Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 4 декабря 2018 г. - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 г. N 292-п
Раздел I
Характеристика сферы реализации государственной программы
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, долгосрочной целевой программы "Формирование и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе на 2011-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02 сентября 2010 года N 162-п, экономически значимой региональной программы развития традиционной для Ненецкого автономного округа подотрасли сельского хозяйства "Развитие северного оленеводства в Ненецком автономном округе на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 22 ноября 2012 года N 351-п, государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 12 ноября 2013 года N 406-п, обеспечен рост продукции сельского хозяйства, поголовья оленей и крупного рогатого скота, начат процесс модернизации сельскохозяйственного производства.
За период реализации окружной программы "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14 марта 2013 года N 87-п, и долгосрочной целевой программы "Поддержка сельского потребительского рынка на территории Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 27 августа 2010 года N 159-п, намечено повышение качества жизни населения, проживающего в городской и сельской местности, расширение перечня оказываемых услуг, начат процесс обеспечения предприятий торговли сельской местности торговыми площадями и техническими средствами.
Решение задачи по устойчивому развитию сельских территорий соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. Решение данной задачи требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в Ненецком автономном округе, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
- повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
- повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
- улучшения демографической ситуации;
- развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества и прочего.
Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
За период реализации долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01 октября 2008 года N 166-п, намечено повышение качества жизни населения, проживающего в сельской местности, начат процесс модернизации объектов инфраструктуры.
Механизмом реализации государственной программы определено объединение в единую концепцию развитие всех указанных направлений, определение цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и потребительского рынка, развития сельских территорий, финансовое обеспечение реализации мероприятий подпрограмм и контроль исполнения программных показателей, и их результативности.
Приоритетами государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, в частности устойчивое развитие сельского хозяйства, сельских территорий и торговли Ненецкого автономного округа.
С целью раскрытия общей характеристики сферы реализации государственной программы и прогноза развития сферы в результате реализации государственной программы, предлагается рассмотреть основные показатели по трем направлениям:
1) сельское хозяйство;
2) торговля и потребительский рынок;
3) развитие сельских территорий.
Сельскохозяйственная отрасль Ненецкого автономного округа имеет ярко выраженную социальную направленность. Сельскохозяйственные предприятия Ненецкого автономного округа являются основными работодателями, обеспечивающими занятость более двух тысяч сельских жителей. В связи с территориально-географической удаленностью, слаборазвитой транспортной сетью необходимо повысить роль местных сельхозтоваропроизводителей в поставках животноводческой продукции на продовольственные рынки Ненецкого автономного округа.
С 2000 по 2010 годы наблюдался спад сельскохозяйственного производства и ухудшение финансового состояния отрасли в Ненецком автономном округе. Основными причинами этого являлись низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов, высокая энергоемкость выпускаемой продукции, неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и долгосрочной целевой программы "Формирование и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе на 2011-2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 02 сентября 2010 года N 162-п, с 2011 года Ненецким автономным округом и Муниципальным образованием "Муниципальный район "Заполярный район" начат процесс поддержки отрасли, модернизации средств производства, обновления технологического и транспортного оборудования, строительство важных сельскохозяйственных комплексов.
Абзац утратил силу с 4 декабря 2018 г. - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 г. N 292-п;
Ненецкий автономный округ не относится к регионам, где доминирует сельское хозяйство в силу природно-климатических условий, плохо развитой инфраструктуры, недостатка земель сельскохозяйственного назначения и низкого уровня их плодородия. Вместе с тем доказано, что на Крайнем Севере сельскохозяйственное производство в виде ведения и развития традиционных отраслей хозяйствования (оленеводство, рыболовство, пушной промысел и т.д.) не только возможно, но может быть и эффективным.
Торговля является одной из важнейших составляющих экономики, оказывающих значительное влияние на качество жизни населения. За последние годы в сфере торговли на территории Ненецкого автономного округа происходят позитивные количественные и качественные изменения. Розничная торговая сеть на территории Ненецкого автономного округа на 01 января 2014 года насчитывает 263 предприятий торговли, состоящих из 428 торговых объектов, в том числе 139 торговых объекта расположены в сельских поселениях. Средняя численность работников организаций торговли составляет 1423 человека.
Потребительская кооперация представлена одним городским и восемью сельскими потребительскими обществами, объединенными в Ненецкий окружной союз потребительских обществ. Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения в труднодоступных и малонаселенных пунктах Ненецкого автономного округа. Состояние и тенденции развития потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствуют о наличии в торговой отрасли ряда проблем. Одной из основных проблем является отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в населенные пункты Ненецкого автономного округа. Формирование цены на товары напрямую зависит от транспортных тарифов.
Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе на товары первой необходимости, как в разрезе населенных пунктов, так и в разрезе торговых точек одного поселения.
Абзац утратил силу с 4 декабря 2018 г. - Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2018 г. N 292-п;
Развитие потребительского рынка Ненецкого автономного округа свидетельствует о наличии возможности для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Реализация государственной программы будет направлена на развитие услуг торговли, предоставляемых населению на территории Ненецкого автономного округа.
Существующие проблемы в торговле носят комплексный, долгосрочный характер и требуют согласованных действий органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, производство и поставку товаров.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в государственной программе понимаются сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки.
Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
Государственная программа является инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года.
В государственной программе предусмотрено предоставление субсидий юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в Приложении 2 к государственной программе, по направлениям:
1) строительство, реконструкция и ремонт объектов сельскохозяйственного назначения;
2) оленеводство;
3) животноводство;
4) растениеводство;
5) переработка сельскохозяйственной продукции;
6) обеспечение населения сельских населенных пунктов продовольственными товарами и услугами по доступной цене;
7) ресурсное обеспечение предприятий торговли и потребительского рынка в сельских населенных пунктах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.