Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Представление избирательных документов для регистрации кандидата, списка кандидатов. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);
2) утратил силу;
См. текст пункта 2 части 1 статьи 24
3) первый финансовый отчёт кандидата;
4) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2-4 статьи 19 либо частью 13 статьи 20 настоящего закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов).
1.1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию муниципального образования документы, указанные в части 1 настоящей статьи;
2. Для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в избирательную комиссию муниципального образования:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения списка кандидатов проводился сбор подписей избирателей);
2) утратил силу;
См. текст пункта 2 части 2 статьи 24
3) первый финансовый отчет избирательного объединения;
4) информацию об изменениях в сведениях о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с частями 6 и 8 статьи 20 настоящего закона (если такие изменения имеются).
3. При приёме документов для регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия выдаёт кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения документ, который подтверждает приём представленных документов и в котором указываются дата и время приёма. В случае представления подписных листов в этом документе указывается также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом соответствующая избирательная комиссия предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству подписных листов, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приёме представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов, если документы доставлены до истечения времени, указанного в частях 1-2 настоящей статьи.
4. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 2-4 статьи 19, частями 8 и 13 статьи 20 настоящего закона (за исключением сведений о судимостях).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутых им кандидатах, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
5. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для проведения указанной проверки соответствующая избирательная комиссия может образовывать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлечённых специалистов. К таким проверкам могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппарата избирательной комиссии муниципального образования, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учёт населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать ГАС "Выборы".
6. Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении выборки и проверки подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по одномандатному (многомандатному) избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо, а в избирательной комиссии муниципального образования - уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов и представившего необходимое для его регистрации количество подписей избирателей, а также кандидат, представивший необходимое для регистрации по единому избирательному округу количество подписей избирателей, или его доверенное лицо. О времени проведения выборки и проверки подписных листов должны извещаться все кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в соответствующую избирательную комиссию указанное количество подписей.
7. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
8. Проверке и учёту не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключённые (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписных листах или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
10. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признаётся недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
11. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговорённые лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесённые в подписной лист до дня, следующего за днём соответственно уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения избирательной комиссией муниципального образования списка кандидатов;
9) подписи, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 22 настоящего закона;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 22 настоящего закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к настоящему закону.
12. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7 и 11 части 11 настоящей статьи.
13. Специально оговорённые при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлено, что она недействительна в соответствии с подпунктами 7 и 11 части 11 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нём сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Копия протокола передаётся кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за два дня до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего числа подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные руководителем рабочей группы, образованной для проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.