Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VIII
Характеристика подпрограммы 2 Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды (благоустройство дворовых и общественных территорий)"
1. Паспорт
подпрограммы 2 Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды (благоустройство дворовых и общественных территорий)"
2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 и обоснование включения ее в государственную программу
Подпрограмма направлена на создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа путем реализации комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий муниципальных образований Ненецкого автономного округа, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек.
Подпрограмма реализуется путем предоставления из окружного бюджета межбюджетных субсидий бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части благоустройства дворовых территорий и общественных территорий.
В состав Ненецкого автономного округа входят 4 муниципальных образования, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек: МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа, МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа.
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Под общественной территорией понимается территория муниципального образования соответствующего функционального назначения - площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, иные наиболее активно посещаемые территории.
В 2017 году приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды (благоустройство дворов)" реализуется в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа". Участниками являются МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", на территории которых ведется благоустройство 3 дворовых территорий и 3 общественных территорий.
В 2018-2022 годах в состав участников дополнительно входят МО "Приморско-Куйский сельсовет" Ненецкого автономного округа и МО "Канинский сельсовет" Ненецкого автономного округа.
В рамках приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды (благоустройство дворов)" в обязательном порядке проводятся мероприятия по благоустройству объектов и обустройству инфраструктуры для обеспечения доступности городской среды для маломобильных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств.
Кроме того, в составе мероприятий по благоустройству реализуются альтернативные мероприятия (на каждый год выбирается не менее 5 мероприятий из перечня) по следующим направления:
1) приведение в нормативное состояние объектов региональной и муниципальной собственности согласно перечню и графикам, утвержденным нормативным правовыми актами Администрации Ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления;
2) событийное наполнение благоустраиваемых пространств;
3) создание и развитие инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству (создание межведомственной комиссии Ненецкого автономного округа и муниципальных общественных комиссий);
4) поощрение проектов по благоустройству, реализованных с финансовым участием заинтересованных лиц, и дизайн-проектов, разработанных заинтересованными лицами;
5) создание инфраструктуры спорта и отдыха;
6) благоустройство популярных зон торговли, обустройство мест уличной торговли (ярмарки выходного дня и т.п.);
7) формирование культурной ценности (идентичности) города;
8) создание пешеходной инфраструктуры;
9) благоустройство пустырей и заброшенных зон в черте муниципального образования;
10) создание инструментов софинансирования проектов благоустройства гражданами (принятие в муниципальных образованиях соответствующих актов) для полномасштабного их применения в 2019-2022 годах.
Альтернативные мероприятия на 2018 год.
1) событийное наполнение благоустраиваемых пространств;
2) создание и развитие инструментов общественного контроля реализации проектов по благоустройству (создание межведомственной комиссии Ненецкого автономного округа и муниципальных общественных комиссий);
3) поощрение проектов по благоустройству, реализованных с финансовым участием заинтересованных лиц, и дизайн-проектов, разработанных заинтересованными лицами;
4) создание пешеходной инфраструктуры;
5) создание инструментов софинансирования проектов благоустройства гражданами (принятие в муниципальных образованиях соответствующих актов) для полномасштабного их применения в 2019-2022 годах;
6) благоустройство популярных зон торговли, обустройство мест уличной торговли (ярмарки выходного дня и т.п.);
7) благоустройство пустырей и заброшенных зон в черте муниципального образования.
Обеспечение улучшения качества городской среды включает в себя:
1. Принятие в 2017 году органами местного самоуправления (актуализация действующих) правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям и принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления:
качественно изменит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);
запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;
запустит механизм финансового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;
сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий на территории муниципальных образований.
2. Продолжение начатых в 2017 году мероприятий по сбору лучших практик реализованных (реализуемых) проектов по благоустройству муниципальных образований Ненецкого автономного округа в целях направления их в Минстрой России для включения в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству, а также создания каталога практик благоустройства в Ненецком автономном округе, что позволит:
продемонстрировать фактическую возможность реализации проектов по благоустройству;
изучить и тиражировать положительный опыт;
обеспечить информационную открытость и доступность лучших практик для всех заинтересованных лиц и особенно для инициативных граждан, которые хотели бы самостоятельно реализовывать проекты по благоустройству;
создать механизм поиска наиболее подходящего варианта решения проблемы благоустройства;
стимулировать активность и вовлеченность граждан и организаций в реализацию проектов по благоустройству;
получать методологическую помощь в реализации проектов.
3. Создание системы оценки качества городской среды, которая позволит обеспечить проведение на постоянной и системной основе оценки муниципальных образований, с вовлечением в эту работу самих граждан, по итогам которой ежегодно будет составляться публичный рейтинг благоустроенности муниципальных образований Ненецкого автономного округа.
Ежегодное составление рейтинга благоустроенности обеспечит привлечение внимания органов власти, граждан и общественности к решению одной из ключевых проблем современного состояния городской инфраструктуры - ее агрессивности и некомфортности для человека, в том числе:
позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства конкретного муниципального образования;
сделает публичными для граждан и общественности результаты работы органов власти в сфере благоустройства городской среды и создаст основу для оценки эффективности их работы в этой сфере;
выявленные в результате рейтингования актуальные проблемы в сфере благоустройства будут положены в основу принятия управленческих решений органами власти при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение выявленных гражданами текущих проблем;
позволит стимулировать самих граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципальных образований, в том числе финансово.
4. Реализация на территории Ненецкого автономного округа первоочередных мероприятий по благоустройству, приведет к:
формированию качественной и современной муниципальной нормативной правовой базы по реализации мероприятий по благоустройству;
качественному изменению части городского пространства на территориях реализации проектов, тем самым повышению качества городской среды на конкретной территории и демонстрации органам власти и гражданам возможности практической реализации таких мероприятий и их результатов, создав основу для дальнейшего стимулирования реализации мероприятий по благоустройству;
формированию системы мониторинга исполнения мероприятий по благоустройству городской среды, реализуемых с участием средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Ненецкого автономного округа.
Предоставляемые федеральные и региональные субсидии помогут муниципальным образованиям реализовать муниципальные проекты по благоустройству, что в свою очередь позволит на муниципальном уровне вовлечь в реализацию проектов по благоустройству непосредственно граждан и бизнес, в том числе путем поощрения инициированных дизайн-проектов гражданами или бизнесом и проектов по благоустройству, реализованных с финансовым участием заинтересованных лиц. Тем самым создается сквозная ("сверху вниз" и "снизу вверх") система вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса.
Ключевыми рисками реализации подпрограммы является отсутствие или недостаточность средств окружного и (или) местных бюджетов для финансирования проектов по благоустройству, несоблюдение администрациями муниципальных образований условий соглашений на получение субсидий, непринятие муниципальными образованиями новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим документам, нарушение срока разработки муниципальных программ формирования современной городской среды. Мероприятиями по предупреждению указанных рисков должны стать: приоритет для предоставления субсидий местным бюджетам на благоустройство территорий при формировании проектов окружного бюджета и бюджета муниципального района, привлечение внебюджетных источников, организация системы контроля и мониторинга за исполнением условий соглашений с органами местного самоуправления, утверждение "дорожных" карт с четким графиком реализации соглашения, вовлечение глав муниципальных образований, в том числе через ресурс высших должностных лиц Ненецкого автономного округа в процесс принятия правил благоустройства, работа с участниками приоритетного проекта в части разработки предложений по мероприятиям программы комплексного развития современной городской среды муниципальных образований.
Ключевыми возможностями реализации проекта являются обязательное вовлечение представителей бизнеса к проработке проектов благоустройства общественных территорий, учитывая, что создание отдельных объектов благоустройства на отдельных территориях привлечет граждан как потенциальных потребителей услуг, предлагаемых бизнесом, и вовлечение граждан и представителей общественных организаций (объединений) на участие в проектах путем обязательного общественного обсуждения проектов по благоустройству, создание системы "обратной связи" с гражданами.
3. Участие органов местного самоуправления Ненецкого автономного округа в реализации подпрограммы 2
В рамках подпрограммы 2 предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, подпадающих под критерии участников государственной программы.
Правила предоставления и распределения субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части благоустройства дворовых территорий и общественных территорий представлены в Приложении 5 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.