Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2014 год
Введение.
Ежегодный доклад подготовлен в соответствии со статьей 30 закона Ненецкого автономного округа от 02.10.2006 года N 760-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе".
В связи с избранием Татьяны Николаевны Бадьян депутатом Собрания депутатов Ненецкого автономного округа полномочия Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе были досрочно прекращены 29 сентября 2014 года.
5 марта 2015 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа на должность Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе назначен Белугин Александр Егорович.
Настоящий доклад включает информацию о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2014 году, а также сведения, отражающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина на территории региона.
Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека, но призван объективно и открыто дать характеристику ситуации о состоянии и реализации прав человека, показать систему работы Уполномоченного по правам человека при выполнении возложенных на него законом задач, а также выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления, направленные на совершенствование механизмов защиты прав человека.
Основными политическими событиями 2014 года стали выборы губернатора и депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а вместе с ними и разработка новой структуры органов исполнительной власти региона; принятие закона о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
Еще одним знаковым событием 2014 года стало заключение договора между Ненецким автономным округом и Архангельской областью, в соответствии с которым на исполнение органам власти Ненецкого автономного округа переданы все полномочия, затрагивающие жизнеобеспечение населения, определяющие социальную защиту жителей Ненецкого автономного округа. Трудно было кому объяснить, что все основные вопросы, касающиеся защиты конституционных прав граждан, могли решаться Уполномоченным при содействии не только органов исполнительной и законодательной власти округа, но и органов власти другого региона. Это вопросы образования и здравоохранения, защиты прав инвалидов и детей-сирот, экологии и ресоциализации граждан и др. В этой связи хочется подчеркнуть важность сотрудничества между всеми уровнями власти, в том числе поддержку и взаимодействие региональных уполномоченных в вопросах защиты прав и свобод граждан.
В последние годы в России создана многоуровневая горизонтальная система институтов, призванных обеспечить обратную связь между властью и обществом. Ненецкий автономный округ не является исключением этого процесса. Создана Общественная палата НАО, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти, в муниципалитетах. Уполномоченный по правам человека в НАО тесно сотрудничает с Уполномоченным по правам ребёнка в НАО и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в НАО. Участие организованного гражданского общества в жизни региона предполагает, прежде всего, обсуждение, взаимную ответственность за принятые решения и дальнейший общественный контроль за их реализацией. Сложный процесс расширения гражданской активности населения трудно идет даже в таком немногочисленном по населению субъекте как Ненецкий автономный округ. Но выбора нет, поэтому Уполномоченный уверен, что усиление гражданской активности будет социальной нормой.
Заключение.
Проведенный мониторинг и анализ соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Ненецкого автономного округа, статистики обращений, позволяют сделать вывод, что в целом состояние соблюдения прав и свобод человека в 2014 году можно оценить как удовлетворительное. В то же время поступающие к Уполномоченному обращения жителей региона свидетельствуют, что в Ненецком автономном округе остается еще немало проблем, требующих своего решения.
Отличительные признаки социально-экономической политики Ненецкого автономного округа, проводимой губернатором и окружными депутатами, - стабильность и последовательность, ее ориентированность на реализацию конституционных прав и свобод жителей региона.
Препятствовать более полной реализации соблюдения прав и свобод граждан, проживающих на территории округа, продолжают: низкий уровень правовой культуры населения; невысокий уровень общественной активности; формализм в деятельности отдельных чиновников органов государственной власти и местного самоуправления; невысокий профессиональный уровень некоторых специалистов местного самоуправления; отсутствие системы правового просвещения и образования граждан; слабость правозащитного движения на территории Ненецкого автономного округа; отсутствие механизмов общественного контроля и общественного участия в принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, социально значимых для населения.
Осуществляя свою деятельность строго в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 02.10.2006 года N 760-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе", Уполномоченный нацелен на конструктивное взаимодействие со всеми без исключения органами власти и рассчитывает на понимание и сотрудничество в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека.
Уполномоченный выражает признательность за взаимодействие в сфере соблюдения и защиты прав человека губернатору Ненецкого автономного округа И.В. Кошину, депутатам и аппарату Собрания депутатов Ненецкого автономного округа во главе с председателем Собрания депутатов А.В. Мяндиным, председателю суда НАО Е.А. Мартынову, прокурору Ненецкого автономного округа Н.В. Егорову, начальнику Управления Министерства внутренних дел РФ по НАО О.В. Ильиных, руководителю Следственного управления Следственного комитета России по Архангельской области и НАО И.В. Логиновских, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по НАО А.В. Попову, начальнику отдела Федеральной миграционной службы по НАО О.М. Кузьминой, органам исполнительной власти региона и органам местного самоуправления.
Уполномоченный благодарит общественных представителей Уполномоченного, правозащитников, всех, кто вносит свой вклад в дело защиты прав человека на территории нашего округа.
В заключение ежегодного доклада Уполномоченный считает необходимым обобщить основные рекомендации:
1. Собранию депутатов Ненецкого автономного округа:
1.1. Рассмотреть вопрос о кодификации окружных законов, посвященных вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов Севера, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе.
2. Департаменту региональной политики Ненецкого автономного округа:
2.1. Рассмотреть вопрос о возможности документального подтверждения национальной принадлежности к коренным малочисленным народам Севера на региональном уровне.
2.2. Продолжить проведение обучающих семинаров среди общественных организаций и семейно-родовых общин представителей коренных малочисленных народов Севера.
2.3. Продолжить проведение работы среди коренных малочисленных народов Севера, направленной на поднятие престижа традиционных видов деятельности, в том числе оленеводства.
2.4. Рассмотреть вопрос об издании сборника законов Ненецкого автономного округа, касающихся деятельности и социальной защиты коренных малочисленных народов Севера, на ненецком языке.
2.5. Проводить мониторинг деятельности сект на территории Ненецкого автономного округа. Усилить профилактические меры, направленные на недопущение распространения экстремизма, этносепаратизма и межнациональной розни.
3. Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа:
3.1. Проанализировать вопрос о возможности снижения трудового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда Ненецкого автономного округа", лицам, проживающим на территории Ненецкого автономного округа и проработавшим на территории Ненецкого автономного округа в качестве оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников - для женщин 25 и более календарных лет, а для мужчин 30 и более календарных лет соответственно.
3.2. С целью привлечения в регион высококвалифицированных специалистов в сфере здравоохранения рассмотреть вопрос о целесообразности строительства специализированного жилья на территории округа.
3.3. Совместно с ОАО "Нарьян-Марский объединённый авиаотряд" проработать вопрос по созданию материально-технической базы для санитарной авиации, а также по приобретению специализированного вертолёта для оказания медицинской помощи в условиях Крайнего Севера.
3.4. Активизировать работу по привлечению врачей и медицинского персонала в учреждения здравоохранения региона, а также усилить контроль за их деятельностью.
Решить вопрос о доступности жителей д. Устье к получению медицинской помощи по месту жительства.
3.5. Рассмотреть возможность создания в регионе единого центра профессионального обучения и досуга инвалидов.
3.6. Рассмотреть вопрос о создании реабилитационного центра для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с возможностью размещения в таком центре и лиц, находящихся в алкогольном опьянении.
3.7. Усилить взаимодействие с исправительными учреждениями, УМВД России по НАО, органами местного самоуправления с целью своевременного выявления лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа:
4.1. С целью поддержки форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов Севера, а также повышения эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, рассмотреть вопрос о возможности внесения дополнений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе", направленных на развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга.
4.2. Проработать вопрос по содействию формирования рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности.
4.3. Для повышения безопасности, надежности и эффективности условий судоходства на р. Печора, совместно с органами исполнительной власти Республики Коми рассмотреть вопрос об обращении в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой предусмотреть средства федерального бюджета на проведение дноуглубительных, руслоочистительных и других соответствующих работ, направленных на углубление р. Печора.
5. Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа:
5.1. Разработать порядок предоставления и первоочередного получения инвалидами и семьями, имеющими в своём составе инвалидов, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства и инициировать внесение соответствующих изменений в закон Ненецкого автономного округа от 03.10.2012 года N 63-оз "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Ненецком автономном округе".
5.2. При проектировании и строительстве многоквартирных домов предусматривать оборудование мест для организованного хранения легкового транспорта из расчета на 1 квартиру - 1 место для машины.
6. Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа:
6.1. Рассмотреть вопрос об организации в общеобразовательных учебных заведениях профессиональной ориентации на традиционные отрасли хозяйствования, ремёсла и промыслы школьников из семей оленеводов-кочевников.
7. Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа:
7.1. Продолжить работу, направленную на правовое просвещение жителей Ненецкого автономного округа в области избирательного права.
7.2. При проведении избирательных кампаний уточнять в информационных листовках сведения о месте и времени проведения голосования, контактные данные избирательного участка, а также - порядок выездного голосования.
7.3. При проведении избирательных кампаний оборудовать с учетом доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья избирательные участки N 38, 41 и 42.
8. Органам местного самоуправления МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МО "Муниципальный район "Заполярный район"
8.1. Продолжить работу, направленную на создание на территориях муниципальных образований полигонов по переработке (утилизации) твёрдых бытовых отходов.
9. Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар":
9.1. Рассмотреть вопрос об установке светофоров по требованию на нерегулируемых пешеходных переходах (например, перекресток улиц Ленина и Октябрьская, улиц 60 лет Октября и Заводская, переулок Рыбацкий и улица Ленина).
10. Органам местного самоуправления Ненецкого автономного округа:
10.1. С целью временного и оперативного расселения граждан рассмотреть вопрос о строительстве либо приобретении помещений для создания муниципальных малосемейных общежитий.
10.2. Рассмотреть вопрос о разработке муниципального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия перевода служебных жилых помещений в неслужебные (с последующим заключением договора социального найма). При этом предусмотреть предоставление права приобретения служебного жилого помещения в собственность путём выкупа или бесплатно по решению муниципального органа, на балансе которого находится данное служебное помещение, при условии проживания нанимателя в служебном жилом помещении более 10 лет.
10.3. С целью контроля за качеством предоставляемых коммунальных услуг продолжить работу по регулированию движения денежных средств от населения через управляющие компании к поставщику коммунальных услуг или минуя управляющие компании.
10.4. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" информировать население и управляющие компании о необходимости установки индивидуальных приборов учёта потреблённых ресурсов в жилых помещениях.
11. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Ненецкого автономного округа:
11.1. Продолжить работу по формированию доступной среды для инвалидов, в части создания условий для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации, объектам и услугам социальной инфраструктуры.
12. ОФМС РФ по НАО:
12.1. В рамках Соглашения о сотрудничестве между ОФМС России по НАО и Уполномоченным по правам человека в НАО активизировать взаимодействие с Уполномоченным.
13. Общественным организациям, работающим с инвалидами:
13.1. Активизировать работу с детьми-инвалидами и молодежью, в том числе с привлечением волонтеров.
14. Средствам массовой информации:
14.1. Уделять постоянное внимание освещению проблем реализации прав людей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанию в обществе позитивного отношения к ним (говорить о проблеме доступной среды; рассказывать о жизни инвалидов, преодолении недуга; рассказывать о положительных примерах содействия людям с ограниченными возможностями здоровья).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2014 год
Текст доклада опубликован в издании "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа" от 10 апреля 2015 г. N 14(382), 14 (383)