Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
и прогноз развития сферы в результате реализации государственной программы
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, долгосрочной целевой программы "Формирование и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе на 2011-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02 сентября 2010 года N 162-п, экономически значимой региональной программы развития традиционной для Ненецкого автономного округа подотрасли сельского хозяйства "Развитие северного оленеводства в Ненецком автономном округе на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2012 года N 351-п, обеспечен рост продукции сельского хозяйства, поголовья оленей и крупного рогатого скота, начат процесс модернизации сельскохозяйственного производства.
За период реализации окружной программы "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14 марта 2013 года N 87-п, и долгосрочной целевой программы "Поддержка сельского потребительского рынка на территории Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 27 августа 2010 года N 159-п, намечено повышение качества жизни населения, проживающего в городской и сельской местности, расширение перечня оказываемых услуг, начат процесс обеспечения предприятий торговли сельской местности торговыми площадями и техническими средствами.
Достижение цели по созданию условий по устойчивому развитию сельских территорий и решение задачи по повышению качества жизни сельского населения соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р. Решение данных задач требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в Ненецком автономном округе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
- повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
- повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
- улучшения демографической ситуации;
- развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества и прочего.
Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
За период реализации долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.10.2008 N 166-п, намечено повышение качества жизни населения, проживающего в сельской местности, начат процесс модернизации объектов инфраструктуры.
Государственная программа призвана объединить в единую концепцию развитие всех указанных направлений, определить цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и потребительского рынка, развития сельских территорий, предусмотреть финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий подпрограмм и контроль исполнения программных показателей, и их результативности.
Приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, в частности устойчивое развитие сельского хозяйства, сельских территорий и торговли Ненецкого автономного округа.
С целью раскрытия общей характеристики сферы реализации государственной программы и прогноза развития сферы в результате реализации государственной программы, предлагается рассмотреть основные показатели по трем направлениям:
1) сельское хозяйство;
2) торговля и потребительский рынок.
3) развитие сельских территорий.
Сельскохозяйственная отрасль Ненецкого автономного округа имеет ярко выраженную социальную направленность. Сельскохозяйственные предприятия Ненецкого автономного округа являются основными работодателями, обеспечивающими занятость более двух тысяч сельских жителей. В связи с территориально-географической удалённостью, слаборазвитой транспортной сетью необходимо повысить роль местных сельхозтоваропроизводителей в поставках животноводческой продукции на продовольственные рынки Ненецкого автономного округа.
В первое десятилетие двухтысячных годов наблюдался спад сельскохозяйственного производства и ухудшение финансового состояния отрасли в Ненецком автономном округе. Основными причинами этого являлись низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, высокая энергоёмкость выпускаемой продукции, неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и долгосрочной целевой программы "Формирование и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе на 2011-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02.09.2010 N 162-п, с 2011 года Ненецким автономным округом и МО "МР "Заполярный район" начат процесс поддержки отрасли, модернизации средств производства, обновления технологического и транспортного оборудования, строительство важных сельскохозяйственных комплексов. Благодаря данной поддержке сельскохозяйственная отрасль может иметь уверенность в завтрашнем дне, в связи с чем данный вид поддержки не только необходим предприятиям и населению, но и отстаивает позицию Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации с социально-экономическими приоритетами.
В период реализации государственной программы ставится задача оказания финансовой поддержки муниципальному образованию "Муниципальный район "Заполярный район" для выполнения им полномочий по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства и расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, модернизировать ОАО "Мясопродукты", построить современное рыбоперерабатывающее предприятие и создать условия для сельхозтоваропроизводителей Ненецкого автономного округа для реализации сельскохозяйственной продукции.
Ненецкий автономный округ не относится к регионам, где доминирует сельское хозяйство в силу природно-климатических условий, плохо развитой инфраструктуры, недостатка земель сельскохозяйственного назначения и низкого уровня их плодородия. Вместе с тем доказано, что на Крайнем Севере сельскохозяйственное производство в виде ведения и развития традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство, рыболовство, пушной промысел и т.д.) не только возможно, но может быть и эффективным.
Торговля является одной из важнейших составляющих экономики, оказывающих значительное влияние на качество жизни населения.
За последние годы в сфере торговли на территории Ненецкого автономного округа происходят позитивные количественные и качественные изменения.
Розничная торговая сеть на территории Ненецкого автономного округа на 1 января 2013 года насчитывает 238 предприятий торговли, состоящих из 402 торговых объектов, в том числе 102 торговых объекта расположены в сельских поселениях. Средняя численность работников организаций торговли составляет 972 человека.
Потребительская кооперация представлена одним городским и десятью сельскими потребительскими обществами, объединенными в Ненецкий окружной союз потребительских обществ.
Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения в труднодоступных и малонаселенных пунктах Ненецкого автономного округа. Состояние и тенденции развития потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствуют о наличии в торговой отрасли ряда проблем. Одной из основных проблем является отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в населенные пункты Ненецкого автономного округа. Формирование цены на товары напрямую зависит от транспортных тарифов.
Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе на товары первой необходимости, как в разрезе населенных пунктов, так и в разрезе торговых точек одного поселения.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке Ненецкого автономного округа.
Необходимо развитие такого направления как ярмарочная торговля, которое может быть приурочено к отраслевым праздникам или иным другим событиям и мероприятиям с участием местных товаропроизводителей, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников.
Развитие потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствует о наличии возможности для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Реализация государственной программы будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.
Существующие проблемы в торговле носят комплексный, долгосрочный характер и требуют согласованных действий органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов Ненецкого автономного округа, осуществляющих производство и поставку товаров.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в государственной программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.