Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел Х
Характеристика подпрограммы 4
1. Паспорт подпрограммы 4
"Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой"
2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем и обоснование включения в государственную программу
Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития региона.
Ненецкий автономный округ является территорией, где наличие значительных природных ресурсов определяет перспективу его развития. Проблема обеспечения населения питьевой водой, качество которой не соответствует нормативным требованиям, является для всего округа одной из наиболее важных социальных задач. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. По предварительным оценкам, только использование качественной питьевой воды позволит увеличить среднюю продолжительность жизни современного человека на 20-25 лет.
В Ненецком автономном округе централизованное водоснабжение для хозяйственно-питьевых целей имеют г. Нарьян-Мар, пос. Искателей, пос. Амдерма, с. Коткино и д. Лабожское. Из 6 водопроводов 4 имеют подземные источники водоснабжения и 2 - открытые поверхностные водоемы.
На водозаборах "Озерный" в г. Нарьян-Маре и "Захребетная курья" в п. Искателей зона первого пояса строгого режима оборудована в соответствии с требованиями СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
По данным лабораторного исследования проб воды коммунального водопровода в г. Нарьян-Маре в 2012 году из 45 исследованных проб воды из источников на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" не отвечали требованиям 14 проб или 31,1%.
Нет стабильного качества воды в водопроводных сетях пос. Искателей из водозабора "Захребетная курья". Из 12 проб на водозаборе не соответствовали требованиям для питьевой воды 66%: по запаху - 3 пробы, по цветности и мутности - 8, по азоту - 1.
Таким образом, водозабор пос. Искателей требует доочистки воды, доведения ее качества до требований СанПиН. В водопроводной сети пос. Искателей по органолептике удельный вес нестандартных проб составил 50%.
В сельских населенных пунктах округа вопросы водоснабжения стоят довольно остро. Наличие мощной толщи многолетнемерзлых пород (до 400 м.) затрудняет использование подземных вод как источника водоснабжения, поэтому основным источником водоснабжения сельских населенных пунктов являются поверхностные водоемы (р. Печора, другие реки и озера округа).
Большинство сельских поселений округа, использующих для питья подземные воды, не имеет централизованного водоснабжения, водоводов, разводящих сетей, эксплуатация подземных вод производится мелкими водозаборами (одиночные скважины, колодцы). Абсолютное большинство водозаборных сооружений не обустроено зонами санитарной охраны, даже поясом строгого режима, в результате чего происходит техногенное загрязнение подземных и поверхностных вод, многие эксплуатационные скважины требуют ремонта. Конструкции водозаборных скважин, их технические характеристики не обеспечивают существующей потребности населения в воде.
К особенностям данной территории, определяющим достаточно тяжелое положение с водоснабжением населения водой питьевого качества, относятся факторы климатического и географического положения: широкое распространение многолетнемерзлых пород, значительная заболоченность территории, малая плотность населения, влияние моря в прибрежных районах рек и др., а также специфика техногенного воздействия на подземные и поверхностные воды промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Отсутствие пригодных для использования источников водоснабжения и водоочистных сооружений не позволяет обеспечить население Заполярного района доброкачественной питьевой водой. Применение в питьевых целях не соответствующей нормативным требованиям воды приводит к заболеваемости населения. Так, около 75% острых кишечных инфекций связано с употреблением некачественной воды. Повсеместно из-за плохой воды регистрируются заболевания органов кровоснабжения, пищеварения, эндокринной системы и мочевыводящих путей. Использование минерализованной воды приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и является источником мочекаменной болезни. Повышенное содержание в питьевой воде нитратов и железа оказывает токсическое воздействие на печень, селезенку и головной мозг.
Имеющиеся источники водоснабжения требуют дополнительной, современной очистки по снижению показателей окисляемости, цветности, мутности, содержанию железа, азота, взвешенных веществ и обеззараживанию воды. Основные источники водоснабжения удалены от поселков на два и более километра.
Таким образом, к числу определяющих факторов охраны здоровья населения относится питьевая вода. Обеспечение населения качественной питьевой водой позволит сохранить здоровье населения округа, снизить уровень смертности и увеличить продолжительность жизни, т.е. позволит решить основную социально-экономическую проблему - сбережения населения.
Масштабность проблемы требует значительных финансовых затрат и определенного временного периода для ее решения, которую можно решить только путем принятия региональной долгосрочной целевой программы, предусматривающей оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям округа на осуществление вопросов местного значения по водоснабжению населения и водоотведению.
В рамках подпрограммы 4 будут реализованы мероприятия по следующим направлениям:
проектирование объектов водоснабжения и водоотведения;
строительство и реконструкция станций доочистки воды;
строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения;
строительство, реконструкцию и модернизацию объектов водоотведения;
бурение новых скважин на водозаборах;
геологические исследования и разведка подземных вод;
оценка и защита запасов подземных вод;
перевод на полное благоустройство многоквартирных домов;
строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений.
Внесение изменений в подпрограмму, в том числе включение в нее новых программных мероприятий, а также продление сроков ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению ответственного исполнителя подпрограммы.
3. Нормативные правовые акты, подтверждающие нормы расходов по субсидируемым видам деятельности
Нормативные правовые акты, подтверждающие нормы расходов по субсидируемым видам деятельности, отсутствуют.
4. Участие органов местного самоуправления Ненецкого автономного округа в реализации подпрограммы 4
В рамках подпрограммы 4 предоставление межбюджетных трансфертов участникам подпрограммы Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и Администрации МО "Муниципальный район "Заполярный район", на осуществление отдельных полномочий по организации в границах поселений и городского округа водоснабжения населения и водоотведения предусматривается до 01.01.2015. Условия предоставления субсидий установлены настоящей Программой в редакции, действующей до 1 января 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.