Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Цифры и факты. Основные направления деятельности в 2014 году.
Статистика обращений граждан.
В 2014 году к Уполномоченному по правам человека в Ненецком автономном округе поступило 220 обращений, в том числе 165 устных и 48 письменных, из них 8 коллективных, по электронной почте получено 7 обращений.
Количество обращений
граждан к Уполномоченному по правам человека в Ненецком автономном округе за 2014 г.
Тематика
обращений остается из года в год традиционной:
N |
Тематика обращений |
Количество |
1. |
Жилищное право и ЖКХ |
73 |
2. |
Трудовое |
39 |
3. |
Социальное |
21 |
4. |
Уголовно-процессуальное, уголовное, исполнительное |
17 |
5. |
Гражданское |
16 |
6. |
Миграционное (гражданство) |
16 |
7. |
Образование |
7 |
8. |
Медицинское обслуживание |
6 |
9. |
Семейное |
6 |
10. |
Земельное |
5 |
11. |
Иное |
5 |
12. |
Административное |
4 |
13. |
Воинская служба |
3 |
14. |
Экологическое |
2 |
|
Итого: |
220 |
Анализ тематики письменных и устных обращений позволяет сделать вывод о том, что в 2014 году жилищная проблема по-прежнему была одной из основных в Ненецком автономном округе. В адрес Уполномоченного поступило 73 обращения, относящихся к жилищному праву и вопросам жилищно-коммунального обслуживания населения (2011 год - 68, 2012 год - 97, 2013 год - 78).
Динамика
обращений граждан по нарушениям жилищных прав и по вопросам жилищно-коммунального хозяйства
Стоит отметить, что по сравнению с предыдущим годом, уменьшилась почти в два раза доля обращений, связанных с нарушениями трудовых прав: в 2014 году - 39 (2011 год - 27, 2012 год - 47, 2013 год - 62).
Динамика
обращений граждан на нарушения трудовых прав
Жалобы поступили из населенных пунктов Ненецкого автономного округа и других субъектов Российской Федерации:
д. Андег |
1 |
с. Оксино |
2 |
с. Великовисочное |
4 |
с. Тельвиска |
6 |
д. Волоковая |
1 |
п. Харута |
4 |
п. Индига |
1 |
п. Хонгурей |
1 |
п. Искателей |
20 |
Ярославская обл. |
1 |
с. Коткино |
1 |
г. Архангельск и область |
6 |
п. Красное |
4 |
Р. Коми |
1 |
д. Лабожское |
1 |
г. С-Петербург |
1 |
г. Нарьян-Мар |
137 |
ЯНАО |
5 |
п. Нельмин-Нос |
1 |
Р. Дагестан |
1 |
с. Несь |
6 |
Норвегия |
1 |
с. Нижняя Пёша |
2 |
г. Москва |
1 |
с. Ома |
5 |
Иные субъекты |
6 |
География письменных и устных обращений граждан
к Уполномоченному по правам человека в Ненецком автономном округе в 2014 году
Поступившие к Уполномоченному жалобы сначала рассматривались на предмет их приемлемости, а затем - по существу. Таким образом, из общего числа поступивших жалоб Уполномоченный вынужден был отклонить 6 жалоб и 6 жалоб направить по территориальности. При этом заявителям был направлен мотивированный ответ с подробными разъяснениями дальнейших действий для того, чтобы граждане, в соответствии с предоставленными разъяснениями, смогли самостоятельно обратиться в соответствующие органы государственной власти.
С целью компетентного рассмотрения обращений и жалоб граждан, часть обращений была передана на рассмотрение в государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение жалоб по существу. При этом, заявителям были разъяснены средства, которые они вправе использовать для защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Кроме того, в адрес Уполномоченного поступали обращения из Архангельской и Ярославской областей, республик Коми и Дагестан, города Москвы, Ямало-Ненецкого автономного округа.
Многие из обращений удалось решить в тесном сотрудничестве с общественными представителями Уполномоченного в муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа и коллегами - уполномоченными по правам человека других регионов Российской Федерации.
Следует отметить, что личный приём граждан, в том числе и выездной, в 2014 году проводился Уполномоченным ежедневно в течение рабочей недели. Кроме того, встречи с населением проводились в период командировок в муниципальные образования Ненецкого автономного округа.
Все письменные обращения граждан были изучены Уполномоченным и сотрудниками управления обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе, заявителям даны подробные разъяснения. Жителям округа, обратившимся устно, были представлены консультации по поставленным вопросам.
Глава 1. Цифры и факты. Основные направления деятельности в 2014 году.
Соблюдение избирательных прав граждан.
Основными общественно-политическими событиями нашего региона в 2014 году стали выборы губернатора, депутатов Собрания депутатов НАО, Городского Совета и Совета Заполярного района, а также глав и депутатов в ряде муниципальных образований.
Результатом единого дня голосования 14 сентября 2014 года на территории Российской Федерации в 84 субъектах Российской Федерации стало проведение более 6 тысяч избирательных кампаний и кампаний референдума, в том числе 225 местных референдумов и иных голосований - в 12 субъектах Российской Федерации. Эти выборы стали рекордными: по числу регионов, в которых они проводились; по количеству избирательных кампаний; по числу их участников и численности российских избирателей, обладавших активным избирательным правом.
Традиционно яркой чертой любого регионального избирательного цикла стали выборы высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, такие выборы проводились после более чем десятилетнего перерыва.
По предложению Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой в начале сентября 2014 года Уполномоченный по правам человека в НАО принял участие в заседании Центральной избирательной комиссии России, на котором в режиме видеоконференции со всеми избирательными комиссиями субъектов РФ был рассмотрен вопрос о готовности избиркомов к единому дню голосования.
Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа подвела итоги выборов депутатов окружного парламента, установив, что по результатам голосования в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа 27-го созыва избрано 19 депутатов. В новый депутатский корпус вошли представители пяти политических партий: Ненецкое региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Ненецкое окружное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", Ненецкое региональное отделение политической партии ЛДПР, Региональное отделение Всероссийской политической партии "Родина" в Ненецком автономном округе, Всероссийская политическая партия "Гражданская Сила".
Партии, участвовавшие в выборах по единому округу, получили следующие результаты: Ненецкое региональное отделение ВПП "Единая Россия" - 45,62% голосов избирателей; региональное отделение ПП "Справедливая Россия" в Ненецком автономном округе - 3,97%; региональное отделение ВПП "Родина" в Ненецком автономном округе - 5,51%; Ненецкое окружное отделение ПП КПРФ - 19,26%; ВПП "Партия пенсионеров России" - 4,65%; ВПП "Гражданская сила" - 5,12%; ПП "Коммунистическая партия коммунисты России" - 1,20%; Ненецкое региональное отделение ПП ЛДПР - 10,75%. (http://nvinder.ru/news/4684-edinaya-rossiya-poluchaet-13-iz-19-mest-v-so branii-deputatov-nao)
Таким образом, 5 политических партий из 8, принявших участие в выборах, были допущены к распределению депутатских мандатов, в соответствии с которым партия "Единая Россия" получила 6 мандатов, КПРФ - 2, ЛДПР, "Родина" и "Гражданская сила" по 1 мандату. Общее количество мандатов, распределяемых по единому округу - 11. По одномандатным избирательным округам были избраны 8 депутатов, в их числе и Татьяна Бадьян, Уполномоченный по правам человека в НАО, в связи с чем ее полномочия были досрочно прекращены 29 сентября 2014 года.
Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа приняла постановление "Об установлении общих результатов выборов губернатора НАО". Согласно документу, в списки избирателей были включены 33077 человек, приняли участие в выборах 14179. Явка, таким образом, составила 42,87%. Досрочно проголосовали 449 избирателей. Вне помещения для голосования 14 сентября было выдано 349 бюллетеней. За Игоря Кошина ("Единая Россия") проголосовали 10863 избирателя (76,7% от общего числа), за Андрея Смыченкова (ЛДПР) - 1087 (7,67%), за Николая Остродумова ("Справедливая Россия") - 896 (6,33%), за Тимофея Солуянова ("Родина") - 717 (5,06%) (http://nvinder.ru/news/4712-utverzhdeny-okonchatelnye-itogi-vyborov-gube rnatora-nao-igor-koshin-pobedil-s-rezultatom).
Уполномоченный подчёркивает, что явка граждан на избирательные участки 2014 года в сравнении с 2013 годом незначительно повысилась (итоговая составила 30,46% избирателей) (http://fedpress.ru/news/elections/elections_parties/1378808940-munitsipa lnye-vybory-v-nao-prokhodili-aktivnee-chem-oblastnye). При этом, стоит отметить, что в прошедших в марте 2012 года выборах Президента Российской Федерации и глав некоторых муниципальных образований явка составила 62,51%. Данная статистика позволяет Уполномоченному сделать вывод, что в округе преобладает низкая избирательная активность. По мнению Уполномоченного, одной из возможных причин низкой явки является отсутствие в бюллетенях графы "против всех".
До 2006 года голосовать против всех можно было на любых выборах, но впоследствии графа была исключена из бюллетеней. Принятие такого решения было мотивировано тем, что в большинстве зарубежных стран отсутствуют аналоги голосования "против всех". Исключение графы должно было стимулировать участников.
Уполномоченный отмечает, что в 2014 году россиянам вернули право голосовать против всех, но только на выборах муниципального уровня. Законопроект был внесен в Государственную Думу в октябре 2013 года группой сенаторов во главе со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Первоначально графа "против всех" должна была появиться в бюллетенях на всех уровнях выборов, от региональных до федеральных, за исключением выборов главы государства, и предполагалось, что нововведение должно повысить явку на выборы всех уровней.
По мнению Уполномоченного, графа "против всех" является формой протестного голосования наряду с неявкой избирателей на выборы, порчей избирательных бюллетеней и их выносом с избирательных участков, однако она имеет более демократическую и цивилизованную основу и способствует более конкретному определению волеизъявления граждан. Во время выборов в конкуренцию за политическую власть вступают кандидаты на выборные должности или политические партии, зарегистрированные в установленном порядке. Именно они являются субъектами, конкурирующими за распределение властных ресурсов. Главной задачей кандидата, участвующего в выборах, является убедить избирателей в том, что именно он достоин представлять их интересы, осуществляя доверенную ему народом власть.
Однако после обсуждения законопроекта и его доработки в конечном итоге графу "против всех" вернули только на муниципальный уровень, посчитав введение такой графы на региональных и федеральных парламентских выборах нецелесообразным. По закону, выборы будут признаны несостоявшимися, если проголосовавших в графе "против всех" кандидатов окажется больше, чем тех, кто проголосовал за кандидата, набравшего наибольшее число голосов. Закон вступил в силу 1 января 2015 года.
Уполномоченный обращает внимание, что в 2014 году по представлению прокуратуры Ненецкого автономного округа за нарушение антикоррупционного законодательства главы Великовисочного сельсовета Екатерина Панькова и Хоседа-Хардского сельсовета Елена Цявко, уверенно победившие на выборах 2012 года, по решению Советов депутатов муниципальных образований удалены в отставку. В связи с чем в Хоседа-Хардском муниципальном образовании в 2014 году прошли досрочные выборы главы.
В единый день голосования сотрудники управления обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка в НАО посетили изолятор временного содержания УМВД России по НАО и Пустозерский дом-интернат для престарелых и инвалидов, где присутствовали при проведении голосования выездной избирательной комиссией. В изоляторе проголосовали 7 граждан, арестованных за административные правонарушения. Голосование было проведено участковой избирательной комиссией (далее - УИК) в составе трёх человек. В Доме-интернате своё избирательное право реализовали 13 граждан. Нарушений при проведении голосования выявлено не было.
Кроме того, были проверены избирательные участки на предмет их доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проверки было выявлено несколько участков, недоступных для маломобильных групп избирателей. Так, участковая избирательная комиссия избирательного участка N 41 находилась на втором этаже в здании МУП "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие". Входы на избирательные участки N 42 - спортивный зал МБОУ СОШ N 2 г. Нарьян-Мара и N 38 - Дом культуры пос. Искателей - не оборудованы пандусами, что делает невозможным процесс голосования для инвалидов-колясочников.
При этом, в соответствии с выпиской из протокола заседания ЦИК России от 14.09.2011 года N 32-1-6 "О Рабочем блокноте участковой избирательной комиссии" помещения, предоставляемые для проведения голосования, должны отвечать соответствующим нормативам по противопожарной безопасности, санитарным нормам, быть удобными для избирателей, в том числе и для инвалидов-колясочников, проживающих на территории избирательного участка и выражающих желание проголосовать в помещении для голосования.
По информации председателей участковых избирательных комиссий в день выборов было организовано выездное голосование для избирателей, которые не могут самостоятельно прибыть на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Заявки от граждан принимались 14 сентября до 14.00 часов. К сожалению Уполномоченного, данная информация не была доведена до избирателей должным образом. В частности, в информационной листовке, которую жители города находили в своих почтовых ящиках, содержался текст приглашения на выборы с указанием адреса и номера телефона избирательного участка. При этом, отсутствовала информация об условиях организации выездного голосования. Из листовки было не понятно, куда и до какого времени избирателю необходимо сообщить о невозможности прибыть на свой избирательный участок и оставить заявку о посещении избирателя выездной УИК. Поэтому некоторые граждане по причине неинформированности не смогли исполнить свой гражданский долг и сделать свой выбор.
Уполномоченный считает, что демократические выборы предполагают гарантированную государством личную свободу граждан, право на беспрепятственное выражение своих убеждений, свободу объединения, манифестаций, передвижения, право на получение достоверной информации через СМИ и Интернет, на судебную защиту и др.
Создание эффективных и справедливых условий, обеспечивающих здоровую политическую конкуренцию, является актуальной задачей для конституционно-правовых преобразований России. Участие каждого в управлении своей страной является одним из ключевых факторов эффективного осуществления других конституционных прав и свобод граждан, включая политические, социально-экономические и культурные.
Уполномоченный уверен, что российское избирательное законодательство прошло долгий путь и достигло достаточно высокого уровня регламентирования основных избирательных процедур, способного обеспечить эффективную защиту избирательных прав граждан, но это не означает, что процесс совершенствования избирательной системы завершен.
Рекомендации:
Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа:
1. Продолжить работу, направленную на правовое просвещение жителей Ненецкого автономного округа в области избирательного права.
2. При проведении избирательных кампаний уточнять в информационных листовках сведения о месте и времени проведения голосования, контактные данные избирательного участка, а также - порядок выездного голосования.
3. При проведении избирательных кампаний оборудовать с учетом доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья избирательные участки N 38, 41 и 42.
Глава 1. Цифры и факты. Основные направления деятельности в 2014 году.
Соблюдение прав представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Российская Федерация согласно статье 69 Конституции Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира, где проживают более 190 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Отдельное место среди них занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Самым многочисленным из этих народов являются ненцы. По данным переписи 2010 года на территории Ненецкого автономного округа проживает 7504 ненцев, что составляет около 19% населения Ненецкого автономного округа.
История освоения Крайнего Севера России - уникальна. Взаимовыгодное сотрудничество, уважение друг к другу, взаимопроникновение культур и традиций, экономическое партнерство и духовное обогащение - это те основы, на которых строилась общность населения Севера России. Сегодня активное промышленное освоение Арктики идёт рука об руку с сохранением и развитием традиционных видов хозяйствования, сбережения и развития самобытности коренных народов Севера.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает ряд льгот и приоритетов для коренных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. При этом, законодательство в отношении правового статуса коренных малочисленных народов в настоящее время носит противоречивый характер и содержит множество пробелов, что препятствует его реализации. До сих пор не решённым вопросом является отсутствие порядка определения национальной принадлежности. Для того чтобы воспользоваться большинством прав и преференций, гарантированных коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, необходимо документально подтвердить свою национальную принадлежность к коренным малочисленным народам. Из паспорта гражданина Российской Федерации исключена графа "национальность", поэтому порой для решения вопросов люди доказывают принадлежность к национальности в судебном порядке. Но и в суде нет критериев отнесения к коренным малочисленным народам.
Коренные малочисленные народы и сегодня ориентируются на традиционный уклад жизни, продолжая в трудных современных условиях заниматься традиционным природопользованием и традиционными видами хозяйственной деятельности: оленеводством, рыболовством, охотой, зверобойным промыслом, сбором дикорастущего сырья и др. Эти народы обладают самобытными древнейшими культурами, а их жизнедеятельность исторически ориентирована на органическую связь с их исконной средой обитания. В настоящее время, когда идет интенсивное промышленное освоение Севера, сохранить свой традиционный образ жизни им становится все труднее.
В системе органов государственной власти региона создано Управление по делам коренных малочисленных народов Севера и традиционным видам деятельности, которое на момент составления доклада реорганизовано в Комитет по делам коренных малочисленных народов Севера и национальной политике и входит в состав Департамента региональной политики. Комитет осуществляет полномочия по формированию и реализации единой государственной политики в области экономического, социального и культурного развития коренных малочисленных народов и нормативно-правовому регулированию.
Роль государственных органов, правозащитных и общественных организаций в развитии института защиты прав коренных народов Севера обсуждались на международной конференции в г. Салехарде. Вопросы защиты прав коренных народов являются очень важными не только в России, но и во всем мире. Участники конференции обсудили российский и зарубежный опыты работы института уполномоченного по правам человека и взаимодействие этого института с различными уровнями системы власти, общественных организаций. Уполномоченный по правам человека в НАО выступил с докладом на тему: "Из опыта работы Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе по укреплению статуса коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ненецкого автономного округа".
Законодательству о правах коренных малочисленных народов Севера в регионе уделяется серьёзное внимание. В целях реализации положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, регламентирующих права коренных малочисленных народов, в Ненецком автономном округе приняты отдельные окружные законы, например, такие как: "Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе", "Об оленеводстве в Ненецком автономном округе", "О государственной поддержке традиционных видов хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа", "О дополнительной мере социальной поддержки по обеспечению дровами лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению дровами лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни в Ненецком автономном округе" и др. В связи с тем, что в настоящее время тематика принятых окружных законов различна, Уполномоченный отмечает необходимость кодификации документов, посвященных вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов Севера, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, а также - их перевод на ненецкий язык.
На территории Ненецкого автономного округа оленеводство является главной сферой труда коренных малочисленных народов Севера. Наш регион находится на лидирующих позициях по количеству оленей, уступая только Ямалу и Якутии. Но, при этом, оленеводство не стало доходной частью экономики округа. Хотя для кочевников-оленеводов очень важным фактором здорового психологического самочувствия является уверенность в том, что они смогут продолжать заниматься своей деятельностью в будущем, т.к. многие из них уже сделали выбор - оленеводство является их основным занятием, работой, образом жизни.
В Ненецком автономном округе за последние годы оленеводство, как отрасль, выведено на качественно новый уровень. Благодаря стабильному финансированию за прошедшие годы увеличилось поголовье оленей, возросло производство мяса, модернизировалась производственно-техническая база отрасли, что позволило полностью удовлетворить потребность округа в оленине. В 2015 году округ планирует увеличить финансовую поддержку оленеводства. Для каждого предприятия в 2015 году будет определена своя ставка субсидий за 1 кг произведенной продукции, которая будет зависеть от удаленности и транспортно-логистической составляющей (http://adm-nao.ru/press/government/4541/).
Особое внимание Уполномоченный уделяет вопросам сохранения культуры и образа жизни коренных малочисленных народов и их традиционного природопользования, которые напрямую зависят от благополучия исконной среды обитания и доступа малых народностей к природным ресурсам. В случае сокращения ягельных площадей, городской житель этого не заметит, а для оленевода - это вопрос выживания.
В статье "Взгляд со стороны" Ивана Рочева, члена регионального общественного движения "Изьватас", (http://nvinder.ru/article/vypusk-no-64-20123-ot-26-iyunya-2014-g/3812-vz glyad-so-storony), опубликованной в газете "Няръяна Вындер" сообщается "_НАО занимает первое место по рентабельности в оленеводстве. Но давайте посмотрим, все ли на самом деле так хорошо? Размеры пастбищ в округе не только не увеличились, но и значительно уменьшились в Большеземельской тундре за счёт выделения их нефтяникам_ Но думающие люди начинают выражать свою тревогу уже сегодня. Представитель оленхозяйства из СПК "Путь Ильича" в международном издании "Нефть и люди" (СПб, 2012): "Биоресурсы у нас на пределе. Мы уже не можем увеличивать поголовье, потому что у нас не хватает пастбищ". А это - одно из процветающих в округе оленхозяйств, где налажена дисциплина, руководство и оленеводы хорошо знают свое дело, а возможностей для дальнейшего развития нет. Когда им нефтяники вернут пастбища, лишь богу известно. В таком положении - большинство оленхозяйств восточной половины округа. Противоположная ситуация за эти же годы сложилась в центре округа. На пастбищах бывшего колхоза им. Выучейского пасется несколько сотен оленей (вместо 12 тыс. при колхозе). В Индигском оленсовхозе пасутся пять небольших стад вместо девяти полноценных. На пастбищах бывшего ОПХ Нарьян-Марской СХОС вместо пяти стад с поголовьем в пределах 10 тыс. оленей выпасается два стада менее 1,5 тысячи оленей в каждом, два стада вместо пяти в СПК "НяръянаТы", одно укрупненное стадо вместо трех в СПК "Восход"... Причина везде одна - нет пастухов. Начали даже приглашать их из северных районов Коми, но положительного результата пока нет, часто попадаются молодые люди с вредными привычками, приходится отправлять домой. Картина ясна и близка к трагичной: в одной половине округа перебор оленей на пастбищах, в другой половине - пастбища наполовину пустуют из-за отсутствия оленеводов. Кто должен решать эту проблему? Только сам округ! Никто нам пастухов не подготовит и не привезет. Рано или поздно запасы нефти закончатся, и останемся мы на выжженной земле без оленей, без рыбы и любой другой съедобной живности. Поправить дело может только руководство округа и его АПК".
В продолжение темы развития оленеводства Уполномоченный считает необходимым обратить внимание на прошедшую в Нарьян-Маре конференцию "Развитие арктического оленеводства", обозначившую ряд серьёзных проблем, с которыми сталкиваются оленеводы России. Ненецкий округ не исключение. В статье "Оленевод, да не тот" (http://nvinder.ru/article/vypusk-no-140-20199-ot-23-dekabrya-2014-g/5983 -olenevod-da-ne-tot) отмечено "_.в 1929 году (к моменту образования Ненецкого округа) здесь проживало более пяти тысяч ненцев, и практически каждый из них не просто владел навыками работы пастуха-оленевода, но и прекрасно разбирался в проблемах жителей тундры. Они знали эту жизнь изнутри, впитывали ее с молоком матери. Сегодня людьми, ведущими традиционный образ жизни, в Ненецком округе числится всего 980 человек. Картина налицо: все 185-тысячное стадо региона выпасает эта небольшая группа людей, а значит, и вся программа поддержки оленеводства рассчитана лишь на эти три процента ненецкого и коми-населения НАО, обеспечивающих мясом все 42-тысячное окружное население. Главной проблемой оленеводства по всей России является отсутствие кадров, точнее, настоящих пастухов, имеющих опыт работы в тундре.... Вся беда в том, что нынче молодежь воспринимает дела оленеводческие просто как вахтовую работу. Для них олень - это способ получения денег, проще говоря, мясо, которое можно продать и на этом заработать".
Уполномоченный согласен с автором статьи, что оленеводство в России считается профессией непрестижной. Молодёжь не стремится работать в сфере оленеводства, многие слоняются без дела в деревне или городе вместо того, чтобы работать в тундре. Оленеводческая отрасль неуклонно стареет, средний возраст людей, работающих в оленеводстве, перевалил за 50, ещё немного и передавать вековой опыт предков будет некому. "Молодёжь, выросшая в деревне, к жизни в тундре оказалась совершенно не готова. Сегодня внуки и правнуки оленеводов-орденоносцев, представлявших наш регион и в Верховном Совете и на ВДНХ, не то что правильно поставить чум, но и отремонтировать его не могут, не говоря уже о том, чтобы сделать своими руками нарты". Ещё одна проблема, о которой шла речь на конференции, - отсутствие хозяек чума в тундре. Не чумработниц, а именно хозяек, которые умеют и одежду оленеводу подлатать, и нюки для чума отремонтировать, и пищу приготовить. Молодые женщины в тундру не хотят, по этой причине 60% оленеводов - "вынужденные холостяки".
В докладе о своей деятельности за 2013 год Уполномоченный указывал на небольшой перечень профессий с ориентацией на традиционные отрасли хозяйствования, ремёсла и промыслы в учебных заведениях округа, что впоследствии приводит к недостаточно активному участию коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов собственного жизнеобеспечения и реализации их прав на самоуправление. В Ненецком аграрно-экономическом техникуме (далее - НАЭТ) готовы обучать оленеводов и хозяек чума хоть сегодня, но нет желающих. Несколько лет назад в НАЭТе были открыты такие экспериментальные курсы, где навыкам жизни в тундре обучались двадцать девушек и юношей. Но курсы закончились, а из студентов в оленеводстве остались работать лишь два человека. Вывод напрашивается сам собой: оленеводом можно стать только живя в тундре рядом с опытными людьми. Азы ветеринарии, оказания первой медицинской помощи, правовую казуистику можно изучать теоретически где угодно, а вот истинного оленевода воспитает только тундра.
Уполномоченный считает, что в учебном заведении будущих оленеводов должны обучать не только методам оленеводства, но и налоговому делу, основам юриспруденции, экономике, а также другим предметам, например, делопроизводству. До сознания этих ребят нужно довести, что традиционное хозяйство это не просто источник пропитания, это часть их индивидуальности, способ сохранить культуру своего народа и родной язык. Конечно, мы не говорим, что все представители КМНС должны обучаться и заниматься оленеводством и традиционными видами деятельности. Нужно думать и о тех представителях коренных малочисленных народов, которые хотят попробовать себя в чём-то другом. Безусловно, это позволит улучшить условия их жизни, получить новые навыки, освоить новые профессии.
Повышение уровня правосознания, правовой грамотности позволит избежать ситуаций, когда представители коренных малочисленных народов в связи с незнанием своих прав, возможностей их реализации, опыта их защиты находятся в невыгодном положении, не могут отстоять свои интересы в соответствии с буквой закона. Преодоление правового нигилизма, стремление к получению новых знаний, новой информации позволит перейти к цивилизованному взаимодействию коренных малочисленных народов с органами власти и промышленными компаниями, поможет на равных участвовать в диалоге.
Сегодня в России несколько регионов, которые занимаются разведением домашних оленей. К сожалению, уровень жизни коренных малочисленных народов Севера остается достаточно невысоким, несмотря на принимаемые меры поддержки.
В докладе о своей деятельности за 2012 год Уполномоченным была проанализирована среднемесячная зарплата оленеводов, которая по итогам 2012 года находилась на уровне 15000 рублей, что было в два раза меньше среднероссийской и в четыре раза меньше средней по округу. В связи с низким уровнем заработной платы не удовлетворяются первоочередные потребности оленеводов и членов их семей, например, такие как образование детей. Заработной платы, которую получают оленеводы, недостаточно для обучения детей в высших учебных заведениях. Большинство детей оленеводов остаются в селах, не получив никакого профессионального образования.
Уполномоченным было также отмечено, что в округе самое большое поголовье оленей на душу населения, а оленеводы Ненецкого автономного округа получают зарплату на порядок меньше своих коллег - оленеводов из Ямало-Ненецкого автономного округа, средняя зарплата которых составляла 25000 рублей. По итогам 2014 года средняя зарплата оленеводов составила: СРО Нярьяна Ты (п. Хонгурей) - 20-22 тыс. рублей; ООО "Рассвет Севера" (п. Харута) - 13-14 тыс. рублей; СПК Харп (п. Красное) - 17-20 тыс. рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что за 2 года средний уровень заработной платы достиг 18 тыс. рублей (рост примерно 20%).
В 2014 году в адрес Уполномоченного поступил ряд обращений, связанных с присвоением звания "Ветеран труда Ненецкого автономного округа". В качестве примера можно привести следующее обращение, связанное не только с присвоением звания, но и с нарушением трудовых прав коренных малочисленных народов Севера.
К Уполномоченному обратилась гр. Х., которая в период с 1964 по 1967 год работала чумработницей без оформления трудовых отношений. Из-за отсутствия трёх лет общего стажа работы, заявительница не смогла получить звание "Ветеран труда Ненецкого автономного округа", поскольку такое звание присваивается женщинам, имеющим 30-летний стаж работы в Ненецком автономном округе. Для установления факта трудовых отношений в Нарьян-Марской сельскохозяйственной опытной станции с 20.04.1964 по 31.11.1967 и включения данного периода работы в общий трудовой стаж, заявительница обратилась в суд. Пройдя все ступени судебной системы, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации, заявительнице было отказано в удовлетворении исковых требований. Суды мотивировали своё решение тем, что факт работы истицы за указанный период не подтверждён документально. По мнению Уполномоченного, для подтверждения данного стажа необходима была справка или иной документ из учреждения, с которым истица фактически состояла в трудовых отношениях. Но, к сожалению, такие документы представлены не были и гр. Х. отказано в присвоении почетного звания.
2013-2014 годы вновь показали, что проблемы, связанные с присвоением звания "Ветеран труда Ненецкого автономного округа", требуют внимания органов как исполнительной, так законодательной ветвей властей.
В соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 02.10.2006 года N 760-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе", а также после анализа поступивших жалоб, Уполномоченным был подготовлен специальный доклад "Звание, заслуженное трудом", в котором предлагается снизить трудовой стаж, необходимый для присвоения звания "Ветеран труда Ненецкого автономного округа", лицам, проживающим на территории Ненецкого автономного округа и проработавшим на территории Ненецкого автономного округа в качестве оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников, и установить - для женщин 25 и более календарных лет, а для мужчин 30 и более календарных лет.
Также Уполномоченный считает одной из проблем оленеводческой отрасли отсутствие жилья у большинства оленеводов, занимающиеся выпасом оленей.
В НАО жилищная проблема решается за счет выделения оленеводам безвозмездных субсидий на строительство жилья, при этом очередь из жителей тундры, претендующих на нее, не уменьшается. Кроме того, в соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 21.04.2006 года N 702-оз "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Ненецкого автономного округа по договорам социального найма" предусмотрено предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма оленеводам и чумработницам, занятым в оленеводческих хозяйствах.
Отсутствие специализированного жилья, в том числе, влияет на отсутствие квалифицированных специалистов в сфере оленеводства: ветеринаров, оленеводов, зоотехников и др. В докладе о своей деятельности за 2013 год Уполномоченный рассказал о ситуации, когда в марте 2013 года на о. Колгуев произошел массовый падёж оленей - погибло 570 животных, принадлежащих сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колгуев", являющемуся генофондным хозяйством. Смерть животных наступила в результате общего истощения организма. К сожалению, не стал исключением и 2014 год, когда было погублено почти всё элитное племенное стадо оленей. В этот раз, причиной массового падежа стал не голод животных, а наоборот, переедание комбикорма, привезённого оленеводами в тундру. Таким образом, по мнению Уполномоченного, именно в связи с отсутствием квалифицированных кадров погибло элитное стадо, на воспроизводство которого потребуется не одно десятилетие.
В сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе в последние годы наблюдается высокий уровень совершенствования системы оказания медицинской помощи на всех этапах, актуальными остаются вопросы улучшения качества и доступности медицинской помощи, особенно в труднодоступных национальных селах.
Следует отметить, что продолжает работать один из уникальных социальных проектов Ненецкого автономного округа - "Красный чум", который не имеет аналогов ни в одном другом регионе Крайнего Севера.
В период с 24.11.2014 года по 05.12.2014 года обследование прошло рекордное количество жителей с. Омы и с. Несь, более 1400 жителей были обследованы врачами "Красного Чума". Кроме того, в период работы отряда проводилась и экспертная работа: 133 человека прошли медицинское освидетельствование на право управления транспортным средством, из них 27 оленеводов; 142 человека прошли освидетельствование на право ношения оружия, из них 14 оленеводов.
Уполномоченный напоминает, что в рамках "Красного чума" проводится медицинское обследование здоровья жителей Канинской и Большеземельской тундр. За пять лет работы проекта было осмотрено более 2,5 тысяч человек, в том числе оленеводов и членов их семей. Таким образом, Уполномоченный считает чрезвычайно важным, что в стратегии освоения Крайнего Севера учтены интересы человека, в особенности - сохранение его здоровья.
Также ранее Уполномоченный отмечал, что не получили развитие национальные малокомплектные школы, кочевые классы, в которых дети коренных малочисленных народов могли бы проходить обучение и получать воспитание без отрыва от родителей в привычной социокультурной среде.
Уполномоченным было рекомендовано органам исполнительной власти Ненецкого автономного округа при доработке проекта закона округа "Об образовании в Ненецком автономном округе" учесть необходимость разработки образовательных программ для детей кочующих оленеводов с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с целью обеспечения наилучших интересов детей, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории Ненецкого автономного округа, недопустимости дискриминации в сфере образования. Администрации МО "Муниципальный район "Заполярный район" было рекомендовано продолжить работу по организации дистанционного обучения для детей оленеводов-кочевников.
К сожалению, в законе округа "Об образовании в Ненецком автономном округе" не были учтены рекомендации Уполномоченного. При этом необходимо отметить, что Управление образования Администрации МР "Заполярный район" с целью организации дистанционного обучения детей оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, обратилось в Управление образования и молодежной политики НАО с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании приобретения, монтажа и настройки оборудования для создания двухсторонней видеоконференцсвязи, а также оплату стоимости услуг доступа к сети Интернет.
Организация общего образования необходима для детей оленеводов-кочевников. Уполномоченный отмечает тот факт, что раньше дети, прибывающие в школы-интернаты, не знали русского языка, а теперь большинство из них не знают ненецкого. Роль родного языка является главной чертой в формировании традиционной культуры воспитания. Родной язык в школе преподают факультативно, и, скорее всего, школьник убежит на физкультуру или предпочтет изучать английский. По мнению Уполномоченного, сегодня сохранить язык можно только в семье, когда дети слышат родную речь. Даже самый малочисленный народ имеет шанс сохранить свой язык. Безусловно, для сохранения родного языка нужна поддержка государства: издание литературы, учебников на языках коренных малочисленных народов, с одновременным сохранением их культуры. Но главным в сохранении родного языка является желание самого народа, его усилия.
В целях реализации государственной политики в сфере самобытного, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранения языка, организации взаимодействия между органами государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, общественных организаций, повышения эффективности мероприятий государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера на территории округа создан Координационный совет по вопросам коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе.
В соответствии с Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 года N 132-р, основными задачами государственной политики в области традиционных культур, традиционного образа жизни, промыслов и ремесел коренных малочисленных народов на современной этапе являются: повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей, а также сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов. Реализацию Концепции предусматривается осуществить до 2025 года (включительно) в 3 этапа.
В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций.
Предполагается создать необходимые условия для занятости представителей малочисленных народов Севера в традиционных отраслях хозяйственной деятельности, а также в этнотуризме, экологическом туризме, организации лесовосстановительных, землеустроительных, природоохранных работ, мониторинге состояния окружающей природной среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Усилия государства в подготовке национальных кадров для работы в бюджетной сфере позволят увеличить долю малочисленных народов Севера среди сельских врачей и учителей.
Ненецкий автономный округ - субъект Российской Федерации, имеющий протяженность морской границы 1 735 км, сухопутной - 2 480 км, поэтому вызывает опасение Уполномоченного деятельность иностранных сект в Арктике. Их активность угрожает не столько канонической территории Русской Православной Церкви, сколько российской государственной границе. Неохаризматические секты Билла Пранкарда (Канада) и Кеннета Коупленда (США) ведут активную вербовку адептов среди коренного малочисленного населения Ненецкого автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Эксперты отмечают, что деятельность сектантов способствуют развитию межэтнических конфликтов и влечет за собой необратимые последствия для традиционного образа жизни ненцев. По словам епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова, в современных геополитических условиях государство должно поставить заслон подобным "миссионерам". "Речь идет ни больше, ни меньше о самом бытии Русской Арктики, которая существует, по неоспоримым свидетельствам исторических документов, с XI-XII веков. Труды мореплавателей, поморов, первооткрывателей, православных священников и миссионеров, людей, которые осваивали эти территории, хозяйствовали, трудами их устроялась Северная Русь, они несли этой земле православную культуру как наследие Христианства, - всё это было направлено на то, чтобы Арктика всегда оставалась русской, российской. Продолжателями этих дел были и полярники советского периода истории страны российской" - отметил архипастырь.
По мнению владыки, возможным ответом на проникновение канадских и американских сект в Арктику может стать расширение миссионерского служения Церкви. Но на этом пути Церковь должна получить поддержку государства и тех структур, которые осваивают природные богатства Заполярья (сайт Архангельской и Холмогорской епархии http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=45128).
По информации Архангельского регионального антисектантского центра "Гражданская безопасность", на территорию округа миссионеры приходят из Республики Коми со стороны Воркуты, где с середины 90-х годов действует неопятидесятническая секта с широкими международными связями "Силоам". В Ямало-Ненецком округе зарегистрирована целая сеть неопятидесятнических групп под разными названиями: "Слово жизни", "Радостная весть", "Миссия пробуждения" и др. "Проповедью харизматов охвачены несколько ненецких родов, в частности, кочующий род Ямб То, который ведет традиционный образ жизни. Еще в советское время Ямб То был известен тем, что ненцы из этого рода отказывались от паспортов и не вступали в оленеводческие и промысловые колхозы, демонстрируя таким образом неприязнь к представителям власти и советскому государству в целом. В религиозной памяти ненцев русские всегда соотносились с Православием. Сектантские проповедники, сознательно противопоставляя свою "веру" "вере русских", способствуют развитию сепаратистских и этноэгоистических настроений среди коренных малочисленных народов Севера. Такие же процессы наблюдаются в Ямало-Ненецком автономном округе", - отметил эксперт центра "Гражданская безопасность". К сожалению, есть подобный пример и на территории НАО. Это идоложертвенный истукан, поставленный несколько лет тому назад в окрестностях Пустозерского городища. "Памятная" доска утверждает, будто на этом месте были казнены 1000 ненцев. Исторически данный факт не подтвержден. Наоборот, хорошо известны царские приказы всячески содействовать коренному населению и не обижать ненцев.
"Нужно четко понимать, что неопятидесятники - далеко не светочи духовного опыта и ничего нового и положительного они нам не несут. А вот способствовать созданию активных, пусть и немногочисленных групп, частично или полностью подконтрольных внешним центрам, могут вполне. Именно это и происходит. В данном смысле объект религиозно-политической экспансии выбран далеко не случайно. Ненцы на сегодняшний день - самый многочисленный малый народ Севера России. Территория его проживания огромна - от канинских и малоземельских тундр Ненецкого округа до Таймыра. Географически эти земли определяют контроль над Северным морским путем, выход к богатейшим перспективным месторождениям Арктической нефти, залежам стратегического сырья в Полярном Урале. В случае развития неблагоприятного для нас сценария - частичного ослабления или потери российского суверенитета в Арктике - охваченные иностранными религиозными миссиями семейно-родовые общины вполне могут стать "агентами" внешнего влияния. Духовная экспансия, в свою очередь, открывает путь для политического и экономического "освоения" - захвата территорий. Фактически иностранные проповедники готовят революцию в Российской Арктике точно так же, как они это делали на Украине", - отметил представитель центра "Гражданская безопасность" (http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3815182.html).
По мнению Уполномоченного, обозначенная деятельность представляет собой социальную опасность. Уполномоченный считает, что необходимо активное противодействие подобным сектам, так как такой пропагандой наносится вред семьям, детям, а на уровне общественных отношений увеличивается опасность возникновения межрелигиозной, межнациональной розни и конфликтов.
Таким образом, можно сделать вывод, что ключевой задачей устойчивого развития коренных малочисленных народов является сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни, а также развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
В заключение Уполномоченный хотел бы отметить, что взаимодействие промышленных компаний, органов власти и коренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа повышает гражданскую ответственность общества и власти. Совместная работа влияет на всех заинтересованных участников в процессе принятия решений. По мнению Уполномоченного, защита прав и интересов коренных малочисленных народов, а также создание условий для их развития могут быть обеспечены только при комплексном решении проблем социального, политического, экономического и культурного плана не только коренных малочисленных народов, но и в целом всего региона.
Рекомендации:
Собранию депутатов Ненецкого автономного округа:
1. Рассмотреть вопрос о кодификации окружных законов, посвященных вопросам социальной защиты коренных малочисленных народов Севера, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе.
Департаменту региональной политики Ненецкого автономного округа:
1. Рассмотреть вопрос о возможности документального подтверждения национальной принадлежности к коренным малочисленным народам Севера на региональном уровне.
2. Продолжить проведение обучающих семинаров среди общественных организаций и семейно-родовых общин представителей коренных малочисленных народов Севера.
3. Продолжить проведение работы среди коренных малочисленных народов Севера, направленной на поднятие престижа традиционных видов деятельности, в том числе оленеводства.
4. Рассмотреть вопрос об издании сборника законов Ненецкого автономного округа, касающихся деятельности и социальной защиты коренных малочисленных народов Севера, на ненецком языке.
5. Проводить мониторинг деятельности сект на территории Ненецкого автономного округа.
Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа:
1. С целью поддержки форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов Севера, а также повышения эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, рассмотреть вопрос о возможности внесения дополнений в государственную программу Ненецкого автономного округа "Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе", направленных на развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга.
2. Проработать вопрос по содействию формирования рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности.
Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа:
1. Проанализировать вопрос о возможности снижения трудового стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда Ненецкого автономного округа", лицам, проживающим на территории Ненецкого автономного округа и проработавшим на территории Ненецкого автономного округа в качестве оленеводов (чумработниц), рыбаков, охотников - для женщин 25 и более календарных лет, а для мужчин 30 и более календарных лет соответственно.
Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа:
1. Рассмотреть вопрос об организации в общеобразовательных учебных заведениях профессиональной ориентации на традиционные отрасли хозяйствования, ремёсла и промыслы школьников из семей оленеводов-кочевников.
Глава 1. Цифры и факты. Основные направления деятельности в 2014 году.
Об экологической ситуации в Ненецком автономном округе.
Коренные народы накопили богатейший опыт выживания в экстремальных климатических условиях Арктики и до настоящего времени сохранили свое единство и гармонию с природой, что отражается в характере традиционного природопользования и традиционной культуре. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение этих территорий отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров тундры, сокращаются площади выпаса оленей.
Анализ экологической ситуации в недропользовании показывает, что сегодня на Крайнем Севере и в прилегающих к нему районах добывается почти половина нефти и более половины газа России. В результате, экологические проблемы приобрели для народов Севера особую угрозу, так как природная среда для них является основой жизни, смыслом существования. Будущее коренных малочисленных народов Севера во многом зависит от того, будут ли созданы условия для сохранения и развития традиционных видов хозяйствования.
На защиту прав коренных малочисленных народов Севера, как неотъемлемой части сообщества народов, ориентирован ряд международно-правовых документов. В частности, к ним относится Международный пакт о гражданских и политических правах. Этот международный договор является базой для решения такого ключевого для коренных малочисленных народов Севера вопроса, как доступ к природным ресурсам. Согласно пункту 2 статьи 1 названного пакта все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. При этом ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. Иными словами, коренные малочисленные народы Севера, равно как и иные народы, проживающие на соответствующих территориях, должны получить свободный доступ к использованию природных богатств. С указанной нормой перекликаются нормы других международно-правовых документов. Например, в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию принцип 22 сформулирован следующим образом: "Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды с учетом их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития". В главе 26 Повестки дня на XXI век, которая была также принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, специально подчеркивалось, что для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития особо значимыми являются ценности коренных народов, их традиционные знания и методы рационального использования природных ресурсов. К коренным малочисленным народам Севера, названные принципы и установки имеют самое непосредственное отношение. Это подтверждается Нуукской декларацией об окружающей среде и развитии в Арктике, где отмечается: "Мы признаем особую роль коренного населения в рациональном использовании и развитии окружающей среды в Арктике, а также важность их знаний и традиционной практики и будем содействовать их эффективному участию в обеспечении устойчивого развития в Арктике".
Все большее значение при решении социальных и экономических задач в регионах страны приобретают обеспеченность природными ресурсами и состояние окружающей среды - качество воды, воздуха, почвы.
Преобладающую роль в экономике Ненецкого автономного округа играет нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначается и другой фактор - негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса, который приводит к загрязнению водных объектов округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному отсутствием в жилищно-коммунальной сфере объектов размещения отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.
Вышеуказанные факторы оказывают негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
Постановлением Администрации НАО от 09.10.2014 года N 381-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов", реализация которой начнется с 01.01.2015 года.
В Ненецком автономном округе остаются следующие социально-значимые проблемы в сфере экологии.
Во-первых, несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления. Для решения этой проблемы необходимо организовать экологически безопасную переработку и захоронение отходов в населенных пунктах округа.
По данным государственного статистического учета в 2013 году в Ненецком автономном округе образовалось 145 тысяч тонн отходов. Из них около 20 тысяч тонн - твердые бытовые отходы. В жилищно-коммунальной сфере округа отсутствуют объекты размещения отходов, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям. Учет поступающих на захоронение отходов производится только на двух муниципальных свалках: в п. Искателей и г. Нарьян-Маре.
Отсутствие селективного (раздельного) сбора отходов, отсутствие специализированных организаций, осуществляющих утилизацию отходов, приводит к тому, что большая часть отходов, являющихся также и ценным вторичным сырьем, размещается на коммунальных свалках.
Не решены вопросы по обезвреживанию и утилизации таких отходов, как медицинские, биологические, нефтесодержащие отходы; автопокрышки.
На должном уровне в регионе должна реализовываться программа охраны окружающей среды. До сих пор не построены полигоны по переработке твёрдых отходов, не решён вопрос по утилизации отходов в населённых пунктах. Наглядным примером служит ряд коллективных обращений граждан, в которых указывается на нерегулярный вывоз бытового крупногабаритного мусора, захламлённость дворовых территорий разобранными автомобилями и запчастями.
В предмет ведения местного самоуправления на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования нет. Уполномоченный отмечает, что переработка и утилизация отходов необходима городу, поскольку вблизи "городской свалки" расположены: воинская часть, тепличный комбинат "Солнышко", лыжероллерная трасса, новый жилой микрорайон ул. Авиаторов. Таким образом, вопрос о строительстве полигона по переработке твёрдых отходов требует скорейшего решения.
Во-вторых, проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. Экологический ущерб накоплен в результате деятельности, связанной с дислокацией войсковых частей, геологических и строительных предприятий, а также - эксплуатацией несанкционированных мест размещения отходов.
Ликвидация накопленного экологического ущерба - проблема, характерная для всех регионов Российской Федерации. В Ненецком автономном округе - приморский поселок Амдерма. В Амдерме накоплено свыше 100 тысяч тонн металлолома различного происхождения. В общей сложности требуют очистки от загрязнения 2300 га земли, а в рекультивации нуждаются 800 га нарушенных земель.
В-третьих, загрязнение и негативное воздействие вод. Состояние водных ресурсов имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития округа и повышения качества жизни проживающего в нем населения. Сохранение качества водных объектов связано, в том числе, и с соблюдением режима охраны водоохранных зон водных объектов. Хозяйственная деятельность человека приводит к захламлению, загрязнению водоохранных зон. Вместе с тем, вода - источник стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Поэтому, в сфере защиты населения от негативного воздействия вод для региона актуальна инженерная защита берегов водных объектов от разрушения.
В-четвертых, отсутствие комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды. Существенным компонентом природоохранной деятельности, направленной, в первую очередь, на обеспечение экологической безопасности, является организация и осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), который позволит обеспечить население Ненецкого автономного округа, органы власти всех уровней оперативной и достоверной информацией о качестве окружающей среды, а также будет способствовать своевременному предотвращению и (или) уменьшению неблагоприятных последствий ухудшения качества окружающей среды.
По мнению Уполномоченного, самая главная проблема - это проблема низкого уровня экологического образования населения, просвещения и воспитания в сфере охраны окружающей среды. Экологическое образование и просвещение населения являются фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды.
Низкая экологическая культура жителей округа является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Оценка санитарно-экологической ситуации показала, что самым эффективным методом устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды является повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания.
Таким образом, повышение уровня экологической культуры, воспитание бережного отношения к природе, рациональное использование природных ресурсов - важнейшие компоненты в решении экологических задач. Экологически образованный человек способен использовать свои знания и умения в практической деятельности, влиять на решение властей, занимая определенную гражданскую позицию в решении вопросов экологии и охраны окружающей среды.
Уполномоченный считает, что для повышения экологической культуры жителей округа необходимо выпустить брошюры, памятки, листовки; запустить на телевидении тематические ролики по сохранению природы; установить баннеры, посвящённые поведению граждан на улице, в природе и т.д.
Уполномоченный ранее отмечал, что жизненно необходимые грузы по программе северного завоза для населения округа доставляются преимущественно водным транспортом. В условиях отсутствия сети сухопутных коммуникаций с материком важная роль в экономическом и социальном развитии региона принадлежит речному транспорту, безальтернативному в этих условиях.
Основной проблемой водного транспорта является мелководность реки, заиливание русла и продолжительный ледостав. Необходимо отметить, что русло реки Печора постоянно меняется: появляются острова, замывается само русло, - вследствие этого ежегодно появляется опасность подтопления населенных пунктов округа. Следовательно, для обеспечения судоходных условий на реке необходимо ежегодно выполнять большой объем дноуглубительных, руслоочистительных и других работ, но подобного рода работы не ведутся уже продолжительное время. Поэтому, для повышения безопасности, надежности и эффективности условий судоходства на реке Печора необходимо предусмотреть поддержание гарантированных габаритов судового хода, а при необходимости - их увеличение.
Также, Уполномоченный повторно обращает внимание Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на необходимость завершения в кратчайшие сроки строительства приюта для брошенных домашних животных. В настоящее время в соответствии с постановлением Администрации НАО от 31.10.2013 года N 391-п полномочия по отлову, транспортировке, учету, содержанию безнадзорных животных на территории Ненецкого автономного округа возложены на казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Станция по борьбе с болезнями животных". Ежегодно в г. Нарьян-Маре и п. Искателей происходят случаи нападения собак. В группе риска находятся дети, которые доверчиво подходят к животным. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема бездомных животных в муниципальных образованиях округа не решается должным образом.
Геополитическое положение, природные и культурно-исторические факторы позволяют рассматривать Ненецкий автономный округ как один из наиболее перспективных туристско-рекреационных регионов. Это обосновано повышением интереса у россиян к отдыху внутри страны, в том числе к активному отдыху, популяризацией этнографических и познавательных туров, общемировыми тенденциями в области туризма, направленными на развитие экологического туризма, а также растущим интересом к России со стороны зарубежных туристов.
Необходимо отметить, что специфика Ненецкого автономного округа заключается в том, что он не предназначен для массового туризма, что обусловлено необходимостью учета экологической и социальной нагрузки на природные объекты, объекты животного мира, на устоявшийся уклад жизни местного населения.
Для развития туризма в округе необходимо провести активную рекламную кампанию, разработать туристические маршруты с целью вовлечения коренного населения в процесс организации туров, развить туристическую инфраструктуру (гостиничное хозяйство, в том числе сеть малых гостиниц в районах округа), транспортную инфраструктуру. Нарьян-Мар обладает достаточным количеством объектов, интересных для жителей и гостей заполярной столицы. Уполномоченный считает, что для формирования имиджа города как гостеприимной и благоприятной для туризма территории и создания комфортных условий для туристов необходимо установить информационные знаки на русском и английском языках, содержащие сведения о нахождении объекта.
Этнотуризм и экотуризм развиваются во всем мире. Но надо быть очень осторожными, чтобы не причинить неудобства людям, живущим традиционными промыслами. Нужны меры по ограничению доступа туристов к местам выпаса оленей и рыболовным угодьям, а также следует учесть, что у коренных народов есть свои священные места, куда не должна ступать нога туриста.
Рекомендации:
Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа:
1. Для повышения безопасности, надежности и эффективности условий судоходства на р. Печора, совместно с органами исполнительной власти Республики Коми рассмотреть вопрос об обращении в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой предусмотреть средства федерального бюджета на проведение дноуглубительных, руслоочистительных и других соответствующих работ, направленных на углубление р. Печора.
Органам местного самоуправления МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МО "Муниципальный район "Заполярный район"
1. Продолжить работу, направленную на создание на территориях муниципальных образований полигонов по переработке (утилизации) твёрдых бытовых отходов.
Глава 1. Цифры и факты. Основные направления деятельности в 2014 году.
Соблюдение прав мигрантов.
Правила пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также условия осуществления ими трудовой деятельности регламентированы Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". При соблюдении прибывшими иностранцами требований, установленных законом, они во многих отношениях могут пользоваться теми же правами, что и граждане Российской Федерации.
Упрощение правил постановки на миграционный учет привело к значительному увеличению количества иностранных граждан, изъявивших желание получить гражданство РФ. По данным ОФМС России по НАО за 2014 год в упрощённом порядке приобрели гражданство Российской Федерации 56 человек, из них 40 взрослых и 16 детей.
Количество обращений в адрес Уполномоченного, связанных с вопросами миграции, в 2014 году увеличилось на 129% по сравнению с 2013 годом. Увеличение количества обращений связано с прибытием на территорию Ненецкого автономного округа граждан, вынужденно покинувших территорию Украины в связи со сложившейся ситуацией на юго-востоке Украины и изъявивших желание получить гражданство Российской Федерации. Уполномоченным в режиме реального времени отслеживались: количество прибывших граждан Украины, количество детей в их составе, условия размещения. Уполномоченным и его сотрудниками гражданам Украины предоставлялись консультации по актуальным для них вопросам.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Администрация Ненецкого автономного округа утвердила государственную программу Ненецкого автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению в Ненецкий автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом, на 20132015- годы" (далее - программа). Указанная программа действует с 1 января 2014 года.
За 2014 год ОФМС России по НАО принято 81 заявление на участие в Программе, 1 человек отказался от участия в Программе. 52 человека проживали с видами на жительство, 24 - по разрешению на временное проживание, 4 участника подали документы в представительство ФМС России за рубежом и 1 участник прибыл из Украины. Стоит отметить, что подавляющее большинство - 66 человек - из Украины. Вместе с тем, необходимо отметить увеличение в 2014 году квот на выдачу разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства в Ненецком автономном округе. Количество таких разрешений увеличилось вдвое - с 50 до 100 человек, в целом по Северо-Западному федеральному округу на 14 352 разрешения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2014 года N 969 "Об утверждении распределения по субъектам Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке", Ненецкому автономному округу необходимо было принять в 2014 году 150 граждан. На 31 декабря 2014 года на территории региона количество граждан, вынужденно покинувших территорию Украины, составило 173 человека, из них 16 - выбыли, 157 - состоят на учёте.
Учитывая территориальную специфику округа, для размещения прибывающих граждан Украины на территории региона организован пункт временного размещения в посёлке Искателей, в котором созданы все необходимые социально-бытовые условия.
По мнению Уполномоченного, необходимо объективно оценивать реальные потребности региона в иностранной рабочей силе, рассчитывать потребности с учётом интересов национальной безопасности, необходимости поддержания баланса трудовых ресурсов и безусловного приоритета в трудоустройстве граждан Российской Федерации. При этом, важно отметить, что нагрузку по социальному обеспечению мигрантов должны нести сами мигранты и их непосредственные работодатели.
Необходимо отметить организованность службы занятости в формировании вакансий для граждан Украины, не в ущерб интересов трудовой занятости жителей округа. Для граждан, вынужденно покинувших юго-восток Республики Украины и прибывшим на территорию Ненецкого автономного округа КУ НАО "Центр занятости населения" совместно с региональным отделением Ассоциации юристов России при поддержке Управления труда и соцзащиты населения НАО были организованы выездные ярмарки вакансий, которые проходили как в пункте временного размещения граждан Украины, так и непосредственно в самом КУ НАО "Центр занятости населения".
В 2014 году в г. Нарьян-Маре неоднократно проводились мероприятия, на которых обсуждались вопросы, связанные с профилактикой распространения экстремистской и этносепаратистской идеологии, идеологии терроризма; совершенствованием мер по реализации миграционной политики; противодействием экстремизму; повышением уровня взаимодействия правоохранительных органов, при осуществлении ими полномочий в сфере борьбы с незаконной миграцией, налоговыми преступлениями, вопросы защищенности трудовых и социальных прав работников из числа иностранных граждан, а также вопросы межэтнических отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части региональной политики в сфере международных, межрегиональных и межнациональных отношений, развития гражданского общества и информации.
Нельзя не отметить мероприятия, проводимые в рамках работы общественно-консультативного совета при ОФМС России по НАО, на которых также обсуждались вопросы адаптации и интеграции мигрантов на территории региона.
В 2014 году было организовано проведение оперативно-профилактических мероприятий "Зимник", "Регион-Магистраль", "Мигрант", "Вахта", "Нелегал-2014", "Нелегальный мигрант". При этом, в рамках заключённого соглашения между ОФМС России по НАО и Уполномоченным, к сожалению Уполномоченного, не было проведено ни одного совместного мероприятия по соблюдению правил пребывания или осуществления трудовой деятельности иностранных мигрантов на территории округа. Уполномоченный надеется на активизацию взаимодействия с ОФМС России по НАО.
Особое внимание следует уделить реализации в округе социального проекта "Русский язык - мигрантам". Общественная организация "Региональный координационный совет по взаимодействию с некоммерческими общественными организациями" на средства окружного гранта проводят курсы для 20 иностранных граждан, работающих на территории НАО. В реализации проекта принимают участие отдел ФМС России по НАО, Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж им. И.П. Выучейского и филиал САФУ. По итогам сдачи экзамена на знание русского языка мигранты получат соответствующий сертификат. Этот документ обязателен для трудовых мигрантов, желающих получить работу на территории Российской Федерации с 1 января 2015 года.
Уполномоченный считает необходимым отметить Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 15 октября 2014 года N 390-п, которым утверждена государственная программа "Реализация региональной политики в сфере международных, межрегиональных, межнациональных отношений, развития гражданского общества и информации". В состав подпрограммы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России в Ненецком автономном округе" вошли мероприятия по разработке и осуществлению мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов.
Таким образом, подводя итоги прошедшего года, Уполномоченный отмечает стабильность в сфере межнациональных отношений на территории Ненецкого автономного округа. Ненецкий округ можно охарактеризовать как один из спокойных регионов России, т.к. несмотря на проживание на его территории более 40 различных народов, включая представителей коренных малочисленных народов, межэтнические конфликты отсутствуют.
Рекомендации:
Департаменту региональной политики Ненецкого автономного округа:
1. Усилить профилактические меры, направленные на недопущение распространения экстремизма, этносепаратизма и межнациональной розни.
ОФМС РФ по НАО:
1. В рамках Соглашения о сотрудничестве между ОФМС России по НАО и Уполномоченным по правам человека в НАО активизировать взаимодействие с Уполномоченным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.