Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2021 г. N 09АП-66147/20
г. Москва |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А40-269186/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л.Захарова,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ЮГРАТЕХНОГРУПП"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-269186/19 (115-6836)
по заявлению ООО "ЮГРАТЕХНОГРУПП"
к ГУ МРО ФСС РФ в лице филиала N 18
о признании незаконны решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Рустамова А.О. по дов. от 11.01.2021; |
от ответчика: |
Антоненкова Т.В. по дов. от 01.10.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮГРАТЕХНОГРУПП" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее также - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным решения выраженного в письме от 15.07.2019 N07-Л/09-4588 и обязании выделить средства на возмещение расходов в размере 163 956 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, вынесенное судом первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу без - удовлетворения. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам настоящего дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является страхователем по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зарегистрированным 05.12.2017 г. в Филиале N 18 Государственного учреждения - московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - регистрационный номер: 7736064879; код подчиненности: 77181. 29.04.2019.
Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Форма 4-ФСС) предоставляется своевременно.
Общество имеет обособленное от него подразделение, расположенное по адресу: Иосифа Каролинского ул., д. 14, корп.1, офис 2-16, Сургут г., 628400.
Данное обособленное подразделение в Фонде социального страхования Российской Федерации на регистрационном учёте в качестве обособленного подразделения юридического лица не состоит, так как отсутствует одно из условий, предусмотренное п. 15 Приказа ФСС РФ от 22.04.2019 N 217 "Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учёта страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений" - у обособленного подразделения не открыт счёт в кредитном учреждении.
В соответствии с уведомлением от 28.11.2016 N 336142520 Общество поставлено на учет 23.11.2016 в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в г. Сургут Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры на основании сведений о создании обособленного подразделения.
В Расчетах по страховым взносам (Форма по КНД 1151111), представляемых в налоговый орган по месту регистрации в г. Сургуте, отражаются уплаченные страховые взносы и расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В территориальном органе Фонда указанное обособленное подразделение в качестве страхователя не зарегистрировано.
29.04.2019 г. обособленное подразделение ООО "ЮТГ" обратилось в Филиал N 18 Отделения Фонда с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в порядке ст. 4.6 Федерального Закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее- Закон N 255-ФЗ).
02.07.2019 ответчик в рамках камеральной проверки направил в адрес Общества требование N 31 о представлении следующих дополнительных документов: Уведомления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Фонда социального страхования; Информационного письма о наличии/отсутствии расчетного счета у обособленного подразделения; Положения об обособленном подразделении.
03.07.2019 Общество направило ответ на требование заинтересованного лица о представлении документов.
15.07.2019 Ответчик письмом о рассмотрении заявления на возмещение средств (исх. N 07-Л/09-4588) отказал в выделении средств на выплату страхового обеспечения, указав при этом, что в случае применения головной организацией централизованного порядка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное страхование (за себя и за свои обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета) представление отчетности на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обращение за возмещением средств по расходам на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется головной организацией по месту своей регистрации в качестве страхователя.
Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства Фонда являются государственной собственностью, находятся в оперативном управлении ФСС РФ и изъятию не подлежат. Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в данном Положении.
В связи с чем Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что возмещение денежных средств обособленному подразделению, не имеющему отдельного расчётного счета повлечёт нецелевое расходования денежных средств.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренных названными статьями.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или 3 А40-117316/19 лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Вопрос о необходимости наделения обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников, а также об уплате страховых взносов и представлении отчетности в налоговые органы относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.
При этом обращаем внимание, что процедура наделения организацией обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу работников всей организации не является предметом регулирования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, если обособленное подразделение наделено головной организацией полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, что должно быть закреплено в положении о данном обособленном подразделении, то такое обособленное подразделение уплачивает страховые взносы и представляет расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения.
При этом, исходя из положений подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса, головная организация обязана направить в налоговый орган по месту своей регистрации информацию о наделении обособленного подразделения вышеупомянутыми полномочиями по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников.
Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" регистрация организации в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется по месту нахождения обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Обособленное подразделение, которое не зарегистрировано по месту своего нахождения в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с отсутствием у него банковского счета в кредитной организации для совершения операций, не может представлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4 - ФСС в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, а также получать возмещение по расходам на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как следует из положений ст. 6 Федерального закона"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ и Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", для предоставления филиалу не имеющего отдельного лицевого счета средств на возмещение расходов необходимо, чтобы головная организация предоставила в налоговый орган и в Фонд социального страхования информацию о наличии оснований для произведения возмещения.
Однако, доказательств отражения в налоговой отчетности Общества расходов, понесенных в отношении филиала, заявителем жалобы не представлено, следовательно, оснований для признания отказа Фонда в возмещении понесенных расходов незаконным не имеется.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2020 по делу N А40-269186/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.