 |
201,6 |
302,4 |
403,2 |
504,0 |
тыс.руб. |
859,8 |
1 794,7 |
2 811,0 |
3 915,0 |
5 113,8 |
||
2 |
Экономия воды в жилищном фонде |
м.куб |
2 214,0 |
4 428,0 |
6 642,0 |
8 856,0 |
11 070,0 |
тыс.руб. |
844,0 |
1 761,7 |
2 759,2 |
3 842,8 |
5 019,6 |
||
3 |
Экономия электороэнергии в жилищном фонде |
кВтч |
11 256,0 |
22 512,0 |
33 768,0 |
45 024,0 |
56 280,0 |
тыс.руб. |
168,9 |
352,6 |
552,3 |
769,2 |
1 004,7 |
||
Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций | |||||||
4 |
Экономия электроэнергии по уличному освещению |
кВтч |
61 987,5 |
123 975,0 |
185 962,5 |
247 950,0 |
309 937,5 |
тыс.руб. |
185,3 |
442,8 |
722,6 |
1 026,6 |
1 356,7 |
||
5 |
Экономия теплоэнергии в бюджетных учреждениях |
Гкал |
81,5 |
163 |
244,5 |
326,0 |
407,5 |
тыс.руб. |
695,0 |
1 390,0 |
2 085,0 |
2 780,0 |
3 475,0 |
||
6 |
Снижение затрат муниципального предприятия "Нарьян-Марское АТП" на приобретение моторного топлива к уровню 2010 года |
тыс.руб |
0 |
0 |
24 301,5 |
26 399,1 |
28 666,7 |
7 |
Снижение расходов бюджета МО на оплату энергоресурсов |
тыс.руб. |
880,3 |
1 893,5 |
2 994,8 |
4 191,2 |
5 490,4 |
7. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Исполнители программных мероприятий представляют информацию о ходе реализации Программы в порядке, определяемом Заказчиком.
Управление экономического и инвестиционного развития обобщает представленную информацию, формирует сводный отчет и проводит оценку эффективности реализации Программы за отчетный год.
Отчет по итогам реализации Программы утверждается заместителем главы Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" по экономике и финансам и рассматривается на заседании комиссии по разработке, утверждению и контролю за выполнением долгосрочных программ.
Управление экономического и инвестиционного развития доводит до главы города сводную информацию о ходе выполнения Программы.
Исполнители отдельных мероприятий Программы несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.