Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеповаловой О.А.
судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре-помощнике судьи Михайловой К.П.
с участием прокурора Курышкиной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-62/2023 по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова", акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2023 года, которым административный иск индивидуального предпринимателя Гусаровой Н.А. о признании не действующим в части распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 261-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р", удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" Полтановой С.Н, акционерного общества "Невский экологический оператор" Ларионова Р.В, поддержавших апелляционные жалобы, представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А, считавшего, что решение суда подлежит отмене, представителя Гусаровой Н.А. - Мухина С.М, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга. Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "gov.spb.ru" 26 апреля 2017 года.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 261-р внесены изменения в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р, которым приложение к распоряжению изложено в новой редакции ("Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга") (далее Распоряжение N261-р). Распоряжение опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "www.gov.spb.ru" 25 декабря 2019 года и на официальном интернет-портале правовой информации "www.pravo.gov.ru" 27 декабря 2019 года, а также в специальном выпуске "Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга" N 5, 27 декабря 2019 года.
Пунктом 3 приложения к Распоряжению N 261-р установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров, исходя из расчетной единицы 1 кв.м общей площади в размерах 0, 018 м.куб. и 2, 074 кг. в месяц, в год такой норматив определен в размерах 0, 219 м.куб. и 35, 685 кг.
Согласно примечанию 3 Приложения к Распоряжению N 261-р нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные пунктами 1-12, применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений, встроенных в многоквартирные дома.
Индивидуальный предприниматель Гусарова Н.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, в котором просила признать не действующим распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 261-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р" в части установления нормативов для магазинов промышленных товаров, магазинов хозяйственных товаров (пункт 3 Приложения).
В обоснование заявленных требований административный истец указала на несоответствие оспариваемого правового регулирования Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, ввиду недостоверности и необъективности данных об объеме и массе твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), полученных в ходе замеров накапливаемых ТКО, что нарушает её права как индивидуального предпринимателя, оплачивающего услугу по обращению с ТКО.
Решением Санкт-петербургского городского суда от 27 февраля 2023 года административный иск Гусаровой Н.А. удовлетворен. Признан недействующим со дня принятия пункт 3 Приложения к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 261-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р".
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе акционерное общество "Невский экологический оператор" просит решение суда изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции "признать недействующим со дня принятия пункт 3 Приложения к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 261-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года N 30-р" в части определения массы в месяц и в год (столбец 5, именуемый "норматив накопления твердых коммунальных отходов (в месяц), кг", и столбец 7, именуемый "норматив накопления твердых коммунальных отходов (в год), кг").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с названным законом установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6).
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Проверив обстоятельства, перечисленные в пункте 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, с соблюдением процедуры принятия, установленной пунктами 4.7 - 4.10 положения "О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 сентября 2005 года N 1346, и официально опубликовано. Указанные обстоятельства в апелляционных жалобах не оспариваются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также - Правила, Правила определения нормативов накопления ТКО).
Указанные Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 7 - 12 Правил, формулы для расчета нормативов приведены в пунктах 15 - 22 Правил.
Пунктами 7, 8 Правил определения нормативов накопления ТКО установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в процентном отношении в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа; на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее трех объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 11 Правил определения нормативов).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также Методические рекомендации).
Указанными Методическими рекомендациями замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь (пункт 9); работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет (пункт 15).
Пунктом 4 Методических рекомендаций рекомендовано определять категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых устанавливаются нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям.
Решая вопрос о соответствии распоряжения в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, проанализировав приведённые положения, установив обстоятельства, имеющие значение для дела на основании представленных доказательств, сделал обоснованный вывод о том, что нормативы накопления ТКО, утвержденные пунктом 3 приложения к Распоряжение N261-р установлены с нарушением Правил определения нормативов накопления ТКО, и в связи с этим признал распоряжение в оспариваемой части не действующим со дня его принятия.
При этом суд правильно исходил из того, что при установлении нормативов для категории объектов "магазины промышленных товаров, магазины хозяйственных товаров" административным ответчиком нарушены требования пункта 8 Правил, поскольку замеры отходов в мае 2019 года осуществлялись только на 2 объектах, а в октябре и декабре того же года - только на одном объекте.
Также суд первой инстанции верно указал на невозможность проверить обоснованность расчётов оспариваемых нормативов, поскольку паспорта объектов общественного назначения в отношении рассматриваемых объектов, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N524/пр, не представлены, а из имеющихся в материалах дела актов замеров при отсутствии данных взвешивания контейнеров не представляется возможным установить способ определения массы отходов ООО "Электро-сервис СПб" за 21-25 мая и июль 2019 года.
При таком положении суд пришёл к правильному выводу о том, что экономическая обоснованность оспариваемых значений нормативов допустимыми достоверными доказательствами не подтверждена.
Доводы апелляционной жалобы акционерного общества "Невский экологический оператор" о том, что уменьшение количества объектов не является нарушением Правил, поскольку допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов в случае отсутствия необходимого количества, судебной коллегией отклоняется, поскольку доказательств отсутствия на территории Санкт-Петербурга трёх объектов соответствующей категории не представлено.
То обстоятельство, что Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера, что прямо указано в пункте 2 данных рекомендаций, вопреки доводам апелляционной жалобы акционерного общества "Невский экологический оператор" не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку они основаны не на обстоятельстве несоблюдения Методических рекомендаций, а на обстоятельстве непредставления доказательств обоснованности расчётов при том, что таковые произведены с отступлением от Методических рекомендаций.
Что касается ссылок в апелляционной жалобе акционерного общества "Невский экологический оператор" на то обстоятельство, что неправильное определение норматива накопления ТКО в части определения массы не затрагивает прав административного истца, поскольку определяя для потребителя размер платы за оказание услуги по обращению с ТКО принимается во внимание только объём образуемого ТКО, и, кроме того, истец вправе воспользоваться способом учёта по количеству и объёму установленных контейнеров для ТКО, то такие доводы судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку Правила определения нормативов накопления ТКО устанавливают порядок определения таких нормативов, применяемых при расчёте платы за услугу по обращению с ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчёта данных как о массе, так и объёме накапливаемых отходов (пункты 1, 9, 12, 13), а также принимая во внимание наличие в арбитражном суде спора о взыскании с административного истца задолженности за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, рассчитанной с применением Временных нормативов накопления ТБО, утвержденных 01.11.2006 директором федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по Северо-Западному федеральному округу, согласно которым основными показателями для определения временных нормативов накопления ТБО являются средний удельный норматив накопления твердых бытовых отходов в сутки (куб. м) и средняя плотность (кг/куб. м).
В части установления момента, с которого оспариваемый нормативный акт признан недействующим, вопреки доводам апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова", нормам материального и процессуального права выводы суда первой инстанции, исходя из установленных им обстоятельств, не противоречат.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.
Поскольку судом установлено, что Распоряжение N 261-р в оспариваемой части принято с нарушением Правил определения нормативов, является экономически необоснованным, суд пришёл к верному выводу о том, что признание отдельных положений оспариваемого нормативного акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем оснований полагать ошибочными выводы о наличии оснований для признания оспариваемого правового регулирования недействующим со дня принятия, не имеется.
В рассматриваемом деле обстоятельства, которые делали бы необходимым признание нормативного правового акта недействующим с иной даты, в том числе с даты вступления в силу решения суда, судом первой инстанции не установлены.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Невский экологический оператор", общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.